автор: Шитвина Марина Николаевна
Учитель-логопед МБДОУ №8″Сказка” Карасукского района Новосибирской области
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое пособие
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 6-7 лет»
Разработал учитель-логопед:
М.Н. Шитвина
Пояснительная записка
Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников 6-7 лет относится к числу наиболее актуальных для педагогов групп комбинированной направленности. Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в случаях использования многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием речи всех компонентов языковой системы необходимо решить задачи: овладеть способами грамматически правильного построения развёрнутых связных высказываний, освоить сложный синтаксис при построении монолога, освоение способов вычленения из речи предложения, слова, звука.
Задачи коррекции речи, воспитания и обучения дошкольников решаются усилиями логопеда и воспитателей, а также при тесном контакте с родителями. Выполнить такой объём работы можно, но при квалифицированном, комплексном и специальном обучении детей с ОНР.
Данная методическая разработка содержит систему коррекционно-развивающей работы педагогов – логопеда и воспитателя с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Пропаганда логопедических знаний – условие успешного решения задач коррекционно-развивающего направления и достижения цели – формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
В методической разработке описаны виды образовательной деятельности, календарный речевой материал по развитию лексико-грамматических и развитию фонетико-фонематических навыков. Лексическая тема показана в играх, игровых упражнениях, заданиях по развитию общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию речевого дыхания и силы голоса, и в лексико-грамматических упражнениях. Такая система коррекционно-развивающего обучения детей учитывает особенности речевого общения дошкольников. Именно в игре происходит познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению знаний об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти и мышления.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя подводит:
- к выбору единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития речи;
- к устойчивым результатам логопедической коррекции;
- к оптимизации деятельности воспитателей проблеме нарушений речи.
ТЕМА: «НОВЫЙ ГОД»
Инструкция воспитателя Выполняемые движения | |||||||||||
1. Развитие общей моторики | |||||||||||
Тихо в поле. Темный-темный
Смотрит лес. Дед мороз, старик огромный, С елки слез. Весь он белый, весь в обновках, Весь в звездах. В белой шапке и в пуховых сапогах. Вся в серебрянных сосульках борода. У него во рту сосулька изо льда. |
Поднять руки в стороны, вверх
Опустить руки вниз Прыжки на двух ногах
Руки вперед потрясти кистями рук Пальцы широко раскрыты Движения по тексту. |
||||||||||
«Елочка»
Ждут красавицу колючую В каждом доме в декабре. На ветвях зажгут фонарики, Искры брызнут в серебре. Сразу станет в доме празднично, Закружится хоровод. Дед Мороз спешит с подарками, Наступает Новый год. |
«Рисуют» руками елочку.
Делают ладошками «дом». Показывают «фонарики». Руки над головой, пальцы оттопырены. Берутся за руки и становятся в хоровод. Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.
|
||||||||||
2. Развитие мелкой моторики | |||||||||||
Мы на елке веселились,
И плясали, резвились После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же- вкусные предметы. Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. «ПОДАРКИ»
|
Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками. «шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. «рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши. Загибают пальчики на руках начиная с больших. |
||||||||||
3.Развитие артикуляционной моторики | |||||||||||
Упражнения для губ | Улыбнулись | ||||||||||
Упражнения для языка | «Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола. | ||||||||||
4. Развитие мимических мышц | |||||||||||
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться. | Выполнение действий по тексту. | ||||||||||
5.Развитие дыхания
» |
|||||||||||
«Метель» на выдохе: С-С-С
Игра «Сдуй снежинку с ладони |
|||||||||||
6.Развитие диалогической речи | |||||||||||
ЕЛКА
Ну и елка, просто диво, Как нарядна, как красива. Ветви слабо шелестят, Бусы яркие блестят
И качаются игрушки – Флаги, звездочки, хлопушки. Вот огни зажглись на ней, Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая, Там сияет, как всегда, Очень яркая, большая, Пятикрылая звезда. (Е.Благинина) Встали девочки в кружок, Встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой елке. Наверху звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет елка. Пусть горит всегда. (А.Барто) |
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В НОВЫЙ ГОД
В Новый год случится Сказочное что-то, Тихо постучится В наши двери кто-то. — Тук-тук! — Кто там? Поглядите только! — Зеленая, пушистая, Смолистая, душистая… (елка). В. Даньк |
||||||||||
7.Развитие фонетико-фонематических процессов
Игра «Хлопай, не зевай» выделение звука Ф из ряда звуков Ф,Б, Сь, Ф, Ф, Мь, Пь, Ф, Н, М, Ф, Пь. Из ряда слогов: Фа. Ап, Фа, Фо, Пи, Жу, Пи, Ат, УФ. УТ, Из ряда слов: тапки, фокус, петух,Филин муха, метро, кофта, фонтан, пух, ток, фламинго, туман, мишка, фото,подушка, форма,трус. Игра «На каждый пальчик словечко на Ф» подбор слов с заданным звуком. Игра «Домики Ф-Фь» подборе слов на заданные звуки . Игра «Наоборот». Цель: Закрепление понятия мягкий твёрдый – согласный (фа-фя, фо-фё, фу-фю, фы-фи). |
|||||||||||
8.Развитие лексико-грамматических процессов
1.Игра «Какой? Какая? Какие?» Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый… Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная… Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая… Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя… Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый… Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая… 2. Игра «Что из чего?» Шары из стекла- стеклянные; гирлянды из бумаги- бумажные и т.д. 3. Игра «Один-много» один подарок- много подарков одна игрушка- много игрушек одна елка- много елок и т.д. 4. «Семейка слов» Образование однокоренных слов: елка – еловый – ель – ельник. 5. «Сосчитай подарки» согласование имени сущ. с числительными один,два,пять один медведь, два медведя, пять медведей и т.д. |
|||||||||||
9.Развитие связной речи
1. Составление рассказа из личного опыта «Как мы праздновали Новый год» 2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети у новогодней елочки» 3. Заучивание стихотворений и текста к новогоднему утреннику. 4. Пересказ сказки «Снегурочка» 5. Русская народная сказка «Снегурочка». 6. В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»). |
Подвижная игра
«С НОВЫМ ГОДОМ»
Координация речи с движением;
развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз! |
(Дети стоят лицом в круг, кланяются.) |
Он из леса мимоходом
Елку нам уже принес. |
(Идут по кругу, изображают, как несут
елку на плече.) |
На верхушке выше веток | (Стоят лицом в круг.) |
Загорелась, как всегда, | (Опускают руки, произносят фразу на
выдохе.) |
Самым ярким, жарким светом | (Снова поднимают руки.) |
Пятикрылая звезда. | (Опускают руки.) |
Е. Трутнева