МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 75 ЗАЙЧОНОК»
(МБДОУ «ДС №75 «ЗАЙЧОНОК»)
______________________________________________________
663340, г. Норильск, район Кайеркан ул. Первомайская, д.36, Тел./факс: (3919) 39 38 09
e-mail: mdou 75@ norcom.ru ОГРН 1062457033264 ИНН 2457062994 КПП 245701001
Открытое педагогическое мероприятие «Поможем Матушке Природе» (подготовительная к школе группа).
Выполнила: воспитатель
Сосновских Дарья Владимировна
Норильск 2024
Интергация областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.
Длительность: 30 мин.
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном мире, взаимосвязи природы и человека.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Учить проводить несложные опыты с водой, при этом делая выводы. Обобщить представление детей о предметных понятиях «природа», «живое», «неживое».
Активизировать словарный запас детей.
Развивающие: развивать воображение, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе. Воспитывать экологическое сознание.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего? Почему?», чтение рассказа В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек».
Материалы и оборудование: Ауди «Голоса птиц», «Звуки леса», «Шум воды», телевизор, ноутбук, презентация по теме, камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры, искусственный водоем с рыбками, коровки для сортировки мусора, 4 сачка.
Ход занятия:
Под музыку Слайд№1 воспитатель и дети входят в зал.
Воспитатель: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
С Добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день, всем говорим!
Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздароваемся (здороваются), и подарим им свои улыбки и хорошее настроение на весь день.
Молодцы! (садятся на стульчики) Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?
Дети: Природа-это все что нас окружает и не создано руками человека. Природа-это где все живет, размножается, растет, цветет. Это весть животный мир. Природа-это то, что может существовать без помощи человека.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что природа бывает живая и неживая, скажите мне что относится к живой природе?
Дети: Живая природа – это люди, животные, растения, бактерии, грибы. К живой природе относится все что дишит, питается, размножается, умирает.
Воспитатель: А что относится к неживой природе?
Дети: Неживая природа-это земля, вода, небо, воздух, осадки, камни, песок, солнце, звезды, горы.
Воспитатель: А как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой?
Дети: Живая природа не может жить без неживой. Луна, солнце, почва, песок, вода, воздух мы нужен для жизни, без этого живая природа не сможет существовать.
Воспитатель: Правильно. Кроме того, мы, как и животные, и насекомые, и рыбы, и растения дышим одним воздухом, пьем воду, и получаем пищу.
Воспитатель: Утром мне на электронную почту пришло необычное письмо. Давайте его откроем вместе. (слайд №2)
(Смотрят на экран.)
«Дорогие друзья!
Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи! К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие обитатели леса. Помогите навести порядок, спасите братьев наших меньших!
Ваша Матушка Природа!»
Воспитатель: Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?
Дети: Да!
Воспитатель: Но прежде чем отправиться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе? (слайд №3)
Дети:
- На природе нельзя громко слушать музыку.
- На природе нельзя бросать мусор.
- Нельзя топтать и рвать цветы.
- Нельзя мыть машины, загоняя их в водоем.
- Нельзя ловить жуков и бабочек.
- Нельзя разводить огонь, не выкопав для него углубление в земле и не обложив камнями.
- Нельзя разорять муравейники.
- Нельзя рвать паутины.
- Нельзя лезть в птичьи гнезда.
- Нельзя трогать детенышей животных.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- Нельзя стрелять в животных.
Воспитатель: Молодцы! Вы все знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе. Давайте попросим ветерок помочь нам. Возбмемся за руки, закроем глаза и дружно скажем: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей!»
(слайд4)
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами в лесу. А вот и речка (слайл5), а в ней рыбки о которых говорилось в письме.(слайд 6). Посмотрите какие они грустные! Ребята , как вы думаете почему?
Дети: Они грустные потому что вода в реке грязная.
Воспитатель: А как она такой стала? Посмотрите, что это? (слайд 7)
Дети: Это мусорная свалка и завод.
Воспитатель: Правильно. Одна труба берет чистую воду, а другая сливает в реку грязную. (слайд 8). Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют ее. (слайд 9) Что мы можем посоветовать, людям, чтобы река не загрязнялась? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы не загрязнять реку нужно убрать свалку и переработать мусор.
Но прежде, чем отправлять мусор в переработку его нужно рассортировать. На какие пять групп сортируют мусор?
Дети: Пластик, бумага, металл, стекло и бытовые отходы.
Воспитатель: Правильно. Давайте поможем рыбкам и очистим им реку от мусора. Вы согласны?
Игра с сачками и сортировкой мусора.
Воспитатель: Вы очень хорошо справились. А чтобы не загрязнять воду отходами, завод должен построить очистные сооружения. (файл 10)
(Опытно-экспериментальная деятельность):
Воспитатель: Ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? (ответы детей)
Для этого нам нужно подойти к столам. Я захватила с собой воду из речки. Скажите, какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов?
Дети: Необходимо надеть халат; не шуметь и не вертеться.
Быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами.
Эксперимент «Очистка воды» Опыт проводится за «Круглым столом».
Воспитатель: Верно. Приглашаю всех подойти к столу. Сейчас мы попробуем очистить вот эту воду в пластиковых стаканчиках. Посмотрите на нее, что вы можете сказать о ее состоянии?
Дети: Она грязная.
Воспитатель: Верно, она грязная. Ребята, все готовы? А теперь внимание! Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку фильтр-диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?
Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чище?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы пропустили воду только через один диск и увидели на сколько чище стала вода, а на заводах стоят такие большие сооружения с множеством фильтров, что вода очищается во много раз лучше. Как вы думаете, нужны ли на заводах сооружения для очистки воды?
Дети: Да!
Воспитатель: Правильно, это помогает не загрязнять окружающую среду.
(слайд 11) Смотрите, наши рыбки повеселели.
Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем.
(Физминутка «Делай так…»)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому еще нужна была ваша помощь?
Дети: Муравьям.
(слайд 12)
– Что можно сказать про муравьев? Какие они?
Дети: Муравьи маленькие, трудолюбивые, сильные. Они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз. (слайд 13)
Воспитатель: Иногда случается так, что некоторые муравьи далеко уходят от своего домика и сбиваются с пути. Тогда они бегают туда-сюда, останавливаются и бегут разыскивать дорогу. Что же помогает им найти обратный путь до дома? На самом деле, муравьи определяют куда идти по запаху. Но не только по запаху, оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Он запоминают, что расположено около их домика, какие деревья, цветы, кустарники, так и находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьев от своих и не терпят, когда на их территорию заползает чужой муравей. Как называется дом муравьев?
Дети: Муравейник (слайд 14)
Воспитатель: А из чего он сделан? И где находится?
Дети: Сделан муравейник из палок и хвойных иголочек. Находится муравейник обычно среди деревьев. (Слайд 15)
Воспитатель: Дети, а какую пользу приносят муравьи?
Дети: Делают почву более рыхлой. Уничтожают насекомых – вредителей.
Воспитатель: Правильно. (Слайд 16) Муравьи помогают птицам. Птицы опускаются на муравейник, вытягивают крылья и так сдят несколько минут. Муравьи позают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу. (слайд 17)
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
Дети! Когда люди пришли сюда все муравьи спрятались в муравейнике, но один муравьишка ушел слишком далеко и не успел, а теперь грустит и боится. Давайте поможем муравьишке вернуться домой?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Ребята, вам надо не только восстановить муравейник, убрав с него камни, но и расположить камешки по порядковому счету от 1 до 10, чтобы муравей нашел дорогу домой. Справитесь? (ответы детей)
Д/и «Тропинка» (На столе муравейник с камнями, на другой стороне муравей. Дети убирают камни, 10 детей по порядку выкладывают камни с цифрами от муравья до муравейника)
Воспитатель: Отлично, вы замечательно справились! Посмотрите муравьи довольны (Слайд 18).
Воспитатель: А теперь идем дальше, что же случилось в этом лесу? (убирает ширму. Часть группы за ширмой, оформленная как лес-елочки, грибочки, травка, цветы, под деревьями модно посадить игрушечных зверей. Повсюду разбросан мусор: пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки и т.д)
Воспитатель: Посмотрите, дети, лес печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ними произошло, ребята, как вы думаете?
Ребенок:
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу?
Дети: Нет!
Воспитатель: А куда нужно выбрасывать мусор? (ответы детей)
Воспитатель: А как мы можем помочь лесу?
Дети: Собрать мусор в пакеты.
Воспитатель: Давайте-ка с вами его уберем. (Под музыку собирают мусор в пакет) А позже я выброшу этот мусор в мусорный бак.
(Слайд 19)
Воспитатель: Ну вот мы всем и помогли. А теперь нам нужно возвращаться в детский сад. (Встают в круг)
Давайте закроем глаза и скажем
«Ветерок подуй сильней, унеси нас в сад скорей»
Ну вот мы и в саду. Посмотрите ребята, опять нам письмо пришло на электронную почту. (Слайд 20) (На экране появляется веселая Матушка природа)
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях: о рыбках, о муравьях и о зверятах! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам гостинцы. До новых встреч!»
Воспитатель: Ребята, ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь братьям нашим меньшим, правда? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Какие эмоции остались после путешествия?
(Дети делятся своими мыслями, отвечая на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас, ребята, за активное участие. Надеюсь, что наше путешествие было интересным и познавательным для вас. (разбирают угощение, уходят в группу.)