Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7

автор: Шитвина Марина Николаевна

Учитель-логопед МБДОУ №8″Сказка” Карасукского района Новосибирской области

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8  «СКАЗКА» КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Методическое пособие

«Формирование  грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 6-7 лет»

Разработал учитель-логопед:

М.Н. Шитвина

 


Пояснительная записка

 

Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников 6-7 лет относится к числу наиболее актуальных для педагогов групп комбинированной направленности. Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в  случаях использования многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием речи всех компонентов языковой системы необходимо решить задачи: овладеть способами грамматически правильного построения развёрнутых связных высказываний, освоить сложный синтаксис при построении монолога, освоение способов вычленения из речи предложения, слова, звука.

Задачи коррекции речи, воспитания и обучения дошкольников решаются усилиями логопеда и воспитателей, а также при тесном контакте с родителями. Выполнить такой объём работы можно, но при квалифицированном, комплексном и специальном обучении детей с ОНР.

Данная методическая разработка содержит систему коррекционно-развивающей работы педагогов – логопеда и воспитателя с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Пропаганда логопедических знаний – условие успешного решения задач коррекционно-развивающего направления и достижения цели – формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР.

 В методической разработке описаны виды образовательной деятельности, календарный речевой материал по развитию лексико-грамматических  и развитию фонетико-фонематических навыков. Лексическая тема показана в играх, игровых упражнениях, заданиях по развитию общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию речевого дыхания и силы голоса, и в лексико-грамматических упражнениях. Такая система коррекционно-развивающего обучения детей учитывает особенности речевого общения дошкольников. Именно в игре происходит познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению знаний об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти и мышления.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя подводит:

  • к выбору единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития речи;
  • к устойчивым результатам логопедической коррекции;
  • к оптимизации деятельности воспитателей проблеме нарушений речи.

 

ТЕМА:   «НОВЫЙ ГОД»

Инструкция воспитателя                                   Выполняемые движения
1. Развитие общей моторики
Тихо в поле. Темный-темный

Смотрит лес.

Дед мороз, старик огромный,

С елки слез.

Весь он белый, весь в обновках,

Весь в звездах.

В белой шапке и в пуховых сапогах.

Вся в серебрянных сосульках борода.

У него во рту сосулька изо льда.

Поднять руки в стороны, вверх

Опустить руки вниз

Прыжки на двух ногах

 

Руки вперед потрясти кистями рук

Пальцы широко раскрыты

Движения по тексту.

«Елочка»

Ждут красавицу колючую        

В каждом доме в декабре.

На ветвях зажгут фонарики,

Искры брызнут в серебре.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками,       

Наступает Новый год.

«Рисуют» руками елочку.

Делают ладошками «дом».

Показывают «фонарики».

Руки над головой, пальцы оттопырены.

Берутся за руки и становятся в хоровод.

Идут по кругу с воображаемым

мешком за плечами.

 

2. Развитие мелкой моторики
Мы на елке веселились,

И плясали,  резвились

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же- вкусные предметы.

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.)
И пушистого щенка!

Гав! Гав!

(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики — «ушки».)

                           Н. Нищева

 

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками.

«шагают» по столу средним и  указательным пальцами обеих рук.

«рисуют» руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Загибают пальчики на руках начиная с больших.

3.Развитие артикуляционной моторики
Упражнения для губ Улыбнулись
Упражнения для языка «Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола.
4. Развитие мимических мышц
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться. Выполнение действий по тексту.
5.Развитие дыхания

»

«Метель» на выдохе:  С-С-С

Игра «Сдуй снежинку с ладони

6.Развитие диалогической речи
ЕЛКА

Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят

 

И качаются игрушки –

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

 

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая звезда.

(Е.Благинина)

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка.

Пусть горит всегда.

(А.Барто)

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В НОВЫЙ ГОД

В Новый год случится

Сказочное что-то,

Тихо постучится

В наши двери кто-то.

— Тук-тук!

— Кто там?

Поглядите только! —

Зеленая, пушистая,

Смолистая, душистая… (елка).

В. Даньк

7.Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Хлопай, не зевай» выделение звука Ф из ряда звуков Ф,Б, Сь, Ф, Ф, Мь, Пь, Ф, Н, М, Ф, Пь.

Из ряда слогов: Фа. Ап, Фа, Фо, Пи, Жу, Пи, Ат, УФ. УТ, Из ряда слов: тапки, фокус, петух,Филин муха, метро, кофта, фонтан, пух, ток, фламинго, туман, мишка, фото,подушка, форма,трус.

Игра «На каждый пальчик словечко на Ф» подбор слов с заданным звуком.

Игра «Домики Ф-Фь» подборе слов на заданные звуки

. Игра «Наоборот». Цель: Закрепление понятия мягкий твёрдый –  согласный (фа-фя, фо-фё, фу-фю, фы-фи).

8.Развитие лексико-грамматических процессов

1.Игра «Какой? Какая? Какие?»

Снеговик (какой?) –  большой, белый, круглый, веселый…

Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная…

Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…

Игрушка (какая?) –  красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая…

2.  Игра «Что из чего?»

Шары из стекла- стеклянные; гирлянды из бумаги- бумажные и т.д.

3.  Игра «Один-много»    один подарок- много подарков

                                       одна игрушка- много игрушек

                                       одна елка- много елок и т.д.

4. «Семейка слов» Образование однокоренных слов: елка – еловый – ель – ельник.

5. «Сосчитай подарки» согласование имени сущ. с числительными один,два,пять один медведь, два медведя, пять медведей и т.д.

9.Развитие связной речи

1. Составление рассказа из личного опыта «Как мы праздновали Новый год»

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети у новогодней елочки»

3. Заучивание стихотворений и текста к новогоднему  утреннику.

4. Пересказ сказки «Снегурочка»

5. Русская народная сказка «Снегурочка».

6.  В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»).

Подвижная игра

«С НОВЫМ ГОДОМ»

Координация речи с движением;

развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Дети стоят лицом в круг, кланяются.)
Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес.

(Идут по кругу, изображают, как несут

елку на плече.)

На верхушке выше веток (Стоят лицом в круг.)
Загорелась, как всегда, (Опускают руки, произносят фразу на

выдохе.)

Самым ярким, жарким светом (Снова поднимают руки.)
Пятикрылая звезда. (Опускают руки.)

                                                                                                                                           

Е. Трутнева