Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Яндобинская средняя общеобразовательная школа»
Аликовского района Чувашской Республики
Методическая разработка классного часа
«Мы будем помнить»
Класс: 4
Автор:
Краснова Альжбета Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
МАОУ «Яндобинская СОШ»
Аликовского района Чувашской Республики
Яндоба -2018
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Цели:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к историческому боевому пути славной Родины.
- Углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя.
- Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, к ветеранам.
- воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Оборудование: презентация в программе PowerPoint, запись песен о Великой Отечественной войне, выставка детских рисунков, выставка творческих проектов, плакат “Мы голосуем за мир”, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Звучит марш “Прощание славянки” (Слайд)
Учитель: – Какое настроение вызвала эта песня. О чём сегодня будем говорить?(ответы детей)
Учитель:– Да, сегодня будем говорить о войне. О людях на войне. О детях войны. Но вначале давайте вспомним, а как называется эта последняя война с фашистами? (Слайд)
Дети: ( Великая Отечественная война)
Учитель: Почему “Великая”?
Дети: (большая война, многие государства были втянуты в нее)
Учитель: Почему “Отечественная”?
Дети: (все Отечество, вся страна поднялась на защиту Родины. И дети, и старики, и женщины помогали нашим войскам как могли…)
Учитель: А сейчас попробуйте отгадать зашифрованное слово.
Учитель: – На доске написаны слова. От первого слова возьмите корень, от второго – суффикс, от третьего – окончание. (помирились, танковый, красная)
– Что получилось?
Дети: (мировая)
Учитель: Имеет отношение это слово к данной войне?
Дети: ( Да, ее еще называют II Мировая )
Учитель: Почему?
Дети: (в эту войну был вовлечен почти весь мир, многие государства мира воевали с фашистами)
Учитель: Какие слова ассоциируются у вас со словом “война”?
Дети: Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа.
Учитель: Ребята, вспомните, а когда началась Великая Отечественная война?
Дети: (22 июня 1941 года)
Учитель:-Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды.
Ученик:
Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войн
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
– И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.
Музыка обрывается, голос: (Слайд , запись речи Левитана о начале войны)
(звучит песня “Вставай, страна огромная!”)
Ученик:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Ученик:
Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
Ученик:
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Ученик:
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Учитель:
Вместе со всеми наши земляки, уроженцы Яндобинского поселения, ушли на борьбу с гитлеровским фашизмом и, проявляя беспримерное мужество и героизм, золотыми буквами вписали свои имена в летопись Великой Победы.
Ученик:
Александр Алексеевич Моляков родился 20 июля 1920 года в семье крестьянина с. Русская Сорма Аликовского района. Окончив в 1940 году Ядринский сельхозтехникум, уроженец с. Русская Сорма Александр Моляков несколько месяцев проработал агрономом районного земельного отдела. А в октябре его призвали в армию. Более полугода учился в школе младших авиаспециалистов. Будучи мотористом, механиком, готовил к боевым вылетам самолеты в 12-м, 13-м, 897-м истребительных авиаполках. Старший сержант Моляков успешно справлялся с поставленными задачами. Он участвовал в боях в Югославии, Австрии, Румынии, Болгарии, Венгрии, победу встретил в Германии, а также участвовал в Сталинградской битве. Победу встретил в 7 км. от г. Вена (Австрия) г. Гимберг.
Домой Александр Алексеевич вернулся в марте 1946 года.
Ученик:
Родился Михаил Изосимович в деревне Челкасы Аликовского района Чувашской Республики 20 мая 1924 года.
Когда началась война, ему было семнадцать лет. Вместе с остальными он тогда работал в колхозе. Война ворвалась и в его жизнь, разрушил все его планы. Как все юноши и девушки он шагнул навстречу опасности и смерти. В 24 августа 1942 года, ему уже было восемнадцать лет, призвали на фронт. Он оказался в Костроме. Там он стал пулеметчиком. Потом их всех отправили на фронт будучи уже сержантом. Около деревни «Маяк» его ранили в ногу. Он оказался в госпитале в Горьковской области. После госпиталя опять стал в строй. В 1944 году около Харькова его опять ранили в руку, а после госпиталя его отправили в Днепропетровск. Во время войны был дважды ранен и контужен. Он воевал на 1-ом Украинском фронте. В 1945-47 годах служил в Воронеже. Он был награжден знаком «Фронтовик 1941-45», медалью Жукова.
В 1947 году Изосимов М.И. вернулся домой.
Ученик:
Аркадьев Андрей Аркадьевич родился 6 декабря 1923 года в деревне Челкасы в семье колхозников. В армию его забрали 14 апреля 1942 года. В городе Водкинске обучался в военном училище. В августе месяце молодого бойца забрали на войну. В составе 59-ой стрелковой бригады Северо-Кавказского фронта 4 дня стояли в обороне Малгобекской возвышенности. Он участвовал в освобождении городов Орджоникидзе, Моздока. В ожесточенных боях их стрелковая бригада потеряла много бойцов. Поэтому и была расформирована. Оставшихся в живых, на поезде привезли в город Тбилиси, потом в город Селинджик для обучения вождению техникой. После обучения воевал в составе 10 гвардейского корпуса. Не менее ожесточенными были бои при освобождении города Новороссийска, где Аркадьев был ранен в ногу и отправлен в госпиталь города Кисловодска для лечения. Пролечившись 4 месяца, он вернулся распределительную роту г. Моздока. В роте он являлся комсоргом и помощником командира рот. В 1944 году отправили в город Армавир учиться в авиационное училище. Шесть месяцев обучался летать на самолете УТ-2. В городе Ворошиловграде учился летать на самолете ИЛ-2. За мужество и храбрость Аркадьев Андрей Аркадьевич награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа». 28 марта 1948 года демобилизовался и вернулся в родную деревню Челкасы.
Ученик:
Он был средним ребенком в семье бедного чувашского крестьянина. На фронт восемнадцатилетнего парня из села Яндоба призвали в августе 1942 года. Военную присягу молодой Василий принял в октябре 1942 года, его определили в штурмовую авиацию. Василию Егоровичу пришлось участвовать в освобождении городов: Могилевска, Витебска, Львова, Люблина, Берлина. Во время сражений был два раза контужен. За боевые заслуги перед Отечеством, храбрый солдат был награжден орденом Отечественной войны. Военную службу Егоров Василий Егорович окончил 16 декабря 1950 года.
Ученик:
Скворцов Захар Никифорович родился 08 июля 1925 года в многодетной семье крестьян. Получив весточку о гибели брата Евграфа в декабре 1941 года под городом Пушкино, он перестал учиться в 9 классе и наравне со старшими стал работать в родном колхозе «Комсомол», В 1943 году восемнадцатилетнего парня призвали в Советскую Армию и направили в учебный батальон города Канаша, затем он прошел курсы в г.Инзя, где готовили младших офицеров. С октября 1943 по 25 февраля 1944 года воевал рядовым солдатом в действующей Армии. Вот что вспоминает об этом ветеран: «Первый раз я вступил в бой с фашистами в станции Красный Узловой на западном фронте, под командованием Рокоссовского К.К. Затем участвовал в боях вблизи городов Орша, Витебск. В ожесточенных боях под городом Витебска меня тяжело ранило осколком снаряда и я был отправлен на лечение в эвакогоспиталь Смоленской области, после продолжил лечение в эвакогоспитале г. Ленинск-Кузнецк Кемеровской области. Из-за затянувшейся болезни, я стал инвалидом второй группы и в августе 1944 года был демобилизован домой». За проявленные в сражениях храбрость и отвагу, Скворцов Захар Никифорович награжден орденом Великой Отечественной войны 1 степени, медалями.
Учитель: (Слайд ) посмотрев на слайд, что можете сказать? Что означают эти цифры?
Дети: (4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1 710 городов, 70000 сёл и деревень разрушил враг, более 40000000 лучших сыновей и дочерей России умерло в этой бесстрашной войне)
Учитель: (Слайд)
К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше ветеранов могут отмечать этот праздник. Но нам, их потомкам, нельзя забывать имена тех, кто отдал жизни, или свой труд, свое здоровье, свою молодость за то, чтобы мы сейчас могли свободно жить под мирным небом в своей стране. «Человек жив до тех пор, пока хоть кто-то о нем помнит». Нельзя забывать те годы. Страшные, голодные, с ужасными бомбежками и тяжелыми вестями. Мало осталось людей, которые воевали в рядах Советской Армии. Но еще живы очевидцы тех лет, которые сами в то время были детьми. Которые перенесли тяготы эвакуации, трудовой фронт, мизерные продуктовые пайки по карточкам…
Учитель: (Слайд )
Мы, потомки, обязаны хранить память о наших героических дедах и прадедах, которые потом и кровью добыли нам счастье и свободу. В нашей стране нет, наверное, семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война. К 73 годовщине Великой Победы мы собрали информацию о своих прадедушках и прабабушках, вышили «Солдатские платки». В работу включились и родители.
Сшили все эти платки в одно единое полотно и назвали «Полотно Победы».
Ученик:
Спасибо деду за победу,
Спасибо, дед, тебе за всё,
За то, что ты стоял отважно,
За то, что бился столь бесстрашно.
Спасибо, дед, что мы живем,
За день сегодняшний, спасибо,
Спасибо, дед, тебе за все…
Мы будем помнить всё, что было.
Объявляется минута молчания
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Ребята (хором): Никогда! Никогда! Никогда!
Также смастерили «Аллею Победы»
Подведением итога классного часа –
оформление плаката «Мы голосуем за мир»
Учитель:
Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!