Проект «Природа родного края»
составила Викторова Н.В. воспитатель МДБОУ детский сад №122
Вид проекта информационно-творческий
участники проекта: педагоги, дети, родители
Сроки реализации проекта январь
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема Экологическое воспитание и образование детей значимо с позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое и в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувство, волю.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения природных особенностей родного края
Задачи:
- Обогащать знания детей о природных богатствах родного края;
- Развивать интерес и любознательность детей к познанию природы своего региона;
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через ознакомление с природойпри взаимодействии с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего региона.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Первый этап. Сбор банка данных.
I этап – подготовительный (Создание условий для реализации проекта
«Природа родного края»)
– Разработка проекта
– Постановка цели и задачи.
– Подбор информационного материала по теме (стихи, иллюстрации,
презентации, художественная литература).
– Разработка конспектов образовательной деятельности.
II этап – основной (Эффективная организация совместной деятельности
воспитателей, детей, родителей по реализации проекта)
Беседы: «Зимующие птицы нашего города», «Зимний лес и его обитатели» «Что такое «Красная книга», «Красная книга Нижегородской области» «Хвойные деревья наших лесов» «Чистый воздух в городе», «Лес и наше здоровье». «Берегите лес»
НОД «Люблю тебя – мой край родной» «Заповедники Нижегородского края» викторина «Знатоки природы»
Аутотренинг «Мы – друзья природы»
Рассматривание картин и иллюстраций: С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных» «Птицы нашего края»
Виртуальные экскурсии (по средствам мультимедиа презентации) по Нижегородскому краю. «Лес – наше богатство»
Просмотр презентаций «Мы друзья леса» «Заповедники Нижегородской области»
Продуктивная деятельность рисование «Сорока – белобока», «Зимний лес» «Сосновая веточка» лепка «Елочка» «Животные леса» «Снегирь» конструирование из бумаги «Лисичка и зайчик» аппликация «Зимовье зверей» «Кормушки для птиц» «Деревья в снегу»,
Речевая деятельность Составление рассказов по опорным схемам:
«Лесное царство». Сочинение историй и экологических сказок
по мотивам родного края.
Знакомство с литературными произведениями: В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой» В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», К.Ушинский «Проказы старухи зимы» «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Г..Скребицкий «Четыре художника», Т.Шорыгина «Наши пернатые друзья»
Литературный вечер «Люблю тебя, мой край родной!»
Дидактические игры «Что где растёт?», «С какой ветки детки?», «Найди по описанию» «Узнай по голосу птиц», «Птицы нашего края» «На что похоже?», «Что мы видим?», «Что такое?»
Подвижные игры: «Хитрая лиса» «Охотники и зайцы» «К дереву беги»,
«Ёлочки бывают», «У Оленя, дом большой»,«Снежная карусель»,
Взаимодействие с семьей
Консультация «Знакомим детей с природой родного края» «Экологическое воспитание детей в семье»
Оформление наглядного стенда «Берегите природу».
«Красота для цветника» (участие в подготовке рассады цветов).
Привлечь к акциям «Сбережом лес» (сбор макулатуры), «Скворечник»
Совместные экскурсии в лес «Щелковский хутор»
Выставка рисунков «Мы – друзья леса». «Животные и растения из Красной книги Нижегородского края».
III этап – заключительный
Квест- игра «Природа Нижегородского края»
Мини – музей Природа Нижегородского края»
Лэпбук « Природа родного края»
Результат:
В результате проведенной работы предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к природным богатствам родного края.
Благодаря проектной работе, дети внимательнее стали относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения, научились анализировать, контролировать, оценивать свое поведение в природе, разрешать возникшие проблемы.
Литература:
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М., 2010
Рыжова Н.А. Наш дом – природа.- М., 2010
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008.