Тема урока: «Как математика служит Отечеству».
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1- м классе.
Цель урока: создание условий для закрепления умения решать текстовые задачи, пользуясь основными приёмами работы (анализ условия, составление краткой записи, выбор действия); объяснить значение слова «Отечество», «Родина».
Задачи урока:
1.Образовательные: формировать умение решать текстовые задачи; формировать умение выделять части задачи (условие, вопрос и их взаимосвязь); совершенствовать вычислительные навыки; познакомить с историей возникновения праздника «День защитника Отечества»; знакомство с некоторыми историческими фактами и математическими задачами, решение которых помогло победить в годы Великой Отечественной войны.
- Развивающие:
– развивать коммуникативные способности (через высказывания);
– развивать логическое мышление (через операции анализа, синтеза,
сравнения, через решение логических задач);
– развивать самостоятельность и творческие способности (через дифференцированную самостоятельную работу);
– развивать познавательную активность обучающихся;
– развивать внимание (через разные виды деятельности);
– развивать память (оперативную, зрительную, произвольную и др.виды);
– развивать саморегуляцию (через самоконтроль и самооценку);
– формирование мировоззрения на математику – как на науку, прикладная особенность которой: математический аппарат, применяемый почти всеми другими науками.
- Воспитательные:
– воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, потребность в знаниях;
– воспитывать интерес к урокам математики и окружающему миру;
– воспитывать чувство патриотизма;
– воспитывать любовь к родному краю, Родине; чувства гордости за свою армию;
– продолжить обучение работы в парах.
Ход урока
- Организационный момент. СЛАЙД 1
– Добрый день! Ну, а что это значит? Значит, день был по – доброму начат, Значит, день, принесёт и удачи, И здоровье, и радость нам всем!
– Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, удачи на нашем уроке и всем удачи на весь день. Дети сели.
1.1 Мотивационный момент. Сразу рассказываем стих.
Я с утра спросила маму:
— Что за праздник к нам пришёл,
Почему все суетятся,
Праздничный готовят стол?
Папа в новенькой рубашке,
Дед надел все ордена,
Ты вчера возле духовки
Провозилась допоздна.
В этот праздник поздравляют
Всех мужчин, со всей страны,
Ведь за то они в ответе,
Чтобы не было войны!
– О чём вы сейчас прослушали стихотворение?
– Как вы думаете, о чёс будет наш сегодняшний урок?
– Ребята, какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитника Отечества).
– Что такое Отечество? (Отечество – это наша родная страна). СЛАЙД 2
– Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «отчизна», «отчий дом».
– Какого числа? Кого мы поздравляем в этот день? (Мужчин, солдат, отцов, братьев). СЛАЙД 3
– 23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы.
1.2 Беседа о празднике.
– И сегодня на нашем уроке, мы с вами посмотрим видео интервью майора полиции, командира отдельной роты патрульно-постовой службы полиции МО МОД России «Тобольский» Таштамирова Артура Ринатовича. СЛАЙД 4
– Раздать маршрутные листы. ВМЕСТЕ. СЛАЙД 5
- Основная часть
– Ребята, перед выполнением заданий, давайте с вами настроимся на работу, и выполним гимнастику для глаз. СЛАЙД 6
- Физминутка для глаз
- Интерактивная доска
– А знаете, ли вы, что в наше время страну охраняют разные виды войск? А какие именно мы с вами узнаем, решив первое задание в маршрутных листах. (сухопутные / пехота).
6+4-2=8 П 2+3-1=4 О
10-6+1=5 Е 5-2+4=7 Т
4+3-1= 6 Х 6-3+7=10 А
ПЕХОТА СЛАЙД 7
– Отлично справились с заданием.
– Ребята, что происходило с числом, когда мы выполняли действия? Оно изменялось. Если мы складываем, то число …. Если мы вычитаем, то число….
– Кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (выполнять действия с числами, решать задачи)
– Давайте просмотрим видео, про угаданный род войск – пехоту.
2.3 Ролик про пехоту. СЛАЙД 8
– Сейчас вы увидели героизм наших солдат. И нам хотелось бы рассказать об одном человеке, очень известном математике Колмогорове Андрее Николаевиче. СЛАЙД 9
– Дак вот ребята, этот человек специально изучал законы попадания в цель. Его подсчёты повысили точность стрельбы.
– И сейчас, мы предлагаем вам, точно следуя алгоритму СЛАЙД 10 – решить задачу и отгадать следующий род войск.
2.4 Решение задачи (доска и маршрутные листы) СЛАЙД 11
В море вышло 6 больших кораблей, а маленьких на 3 меньше. На сколько, больших кораблей больше, чем маленьких?
- 6-3=3 (к.)
Ответ: на 3 корабля.
Вывод: чтобы узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого, мы что делаем? (вычитаем)
– Молодцы!
-Как вы думаете, раз мы заговорили о море, то о каких войсках идёт речь? Морские войска (моряки). СЛАЙД 12
2.5 Ролик о моряках
СЛАЙД 13
– А вы знаете, что один из математиков создал таблицу непотопляемости и равновесия корабля – это Алексей Николаевич Крылов.
2.6 Физминутка (двигательная) – М +А СЛАЙД 14
– Ребята, а теперь мы с вами попробуем выполнить несколько военных упражнений.
– Ну а мы с вами продолжаем знакомство с видами войск. И предлагаем поработать в паре. СЛАЙД 15
2.7 Работа в паре
– В ваших конвертах есть фигуры, давайте в паре попробуем сконструировать самолёт. СЛАЙД 16
– Какие фигуры вам помогли? СЛАЙД 17
–А, что вы знаете о треугольнике и о квадрате? СЛАЙД 18
– Как вы думаете, самолёт, это какой вид войск? (воздушные войска) – лётчики.
- Ролик о лётчиках СЛАЙД 19
- Рефлексия.
– А сейчас, мы вам предлагаем побыть в роли лётчика (найти под партой конверт). – Посмотрим, что внутри? (синий и зелёный самолеты)
– Если вам на уроке всё понравилось и получилось выполнить все задания, то поднимите в воздух – синий самолёт.
– Если, вы что-то не поняли, то поднимете в воздух – зелёный самолёт.
– С какими войсками мы сегодня познакомились?
-Что вы запомнили?
-Скажите, пожалуйста, что вы поняли, как математика служит Отечеству? (точность, правильность, алгоритм, расчёты…)
-Даже майор полиции Таштамиров А.Р. сказал, что математика помогла ему в армии.
– Звучит начало песни Шаман «Моя Россия». Просмотр фильма про армию и фоном песня Шамана. СЛАЙД 20
- Итог урока СЛАЙД 21
– Мы сегодня для вас с Марией Александровной, создали этот видеоролик и надели такую необычную форму, чтобы показать вам, что путь каждого защитника Отечества начинается со школы.
– И мы думаем, что вы будете настоящими защитниками и патриотами нашей Родины!
– Дорогие наши ребята, благодарим вас за урок.
– И примите от нас армейский шоколад!