ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Старобельская средняя школа №1 »
(ГБОУ ЛНР «Старобельская средняя школа №1»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ
Автор – составитель: Мирошникова Наталья Геннадиевна,
учитель начальных классов
М. О. Старобельский,
г. Старобельск, 2025 г.
Тема урока: Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Составные задачи. Нахождение периметра многоугольника. Признаки зимы. Зимние месяцы.
Какие предметы интегрируются: математика, окружающий мир
Цель: активизировать мыслительную деятельность, обобщить и систематизировать знания учащихся о живой природе; повторить приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток на примере решения составных задач и нахождения периметра многоугольника; обобщить и расширить знания обучающихся о зиме, зимних явлениях, зимних месяцах.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний
Задачи:
Образовательные:
- отрабатывать умение находить значение выражений, опираясь на знание приемов сложения и вычитания с переходом через десяток;
- совершенствовать навыки решения задач изученных видов, развивать навыки устного счёта;
- закрепить навыки нахождения периметра многоугольника;
- углубить знания обучающих о природе и зимних явлениях.
Развивающие:
- содействовать развитию познавательной активности, умению рассуждать, сравнивать, наблюдать;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, интерес к математике, умение заботиться о природе и её обитателях.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научаться: применять правила сложения и вычитания при устных и письменных вычислениях; получат возможность научиться: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями ее выполнения, выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и своих товарищей.
Метапредметные:
Личностные УУД: проявляют адекватную позитивную самооценку, а также познавательный интерес к учебной деятельности; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, оценивают свои поступки; используют приобретённые знания и умения при выполнении заданий.
Регулятивные УУД: слушают с целевой установкой; работают по предложенному учителем плану; осуществляют взаимоконтроль; адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные УУД: , анализируют и перерабатывают информацию, представленную в виде текста, иллюстраций, схем; решают практические задачи с помощью наблюдения; делают выводы в результате совместной деятельности в парах и группах, работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя; осуществляют взаимопомощь в совместном решении поставленных задач.
Формирующиеся ценности: любовь и доброе отношение к природе.
Методы и формы обучения :
- Методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приём демонстрации наглядности: мультимедийное сопровождение);
- Методы стимулирования и мотивации(приём: создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);
- Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная.
Формы деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, совместная.
Способы оценки результатов:
Для учителя | Для обучающихся |
– индивидуальная оценка каждого обучающегося;
– оценка всей работы; |
– самооценка каждого;
– оценка работы групп; -обсуждение оценок всех членов группы. |
Программно – методическое обеспечение урока:
дидактический материал: карточки (для самостоятельной работы), «Планшеты успеха» (для самооценивания).
Оборудование: магнитная доска, мультимедийное сопровождение (презентация).
Наглядно-демонстрационный материал: схема краткой записи задачи, изображение геометрических фигур, снеговика, название месяцев.
Основные понятия и термины: сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, периметр, признаки зимы, календарь наблюдений, зимние месяцы.
Ход урока
І. Организация класса. Создание «зимнего» настроения. (Слайды 1-2)
ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
-Зима – это прекрасное время года. Скажите с чем оно у вас ассоциируется? (Устные ответы детей).
– Нужно ли помогать птицам?
– Как математика помогает вести наблюдения за природой?
– Сделайте предположение. Назовите тему и задачи урока. (Слайд 5)
III. Актуализация знаний.
1.Мозговой штурм. Самостоятельное использование обучающимися знаний в нестандартних ситуациях
- Отгадывание ребуса «Зима».
- Посмотрите внимательно на изображение и отгадайте ребус.(Слайды 3-4)
- Составление ассоциативного куста «Зима и математика».
- Нейропсихологическая игра «Ручки» (паличиковая гимнастика). (Слайд 6)
- Прекрасно! Зимнее настроение у нас тепер есть! А тепер попробуем приготовить наши ручки к работе. Проведем пальчиковую гимнастику.
ІV. Обобщение и систематизация знаний
- Подготовка обучающихся к обобщённой деятельности.
- Минутка каллиграфии. (Слайд 7)
- Устный счет «Накорми птиц»
- С наступлением холодов особенно тяжело приходится птицам. От недостатка пищи и холода многие из них погибают. Давайте режим примеры устно и накормим птиц (дети записывают ответы в тетрадь). ( Слайды 8-9)
- Самооценка по «Планшету успеха». (Слайд 10)
- Творческое перенесение знаний и навыков в новые ситуации.
1.Работа в парах. Самостоятельная работа «Построй башню с Lego».
- Поработаем самостоятельно. Необходимо решить примеры и из их ответов составить башню с Lego (при этом каждый ответ соответствует определенному цвету кубика). (Слайды 11 – 12)
- Самооценка по «Планшету успеха». (Слайд 13)
Физкультминутка. (Слайд 14)
2.Составление задачи по краткою записи. Календарь наблюдений за ноябрь 2024 года
- Ребята, мы с вами в классе ведём календарь наблюдений. Составьте по нему задачу и запише её краткую запись и решение. Затем сделайте самопроверку (работа в тетради). (Слайды 15 – 16)
- Самооценка по «Планшету успеха». (Слайд 17)
- Работа в группах. Найди периметр фигуры. Исследование «Сколько прошел снеговик? (Слайды 18 – 19)
– Ребята, вы прекрасно справились с задачей. А теперь поработаем в группах. Давайте вспомним зимние месяцы и назовем их. Молодцы! Так назовем и наши группы. Теперь бъединимся в 3 группы по 4 человека по их названию.
1группа – декабрь
2 группа – январь
3 группа – фехраль
- Наш снеговик отправился в лес. Там он оставил следы в виде геометрических фигур.
Задание: назови фигуру и найти её периметр (работа в тетради).
- Самооценка по «Планшету успеха». (Слайд 20)
- Составление сенкана «Зима». (Слайд 21)
– Зима – это здорово! Давайте порассуджаем и вспомним её приметы.
Какая? Холодная, снежная.
Что делает? Морозит, снежит, сковывает.
Декабрь – первый месяц зимы.
Зима – это время года?
- Самооценка по «Планшету успеха». (Слайд 22)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итог урока . Рефлексия.
Снеговичок:
- Теперь, ребята подведём итог урока. (Слайд 23)
- Приём незаконченных фраз «Что для вас было?»
- самое понятное?
- самое полезное?
- самое новое?
- самое насыщенное?
- «Оцени своё настроение на уроке»
- А тепер поделитесь впечатлениями от урока.
- Вижу, что вам всем понравился урок!
- Оценивание учителем работы на уроке. анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Рефлексия «Мой планшет успеха». (Слайды 24- 25)
– Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Давайте устно сформулируем выводы «Над чем стоит ещё поработать».
– А теперь прикрепите на доску свои «Планшеты успеха» с самооценкой работы на уроке. А я тоже проведу её оценивание (учитель приклепляет фишки «Светофор»). Отлично! Рада, что наши оценки совпали!
Используемая литература
- Моро М. И., Волкова С. И, Степанова С. В. Математика в 2 частях: 2 класс – М.: Просвещение, 2022.
- Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 2 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – 8-е изд., эл. – 1 файл pdf : 482 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный. I
- Плешакова А. А. Окружающий мир в 2 частях: 2 класс – М.: Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник
http://www.allbest.ru/ Бесплатные библиотеки сети Интернет.
http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный Интернет-портал.