Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»

Автор: Шинягина Юлия Сергеевна

учитель-логопед МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода

Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»

Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»

Подготовила:

Шинягина Юлия Сергеевна,

учитель-логопед МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода

Аннотация:

В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

 В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, а также представлены перспективно-тематическое планирование и цикл интегрированных занятий. 

Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество на сегодняшний день одни из самых актуальных в работе всех специалистов ДОУ. Это связано с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет из года в год. Одной из категории детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР). 

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка. Кроме того, у детей с ОНР отмечаются нарушения неречевых психических функций (дети отстают в развитии словесно-логического мышления, воображения, формировании сенсорной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченная возможность его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания).

 В связи с многоуровневостью структуры дефекта, наличием неречевой и речевой симптоматики у детей с ОНР возникает необходимость в использовании комплексного подхода для успешной организации коррекционно-образовательной работы, который предполагает сочетание психолого-педагогической и логопедической  работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка в целом. Поэтому в своей работе мы используем систему интегративного обучения.

Интеграция – важнейшее и перспективное методологическое направление современного специального образования, в ходе которого открываются возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, речевого  и познавательного развития, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. 

В нашем ДОУ группу компенсирующей направленности посещают,  в основном, дети с общим недоразвитием речи  I, II и  III  уровня. 

В рамках реализации системы интегративного обучения  учителем–логопедом и педагогом-психологом  проводятся интегрированные занятия, которые способствует обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию монологической, диалогической и связной речи, а главное, развивает коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль. Вовлечение детей с  речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе интегрированного коррекционно-образовательного процесса способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность позволяет гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс интегрированной непосредственно–образовательной деятельности и в том, что она проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Такая система обучения позволяет  систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка, который в дальнейшем поможет ему использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности. 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.
  3. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
  4. Щелконогова Е.Н. Взаимодействие специалистов в коррекционной работе / Щелконогова Е.Н., Иванова Н.Р., Тверитина А.М. // Логопед. – 2015. – № 2. – с. 20-30.

Перспективный план интегрированной НОД учителя-логопеда и педагога-психолога

(старшая группа компенсирующей направленности)

Период Кол-во НОД Тема НОД Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя Развитие психических процессов
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь

3-я нед.

1 Осень Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень». Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, подбирать прилагательные к существительным. Учить составлять  предложения с противительным союзом а . Развитие логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

Октябрь

1-я нед.

1 Фрукты Обогащение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Учить  образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развитие зрительного внимания; памяти; логического мышления; общих речевых навыков; тонкой моторики; координации речи с движением. 
3-я нед. 1 Овощи Обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи». Учить употреблять простые предлоги (на, под, в, около),  существительные множественного числа Р.п.,

образовывать относительные прилагательные.

Учить составлять простые распространенные предложения об овощах по картинкам.

Развитие зрительного и слухового  внимания; памяти; наглядно-образного и словесно-логического мышления; мелкой и общей моторики. Снятие эмоционального и телесного напряжения. 
Ноябрь

1-я нед.

1 Лиственные деревья Обогащение и активизация словаря по теме: «Лиственные деревья». Учить употреблять слова-антонимы, согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные множественного числа. Учить составлять простые распространенные предложения. Развитие произвольности психических процессов. Формирование навыков вербального и невербального общения. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам.  
3-я нед. 1 Перелетные птицы Обогащение и активизация словаря по теме: «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, – ят; учить употреблять существительные в родительном падеже). Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме. Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам, зрительного и слухового  внимания. Развитие тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Декабрь

1-я нед.

1 Зима Обогащение и активизация словаря по теме: «Зима». Учить образовывать однокоренные слова,  существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА. Заучивание стихотворения «Снежок порхает, кружится…» по мнемосхеме. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
3-я нед. 1 Домашние  животные Обогащение и активизация словаря по теме: «Домашние животные». Учить согласовывать  существительные с числительными, образовывать  относительные  прилагательные от существительных. Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. 
Январь

3-я нед.

1 Зимние забавы Обогащение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы». Совершенствовать навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям, образование приставочных глаголов; 

учить составлять предложения по опорным словам.

Развитие произвольности психических процессов. Формирование творческого воображения. Развитие мыслительной деятельности, умений самостоятельно анализировать и делать выводы.  
Февраль

1-я нед.

1 Транспорт Обогащение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Учить согласовывать числительные с существительными, существительные  с глаголами; усвоение глаголов «ехать», «плыть» с разными приставками. Развитие зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; наглядно-образного и логического мышления; тонкой моторики; координации речи с движением.
3-я нед. 1 День защитника Отечества Обогащение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества». Учить образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать сравнительной степени прилагательные; дифференцировать глаголы несовершенного вида  множественного и единственного числа. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие зрительного и слухового  внимания, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Март

1-я нед.

1 Мамин праздник Обогащение и активизация словаря по теме: «Мамин праздник». Учить согласовывать глаголы и существительные; образовывать существительные в  винительном  падеже; образовывать однокоренные слова.

Учить составлять рассказ из личного опыта «Как я помогаю маме».

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

3-я нед. 1 Весна Обогащение и активизация словаря по теме: «Весна». Учить образовывать существительные множественного числа в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные в роде, числе, падеже.  Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением.
Апрель

1-я нед.

1 Посуда Обогащение и активизация словаря по теме: «Посуда». Учить образовывать относительные прилагательные; образовывать форму творительного   падежа;  составлять сложносочиненных предложения с союзом а по образцу. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. 
3-я нед. 1 Мебель Обогащение и активизация словаря по теме: «Мебель». Учить согласовывать прилагательные и существительные; употребление предлогов; учить согласовывать числительные в роде, числе,  и падеже; составлять сложносочиненные предложения с союзом а.. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным обобщениям и выводам. Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие зрительного и слухового  внимания, памяти, тонкой и общей моторики. 
Май 

1-я нед.

1 День Победы Обогащение и активизация словаря по теме: «День Победы».  Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные и числительные в роде , числе и падеже. Развитие произвольности внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением.
3-я нед. 1 Насекомые Обогащение и активизация словаря по теме: «Насекомые». Учить образовывать  существительные в родительном, творительном, предложном падежах  единственного и множественного числа; образовывать глаголы с помощью приставок. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии, творческого воображения. 

 

Приложение 1.

Интегрированная НОД учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме:  «Фрукты»

 

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о фруктах;  упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов; в делении слов на слоги; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в роде и числе); обогащать словарь детей по теме: «Фрукты».

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое, зрительное внимание; память; логическое мышление; общие речевые навыки; развивать тонкую моторику; координацию речи с движением. 

Воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности.

Оборудование: мяч; предметные картинки с изображение фруктов; массажные мячики; разрезные картинки по теме: «Фрукты»; дидактическая игра «Поможем клоуну».

 

Ход НОД:

  1. Оргмомент (педагог-психолог).

Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

 

  1. Игра «Сорви фрукт» (педагог-психолог).

Детям предлагают послушать слова; как только они услышат название фрукта – хлопнуть в ладоши, а если название овоща – поднять руки вверх.

 

  1. Игра «Прохлопай слова» (учитель-логопед).

Логопед приглашает детей пройти за столы. На доске развешаны картинки с изображением фруктов.

– Посмотрите на доску, здесь у нас нарисованы фрукты. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова – названия фруктов, разделим их на части.

Дети вместе с логопедом прохлопывают слова.

 

  1. Игра «Поможем клоуну» (учитель-логопед)

– Ребята, посмотрите, это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему выбрать  фрукты и сложить их в коробку. Подходите к клоуну, берите  фрукт, рассказывайте, какой он, и кладите в коробку. Например, Это круглый оранжевый апельсин. 

Дети по очереди выполняют задание.

 

  1. Игра «Сложи фрукт» (педагог-психолог).

Психолог раздает детям разрезные картинки с изображением фруктов. Дети должны собрать эти картинки.

 

  1. Пальчиковая гимнастика (учитель-логопед)

Игра с массажными мячиками «Слива»

Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку

Зажимаю в кулаке, Крепко его сжимают

Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь

И ладошками катаю. Катают мячик между ладошками.

 

  1. Игра «Угадай-ка». Составление загадок описаний о фруктах (учитель-логопед).

– Сейчас я вам загадаю загадку об одном из фруктов, которые нарисованы у нас на доске. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, кисло – сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Из него можно приготовить сок. Что это? (апельсин)

– Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, сказать на ушко, какой фрукт вы будите описывать, и рассказать какой он по цвету, форме, вкусу, по запаху, что из него можно приготовить, не называя его. 

Дети по очереди составляют загадки – описания.

 

  1. Физминутка (педагог-психолог)

Игровое упражнение «В саду»

– Представьте, дети, что мы сейчас в саду. Покажите, какие там большие фруктовые деревья.

Дети поднимают руки.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро – быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались яблоньки.

Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих – не шевелятся больше ни деревья, ни листочки.

Дети расслабляются.

Снова подул ветер.

Дети вновь напрягаются, покачиваются и машут руками, затем опять расслабляются.

 

  1. Игра с мячом «Назови ласково» (учитель-логопед).

– Сейчас я вам буду бросать мяч и называть фрукт, а вы будите ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например:  яблоко –  яблочко.

 лимон – … слива – …

 персик – … апельсин – …

 яблоко – … груша – …

 банан – … мандарин – …

гранат – … абрикос – …

 

  1. Функциональное упражнение «Компот» (педагог-психолог).

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

 

Все дети встают в круг – это «кастрюля». Сейчас будем готовить компот. Каждый придумывает, чем он будет (груша, яблоко, лимон и т.д.).

Ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг; следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего ребенка. Пока все «компоненты» не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный «компот».

 

  1. Релаксации «Лимон» (педагог-психолог)

– Опустить руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.

 

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – 

Сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю – 

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

А руку расслабляю.

 

  1. Ритуал прощания (педагог-психолог)

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. 

Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше и т.д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она не покидает вас и греет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Интегрированная НОД учителя-логопеда и педагога-психолога

 с детьми старшей группы компенсирующей направленности  

по теме: «Перелётные птицы»

 

       Цели:

     коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Перелётные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, – ят; употребление существительных в родительном падеже). Закреплять умение  детей выделять предметы по  общему признаку. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме.

     коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, зрительное и слуховое  внимание, развивать артикуляционную  тонкую и общую моторику;

     воспитательные: воспитывать бережное отношение к  птицам; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Оборудование:  картинки с изображением перелётных птиц, опорная схема для составления  описательных рассказов, мяч, раздаточный дидактический материал.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Логопед: – Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик»

«Качели»

«Горка»

«Часики»

  1. Объявление темы НОД.

 –  Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

 – Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.

 – Назовите перелетных, водоплавающих. Почему они называются «водоплавающие»?

 – Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв.)

 – Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

 – Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)

  1. Основная часть
  • Игра «Четвертый лишний»

Детям предлагается  четыре картинки с изображением птиц. Необходимо выделить птиц по общему признаку и найти лишнюю.

  • Дидактическая игра «Кто улетел?»

На доске вывешены 5-6 изображений перелетных птиц. Затем педагог говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно  изображение птицы, а дети угадывают, какой птицы не стало.

  • Подвижная игра «Улетает, не  улетает?»

Педагог диктует названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат название перелетной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю, дети приседают на корточки.

  • Лабиринт «Помоги птице»

Детям предлагается помочь лебедю найти дорожку через лабиринт к  своей стае.

  • Дидактическая игра с мячом «Назови птенцов»

Педагог  называет птицу и кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и называет птенцов этой птицы.

  • Дидактическая игра «Найди перелетных птиц»

Педагог предлагает детям изображения птиц. Необходимо обвести синим карандашом всех перелетных птиц, а красным – всех зимующих.

 

  •  Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Птицы перелётные

В стаи собираются,

В края тёплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные, гусиные,

Утиные – 

К югу все они летят, 

Здесь замёрзнуть не хотят.

Как наступят холода – 

Не найдётся им еда.

– дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз;

– сжимают пальцы рук в кулаки;

–  дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз;

– двигают пальцами рук – «машут, прощаются»;

– загибают по очереди пальцы на  обеих руках одновременно;

– дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз;

– трут ладони друг о друга;

– складывают ладони ковшиком  (греют руки);

– сжимают и разжимают кулаки.

 

  • Составление рассказа –  описания  по плану:

-Кто это?

– Внешний вид 

-Части тела.

– Повадки. 

-Чем питается?  

-Птенцы. 

-Какую пользу приносит?

Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по плану.

  • Упражнение «Дорисуй недостающие части тела»

Дети дорисовывают  у птиц недостающие части тела (клюв, лапу, хвост, крыло).

  1. 5.  Итог НОД.

Приложение 3.

 

Интегрированная НОД учителя-логопеда и педагога-психолога

 с детьми старшей группы компенсирующей направленности  

по теме: «Домашние животные»

                Цели:

Коррекционно-образовательные:

закрепление  знаний  детей о домашних животных и их детёнышах;

уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»;

совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными,  образование  относительных  прилагательных от существительных).

Коррекционно-развивающие:

  • развитие связной речи; развитие  наглядно – образного мышления; устойчивости  внимания, зрительной памяти, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы;
  •  развитие общей, мелкой моторики  детей;
  •  развитие двигательного внимания детей.

Коррекционно-воспитательные:

формирование навыков содружества, взаимопонимания, доброжелательности, сплочённости группы, создание положительного эмоционального фона

Оборудование: картинки с изображением  домашних животных и их детёнышей, мяч,  геометрические фигуры из картона, картинки с изображением лабиринта.

 

                                                Ход НОД:

Ритуал приветствия «Здравствуй» (педагог – психолог)

Дети стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: «Здравствуй,…. (называется имя), я рад (рада) тебя видеть!».

       Логопед  держит корзинку в руках. В ней спрятаны картинки с изображением домашних животных. Логопед предлагает детям по очереди опустить руки в корзинку и достать и по одной картинке. 

Назовите свои картинки. Кто это?

         У меня … . и т.д.

  1. Введению в тему  (учитель – логопед)

-Ребята, отгадайте загадки:

              С хозяином дружит, 
              Дом сторожит, 
              Живет под крылечком, 
              А хвост колечком.  (Собака)

Я копытами скучу, стучу. 
Я скачу, скачу. 
Грива вьется на ветру. 
Кто это?     (Конь)

                 Мычит: “Му-у-у”, — 

                 Кто это — не пойму! (Корова)

Вместо хвостика — крючок, 

Вместо носа — пятачок. 

Пятачок—дырявый, 

А крючок – вертлявый.   (Свинья)

 

  1. Объявление темы (учитель – логопед)

– Ребята, вы, наверное,  догадались, что мы  с вами  будем беседовать о домашних животных. Каких домашних животных вы знаете?  (Дети перечисляют названия домашних животных, передавая  мяч по кругу)

  • Игра «Назови детенышей» (учитель – логопед)

Посмотрите, ребята, все животные грустные. Знаете почему? Они потеряли своих детенышей. Давайте им поможем и назовем их.

Дети по очереди называют детенышей животных, изображенных у них на картинке.

  • Игра «Кого не стало?» (педагог-психолог)

Логопед помещает на доску картинки с животными.

Посмотрите на картинки и запомните всех животных, которые на них изображены. Сейчас я одного животного уберу, а вы скажите мне, какого животного не стало.

Не стало … .

  • Игра с мячом «Чей, чья, чье?» (учитель – логопед)

Логопед берет в руки мяч и предлагает детям поиграть в игру.

– Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и говорите, чья это часть тела. Например, хвост кошки – кошачий хвост.

               Хвост  у  лошади  чей? (лошадиный)

               Лапы у кошки  чьи?  (кошачьи)

               Нос у собаки чей ? (собачий)

               Рога у барана чьи? (бараньи)…и т.д.

  • Игра «Угости животных» (учитель – логопед)

Логопед раздает детям индивидуальные карточки и простые карандаши. Дети должны соединить животное и еду, которую есть это животное.

  1. Игра «Танграмм» (педагог – психолог)

Дети собирают фигурки животных (кошка, лошадь,…) из  геометрических фигур по образцу.

  1. Пальчиковая гимнастика «  Домашние животные»  (учитель – логопед, педагог – психолог)
Мне папа открытки купил, 

Что вижу, сказать попросил.

Я вижу свинью с поросятами,

Я вижу корову с телятами,

И вижу я кошку с котятами,

И вижу козу я с козлятами,

И вижу овцу я с ягнятами.

Домашних животных, которых я вижу,

Всегда напою, накормлю, не обижу.

Дети имитируют движения – ритмично «выкладывают открытки на стол».

Поочерёдно соединяют пальцы рук.

«Смотрят в бинокль», «наливают воду», дают  «миску с едой», гладят.

 

  1. Подвижная игра  «Кто пасётся на лугу?» (педагог – психолог)

Дети подскоком двигаются друг за другом. На сигнал бубна замирают, изображая различных домашних животных: 

  • на 1 удар – козу (наклоняют голову и упрямо качают ею из стороны в сторону); 
  • на 2 удара – коня (стучат одной ногой – «бьют копытом»; 
  • на 3 удара – корову (прикладывают кулачки с отодвинутыми в стороны большими пальцами, показывают рога).

 

  1. Игра « Угадай, кого не стало?» (педагог – психолог)

На доске размещены картинки с изображением домашних животных. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну из картинок и просит назвать  недостающую картинку.  

  1. Дидактическая игра «Лабиринт» (педагог – психолог)

Дети  находят жилище домашних животных, проводя пальчиками по нарисованному лабиринту. 

  III. Итог

  Ритуал прощания  (педагог – психолог и учитель – логопед)

      Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». (Слова сначала произносят шёпотом, как секрет, а затем громко и весело). Дети дарят друг другу улыбку на прощание.