Муниципальное общеобразовательное учреждение Крутоярская средняя общеобразовательная школа

(МОУ «Крутоярская СОШ») 

Программа наставничества

Учитель – ученик группы «риска»

Составитель:       

Костечко Л.Ю.

– 2022-

Пояснительная записка

В современном обществе многие дети сталкиваются с различными проблемами, которые негативно сказываются на их учебном процессе и будущей жизненной карьере. Образовательные организации работают над тем, чтобы помочь таким ученикам, и одним из способов решения этой проблемы является наставничество. Программа наставничества педагогических работников образовательной организации является важным инструментом в этой работе и направлена на помощь самым уязвимым ученикам – детям «группы риска». 

В каждой школе есть трудно обучаемые и трудновоспитуемые подростки 11 – 15 лет. Они отличаются  пониженной обучаемостью и работоспособностью, дисгармоничным развитием, имеют худшие, чем сверстники, качества адаптационных механизмов. С целью предупреждения и преодоления их трудновоспитуемости и разработана данная Программа.

 Программа направлена на разрешение многих важных задач, связанных с развитием, коррекцией, социализацией, становлением гражданственности личности детей «группы риска». В программе предусмотрена  педагогическая диагностика, включение воспитуемого в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение детей «группы риска» к социально-ценной деятельности с учетом положительных качеств, сил, способностей. Процесс воспитания «проблемных» учащихся в школе основан прежде всего на общих педагогических принципах организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Вместе с тем он имеет рад особенностей, которые нашли отражение в этой программе, в частности: в подходе к структуре планирования, в организации индивидуальной работы с учащимися.

Рабочая программа наставничества учитель – ученик «группы риска» разработана на базе МОУ «Крутоярская СОШ» в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Учитель будущего». 

 

Цель и задачи программы наставничества « Учитель – ученик «группы риска»

Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.

Задачи:

1) помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;

2) развитие гибких навыков и метакомпетенций;

3) оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;

4) создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы; 

5) формирование устойчивого сообщества обучающихся.

 

Организация работы наставника с детьми «группы риска»

Цель работы наставника – оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки подростку группы риска по  предупреждению и преодолению возникших  неблагоприятных ситуаций.

Задачи:

  • Установление контакта с подростком.
  • Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе.
  • Забота о быте подростка.
  • Отслеживание социальных контактов.
  • Формирование ближайшего окружения.
  • Правовая поддержка.
  • Помощь в организации досуга.
  • Контроль над соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничение пребывания на улице, обязанность учиться, не нарушая устав школы)
  • Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка.
  • Помощь в конфликтных ситуациях в школе.
  • Организация  профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающегося;
  • Повышение правовой культуры и социально педагогической  компетенции родителей обучающегося;
  • Осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально- психолого- педагогической  поддержки, обеспечению досуга и отдыха ребенка, находящегося в социально опасном положении;
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
  • Формирование потребности ведения здорового образа жизни.

 

Срок реализации программы наставничества учитель – ученик «группы риска» рассчитан на 1 год, но может зависеть от конкретных условий и потребностей образовательной системы. В некоторых случаях программа может быть продолжительной, чтобы получить максимальный эффект в работе с детьми группы риска. Также возможен вариант краткосрочной программы наставничества, направленной на решение конкретной проблемы с отдельным ребенком. В любом случае, главной целью программы должна быть помощь ученику в формировании личности и успешной адаптации в обществе, а также помощь классному руководителю в решении задач воспитания и обучения детей.

 

План работы наставника с учеником «группы риска»

№ п/п Мероприятие Сроки Ответственный
1 Разработка плана индивидуальной профилактической работы с обучающимися «группы риска» сентябрь Учитель- наставник
2 Изучение  интересов и склонностей обучающегося через тестирование, анкетирование  и наблюдение  с целью вовлечения  в  кружки, секции по  интересам. сентябрь Учитель- наставник
3 Вовлечение в культурно массовую работу, кружковую работу, внеурочную деятельность. сентябрь – октябрь Учитель- наставник
4 Помощь в выборе индивидуального  образовательного маршрута. Учитель- наставник
5 Разбор конфликтных ситуаций. сентябрь Учитель- наставник
6 Контроль поведения в школе. ежедневно Учитель- наставник
7 Контроль за учёбой, выполнением 

домашнего задания. 

ежедневно Учитель- наставник
8 Контроль посещаемости занятий. ежедневно Учитель- наставник
9 Контроль текущей успеваемости. ежедневно Учитель- наставник
10 Посещение уроков с целью выявления 

трудностей в учёбе.

в течение года Учитель- наставник
11 Приглашение родителей и детей «группы 

риска» на советы профилактики.

в течение года Учитель- наставник
12 Оказание педагогической помощи в 

ликвидации пробелов в знаниях, умениях 

и навыках.

в течение года Учитель- наставник
13 Индивидуальные беседы по профилактике правонарушений. в течение года Учитель- наставник
14 Проведение мероприятий, бесед, классных часов о культурном поведении. в течение года Учитель- наставник
15 Разработка информационных материалов по проблемам психологического здоровья и здорового образа жизни для обучающегося. в течение года Учитель- наставник
16  Привлечение обучающегося к участию в творческих мероприятиях образовательного учреждения, района, области. в течение года Учитель- наставник
17 Привлечение обучающегося к участию в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах. в течение года Учитель- наставник
18 Проведение родительского  собрания, индивидуальные беседы:

права, обязанности и ответственность родителей;

причины совершения несовершеннолетними   

противоправных действий;

профилактика употребления ПАВ среди подростков.

в течение года Учитель- наставник
19 Привлечение родителей к  участию в мероприятиях культурно – оздоровительного характера. в течение года Учитель- наставник

 

Ожидаемые результаты реализации программы наставничества

 

  • Улучшение партнерских взаимоотношений, связанное с выстраиванием коммуникации между наставником и наставляемым. 
  • Выявленные интересы и склонности ребенка группы риска привели к  вовлечение  в спортивные секции, во внеурочную деятельность.
  • Через индивидуальную профилактическую работу повышена мотивация к учению.
  • Улучшение взаимоотношений со сверстниками, через мероприятия направленные на сплочение классного коллектива.
  • Повышение учебной мотивации ученика повысило учебные способности ребенка и снизило количество пропусков и неудовлетворительных оценок.
  • Измеримое улучшение показателей ведение здорового образа жизни.