Логопедическая кукла в работе с детьми.
Доклад подготовила учитель-логопед Шевякова Ирина Николаевна.
У детей с ТНР имеют нарушения звуко-произносительной стороны речи, ограниченный словарный запас, нарушения лексико-грамматической стороны речи, слабо или совершенно несформированные коммуникативные навыки, своеобразные психофизические особенности развития, что, в свою очередь, требует от педагога комплексного подхода к проведению коррекционно-развивающей работы.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения, а также скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.
Постановка правильного произношения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения.
Для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются: муляжи органов артикуляции; артикуляционные профили; показ положений языка с помощью кистей рук; логокуклы. Последний прием позволяет показать как статику, так и динамику артикуляции, а также моделировать артикуляционные упражнения, направленные на регуляцию тонуса языка.
Присутствие педагога рядом с куклой, их взаимодействие позволяют детям – логопатам преодолеть страх общения, быстрее пойти на контакт, приобрести уверенность в своих собственных силах и возможностях. Правильно подобранные параметры логопедической куклы дают возможность ребенку воспринимать её как своего друга, улучшают эффект от проводимых игр-занятий. Своей игровой направленностью логопедическая кукла значительно облегчает усвоение детьми изучаемого материала, что, в свою очередь, способствует активизации познавательного и речевого интереса детей.
Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактические куклы, которые использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С их помощью можно модифицировать вышеуказанный прием и вместе с тем она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон.
Своим куклам я дала имена: Квака, Жужа, Ам-ням, Зая. Логопедическая игрушка – это игрушка с раскрывающимся ртом. Голова ее сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать).
Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык игрушки, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции.
В целом, работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Кстати, их можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с игрушкой наиболее старательному ребенку.
Кукла используется:
- На занятиях, как игровой персонаж, для организации единого сюжета.
- В качестве наглядного пособия для выполнения артикуляционных упражнений:
а) для губ.
б) для языка.
Артикуляционная гимнастика
Показываем ребенку, что может делать кукла. Игрушка показывает и говорит, ребенок повторяет.
- игрушка умеет широко открывать рот и зевать
- высовывать и держать язык
- делать язычком движение “часики” (двигаем язычок влево-вправо)
- тянуть язычок наверх (дотянись до носа) и опускать вниз – упражнение “качели”
Игры на развитие речи, мелкой моторики и просто веселые игры
- Чистим зубы. Ребенок учит игрушку чистить зубы, а заодно сам учится)
- Играем в доктора: наша игрушка простудилась, доктор смотрит ей горлышко и просит сказать ААА.
- самой интересной игрой для малыша станет кормление игрушки вкусняшками – фигурками фруктов и овощей. Говорим “Ешь, Жужа”. “Как Жужа ест?”. “Ам-ам”. Если ребенок уже говорит, просим его озвучивать, чем он сейчас кормит Жужу. Если пока не говорит – называем еду сами. А еще можно обсудить, какая любимая еда у Жужи, а какая у ребенка.
Методика работы с логопедической куклой.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с воспитателем.
Хотелось бы закончить следующими словами:
«Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок».