автор: Шушкова Анастасия Петровна
студентка ГАПОУ НПК №2
Мастер-класс по теме “Применение технологии проблемного диалога”
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ:
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА»
Шушковой А.П., студентки 402 группы
- Презентация педагогического опыта педагога-мастера
В разрабатываемом проекте «Профессиональный стандарт педагога» подчёркивается, что педагогу вменяется в обязанность умение формировать универсальные учебные действия (УУД) и использовать и применять современные педагогические технологии.
ФГОС предъявляет к учителю свои требования.
В настоящее время существует большое количество педагогических технологий.
Передо мной, как перед молодым учителем, встал вопрос: «Как учить?»
Ведь развить учащихся – это задача моей работы. Поэтому, я решила, что наиболее продуктивной для меня является технология проблемного диалога, которая даёт мне возможность создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна.
Проблемное обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися с помощью организованного учителем диалога.
При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Оптимальной структурой материала является сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Побуждающий диалог – это отдельные стимулирующие фразы, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. Этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.
Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, которые активизируют и развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания можно на любом учебном предмете. Открытие знания – творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
И сегодня я хочу поделиться своим опытом применения данной технологии на уроках в 1 классе и предлагаю Вам рассмотреть методы создания проблемных ситуаций.
- Представление учебного занятия
Я приглашаю Вас посмотреть фрагмент урока русского языка в 1 класс – этап постановки проблемной ситуации.
Урок рус.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Актуализация изученного | -Прочитайте слова на доске? | -Соль, Анна, майка, объявил |
-Объясните орфограммы | Объясняют | ||
-Что это? (Читает загадку о березе) | -Это береза! | ||
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). | Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. | ||
-Что же мне делать, ребята? | -Надо перенести. | ||
-А что значит перенести? | -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. | ||
-Какой знак нам нужен? | -Знак переноса. | ||
Задание на новый материал. | -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. | Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. | |
Проверка задания. | -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). | Видят варианты:
Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) |
|
Побуждение к осознанию | -Задание было одно? | -Да | |
-А выполнили его как? | -Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия) |
||
Побуждение к проблеме | -Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем? |
-Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы) |
|
Тема | -Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
(Фиксирует тему на доске). |
Данный метод – побуждающий от проблемной ситуации диалог – сочетал в себе прием создания проблемной ситуации и специальных вопросов, которые помогли ученикам осознать противоречия и самим сформулировать учебную проблему.
+ Развивает творческое мышление.
+ Максимально близок к жизненным ситуациям.
– Ученики могут увести в сторону от темы.
– Невозможно рассчитать время на уроке.
Приглашаю Вас на урок математики в 1 класс.
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Актуализация изученного | Дети, посмотрите на карточки. У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, литр. | |
Задание на новый материал. | – Разбейте слова на группы по- смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах. | Учащиеся выполняют задания в группах. | |
Проверка задания. | Проверим, какая группа слов у вас получилась?
Почему вы объединили эти слова в одну группу? Хорошо. Какая еще группа слов у вас получилась? Объясните свой выбор. Почему слово «литр» вы не отнесли ни к одной группе? |
-Весы, масса, килограмм.
– Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм. – Длина, сантиметр, линейка. – Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. -Мы не знаем, в какую группу его отнести. (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) |
|
Побуждение к осознанию | |||
– может быть это единица измерения? Как вы думаете, что же можно измерить этой единицей измерения? | – Мы не знаем, но… (Осознание противоречия) | ||
Побуждение к проблеме | – Какова же будет тема нашего урока?
Что предстоит выяснить сегодня на уроке? |
-Что такое литр
(Неточная формулировка темы) |
|
Тема | Тема нашего урока «Литр». |
Я продемонстрировала метод создания проблемной ситуации – подводящий к теме диалог – представляет собой систему вопросов и заданий, которые помогают ученикам сформулировать тему урока. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.
+ Развивает логическое мышление.
+ Просчитывается по времени.
+ Ведет к нужному результату коротким путем.
– В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Существует еще один метод – сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Суть метода заключается в том, что учитель самостоятельно может сообщить тему урока, но перед этим он должен заинтриговать учеников. Для этого использовать – сказки, легенды, видеофрагменты, загадки и т.д. Это прием «яркое пятно».
Либо перед тем, как сообщить тему урока, учитель убеждает обучающихся в необходимости для них тех новых знаний, которые будут усвоены на данном уроке. Такой прием носит название – прием «актуальность».
В некоторых случаях оба мотивирующих приема могут использоваться одновременно.
Давайте перенесемся на урок окр. мира, где я продемонстрирую применение мотивирующего приема «яркого пятна» .
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
Учитель загадывает загадки.
Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка, На груди – кармашки. Что это? От холода и снега Согреет, где б ты ни был! Пусть в ней похож ты на мишутку, Зимой наденешь что ты? Зимой наденешь шапку, шубку, А летом что? – Футболку,… Спортивную одежду Не знает лишь невежда: На теннисные корты Что надеваем? У меня они все разные: – Ребята, какое общее слово можно подобрать к словам отгадкам? – что бы вы хотели узнать об одежде? – тема нашего урока – «Когда появилась одежда? « |
-Рубашки -Шубу -Юбку -Шорты – Платье – Одежда – Как одежда появилась |
Оба приема способствуют повышению интереса к новому материалу.
Технология проблемного диалога может применяться очень широко. Хотелось бы отметить преимущества данной технологии.
Преимущества технологии проблемного диалога
- Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
- Проблемный диалог реализуется на всех образовательных ступенях.
- Может применяться на любых уроках, начиная с русского и заканчивая физкультурой.
- Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
- В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
- Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
- Имитационная игра с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися
Вспомним вместе урок русского языка на тему «Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке». Только сейчас вы, коллеги, будете исполнять роль учащихся. Проведем имитационную игру.
Этапы | Деятельность учителя: | Деятельность «учащихся»: |
Актуализация знаний, ситуация успеха. | Практическое задание.
Посмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова. Задание для самостоятельной работы: напишите эти слова в алфавитном порядке – Были ли у вас затруднения при выполнении задания? – Почему вы смогли выполнить это задание без ошибок? – Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке. |
– Нет. – Хорошо знаем алфавит. |
Практическое задание.
Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … Вкус у ягоды хорош. Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван… На жарком солнышке подсох И рвется из стручков … Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. – Напишите слова в алфавитном порядке. – Обсудите результаты работы в группах. – Смогли ли вы справиться с заданием? – Есть ли какие-нибудь затруднения? |
Морковь Капуста Ежевика Горох малина Выполняют работу индивидуально Выполняют работу в группе –Да. |
|
|
– Что вас удивило?
-В чем возникли затруднения? -Чем это задание похоже на предыдущее? – Какие знания применили для решения этого задания? – Можно ли считать, что задание выполнено? – Что является причиной затруднения? |
В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли.
Не знаем, какое слово писать сначала. 1гипотеза. Горох, ежевика, капуста, морковь, малина. 2 гипотеза. Горох, ежевика, капуста, малина, морковь. -В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке. -Знание алфавита. -Нет. Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они. -Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке. |
|
-С какой проблемой столкнулись?
– Что нам известно для решения задачи? – Что неизвестно? – Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке? – Сформулируйте тему урока. |
– Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву.
-Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву. -Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву. -Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву. -Продолжаем тему «Алфавит». |
|
– Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту.
– Достаточно ли этого условия для решения этого задания – Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий? – Как проверить первую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? – Как проверить вторую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? – Какая же гипотеза верна? Что нам подскажет? |
-Смотрим на первую букву.
-Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву. -Может быть, но мы его не знаем. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Нам может подсказать учебник. |
|
– Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется?
– Для чего нужен орфографический словарь? – Как составляют словари? – Какой вопрос поможет нам решить орфографический словарь? – Какую букву в словаре будем искать? – Какое слово написано раньше? – Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово морковь написано перед словом малина? Почему? – Итак, сформулируйте секрет словаря. – Итак, что нового узнали? |
-Орфографический словарь.
-Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова. -В словарях все слова пишут в алфавитном порядке. -Какое слово будем писать первым: морковь или малина. -Букву М -Слово малина. -Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре. -Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на вторые буквы этих слов. – Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву. |
В данном фрагменте урока были использованы все ранее упомянутые методы технологии проблемного обучения.
Предполагаю, что вы ощутили проблему написания слов «малина» и «морковь» на себе. То же самое ощущают на себе и учащиеся. Действие такого метода дает хорошие результаты: учащиеся надолго запоминают информацию, полученную в ходе самостоятельного решения проблемы.
- Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели урока в режиме продемонстрированной педагогической технологии.
А теперь я предлагаю вам на основе рассмотренных методов разработать свой фрагмент учебного занятия. Попробуйте ввести эту технологию в тему вашего следующего занятия. Затем вы продемонстрируете друг другу полученные фрагменты учебных занятий.
Время н самостоятельную работу учителей. Время на презентацию. Обсуждение.
- Рефлексия
На столах у вас лежит табличка +, -, интересно. Заполните ее самостоятельно, не подписывая, прием «Плюс-минус-интересно»
Не зря мы сказали- все в наших руках (беру бабочку).
Предлагаю ваших бабочек поместить на доску в центр круга.
А закончить свой мастер-класс я хочу словами Адольфа Дистервега: Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Вот чтобы у детей было желание находить истину, нужна мотивация, которую и повышает технология проблемного диалога