Автор: Шинягина Юлия Сергеевна
учитель-логопед МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода
Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»
Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»
Подготовила:
Шинягина Юлия Сергеевна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода
Аннотация:
В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, а также представлены перспективно-тематическое планирование и цикл интегрированных занятий.
Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество на сегодняшний день одни из самых актуальных в работе всех специалистов ДОУ. Это связано с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет из года в год. Одной из категории детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка. Кроме того, у детей с ОНР отмечаются нарушения неречевых психических функций (дети отстают в развитии словесно-логического мышления, воображения, формировании сенсорной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченная возможность его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания).
В связи с многоуровневостью структуры дефекта, наличием неречевой и речевой симптоматики у детей с ОНР возникает необходимость в использовании комплексного подхода для успешной организации коррекционно-образовательной работы, который предполагает сочетание психолого-педагогической и логопедической работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка в целом. Поэтому в своей работе мы используем систему интегративного обучения.
Интеграция – важнейшее и перспективное методологическое направление современного специального образования, в ходе которого открываются возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, речевого и познавательного развития, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
В нашем ДОУ группу компенсирующей направленности посещают, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня.
В рамках реализации системы интегративного обучения учителем–логопедом и педагогом-психологом проводятся интегрированные занятия, которые способствует обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию монологической, диалогической и связной речи, а главное, развивает коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль. Вовлечение детей с речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе интегрированного коррекционно-образовательного процесса способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность позволяет гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс интегрированной непосредственно–образовательной деятельности и в том, что она проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Такая система обучения позволяет систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка, который в дальнейшем поможет ему использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности.
Список используемой литературы:
- Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
- Щелконогова Е.Н. Взаимодействие специалистов в коррекционной работе / Щелконогова Е.Н., Иванова Н.Р., Тверитина А.М. // Логопед. – 2015. – № 2. – с. 20-30.
Перспективный план интегрированной НОД учителя-логопеда и педагога-психолога
(старшая группа компенсирующей направленности)
Период | Кол-во НОД | Тема НОД | Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя | Развитие психических процессов | |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||||
Сентябрь
3-я нед. |
1 | Осень | Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень». Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, подбирать прилагательные к существительным. Учить составлять предложения с противительным союзом а . | Развитие логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. |
|
Октябрь
1-я нед. |
1 | Фрукты | Обогащение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. | Развитие зрительного внимания; памяти; логического мышления; общих речевых навыков; тонкой моторики; координации речи с движением. | |
3-я нед. | 1 | Овощи | Обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи». Учить употреблять простые предлоги (на, под, в, около), существительные множественного числа Р.п.,
образовывать относительные прилагательные. Учить составлять простые распространенные предложения об овощах по картинкам. |
Развитие зрительного и слухового внимания; памяти; наглядно-образного и словесно-логического мышления; мелкой и общей моторики. Снятие эмоционального и телесного напряжения. | |
Ноябрь
1-я нед. |
1 | Лиственные деревья | Обогащение и активизация словаря по теме: «Лиственные деревья». Учить употреблять слова-антонимы, согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные множественного числа. Учить составлять простые распространенные предложения. | Развитие произвольности психических процессов. Формирование навыков вербального и невербального общения. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. | |
3-я нед. | 1 | Перелетные птицы | Обогащение и активизация словаря по теме: «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, – ят; учить употреблять существительные в родительном падеже). Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме. | Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам, зрительного и слухового внимания. Развитие тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. | |
Декабрь
1-я нед. |
1 | Зима | Обогащение и активизация словаря по теме: «Зима». Учить образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА. Заучивание стихотворения «Снежок порхает, кружится…» по мнемосхеме. | Развитие зрительного и слухового внимания, мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. | |
3-я нед. | 1 | Домашние животные | Обогащение и активизация словаря по теме: «Домашние животные». Учить согласовывать существительные с числительными, образовывать относительные прилагательные от существительных. | Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. | |
Январь
3-я нед. |
1 | Зимние забавы | Обогащение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы». Совершенствовать навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям, образование приставочных глаголов;
учить составлять предложения по опорным словам. |
Развитие произвольности психических процессов. Формирование творческого воображения. Развитие мыслительной деятельности, умений самостоятельно анализировать и делать выводы. | |
Февраль
1-я нед. |
1 | Транспорт | Обогащение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Учить согласовывать числительные с существительными, существительные с глаголами; усвоение глаголов «ехать», «плыть» с разными приставками. | Развитие зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; наглядно-образного и логического мышления; тонкой моторики; координации речи с движением. | |
3-я нед. | 1 | День защитника Отечества | Обогащение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества». Учить образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать сравнительной степени прилагательные; дифференцировать глаголы несовершенного вида множественного и единственного числа. | Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие зрительного и слухового внимания, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. | |
Март
1-я нед. |
1 | Мамин праздник | Обогащение и активизация словаря по теме: «Мамин праздник». Учить согласовывать глаголы и существительные; образовывать существительные в винительном падеже; образовывать однокоренные слова.
Учить составлять рассказ из личного опыта «Как я помогаю маме». |
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. |
|
3-я нед. | 1 | Весна | Обогащение и активизация словаря по теме: «Весна». Учить образовывать существительные множественного числа в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные в роде, числе, падеже. | Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением. | |
Апрель
1-я нед. |
1 | Посуда | Обогащение и активизация словаря по теме: «Посуда». Учить образовывать относительные прилагательные; образовывать форму творительного падежа; составлять сложносочиненных предложения с союзом а по образцу. | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. | |
3-я нед. | 1 | Мебель | Обогащение и активизация словаря по теме: «Мебель». Учить согласовывать прилагательные и существительные; употребление предлогов; учить согласовывать числительные в роде, числе, и падеже; составлять сложносочиненные предложения с союзом а.. | Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным обобщениям и выводам. Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, тонкой и общей моторики. | |
Май
1-я нед. |
1 | День Победы | Обогащение и активизация словаря по теме: «День Победы». Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные и числительные в роде , числе и падеже. | Развитие произвольности внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением. | |
3-я нед. | 1 | Насекомые | Обогащение и активизация словаря по теме: «Насекомые». Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах единственного и множественного числа; образовывать глаголы с помощью приставок. | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики.
Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии, творческого воображения. |
Приложение 1.
Интегрированная НОД учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Фрукты»
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о фруктах; упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов; в делении слов на слоги; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в роде и числе); обогащать словарь детей по теме: «Фрукты».
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое, зрительное внимание; память; логическое мышление; общие речевые навыки; развивать тонкую моторику; координацию речи с движением.
Воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности.
Оборудование: мяч; предметные картинки с изображение фруктов; массажные мячики; разрезные картинки по теме: «Фрукты»; дидактическая игра «Поможем клоуну».
Ход НОД:
- Оргмомент (педагог-психолог).
Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
- Игра «Сорви фрукт» (педагог-психолог).
Детям предлагают послушать слова; как только они услышат название фрукта – хлопнуть в ладоши, а если название овоща – поднять руки вверх.
- Игра «Прохлопай слова» (учитель-логопед).
Логопед приглашает детей пройти за столы. На доске развешаны картинки с изображением фруктов.
– Посмотрите на доску, здесь у нас нарисованы фрукты. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова – названия фруктов, разделим их на части.
Дети вместе с логопедом прохлопывают слова.
- Игра «Поможем клоуну» (учитель-логопед)
– Ребята, посмотрите, это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему выбрать фрукты и сложить их в коробку. Подходите к клоуну, берите фрукт, рассказывайте, какой он, и кладите в коробку. Например, Это круглый оранжевый апельсин.
Дети по очереди выполняют задание.
- Игра «Сложи фрукт» (педагог-психолог).
Психолог раздает детям разрезные картинки с изображением фруктов. Дети должны собрать эти картинки.
- Пальчиковая гимнастика (учитель-логопед)
Игра с массажными мячиками «Слива»
Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку
Зажимаю в кулаке, Крепко его сжимают
Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь
И ладошками катаю. Катают мячик между ладошками.
- Игра «Угадай-ка». Составление загадок описаний о фруктах (учитель-логопед).
– Сейчас я вам загадаю загадку об одном из фруктов, которые нарисованы у нас на доске. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, кисло – сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Из него можно приготовить сок. Что это? (апельсин)
– Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, сказать на ушко, какой фрукт вы будите описывать, и рассказать какой он по цвету, форме, вкусу, по запаху, что из него можно приготовить, не называя его.
Дети по очереди составляют загадки – описания.
- Физминутка (педагог-психолог)
Игровое упражнение «В саду»
– Представьте, дети, что мы сейчас в саду. Покажите, какие там большие фруктовые деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро – быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались яблоньки.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих – не шевелятся больше ни деревья, ни листочки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачиваются и машут руками, затем опять расслабляются.
- Игра с мячом «Назови ласково» (учитель-логопед).
– Сейчас я вам буду бросать мяч и называть фрукт, а вы будите ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: яблоко – яблочко.
лимон – … слива – …
персик – … апельсин – …
яблоко – … груша – …
банан – … мандарин – …
гранат – … абрикос – …
- Функциональное упражнение «Компот» (педагог-психолог).
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Все дети встают в круг – это «кастрюля». Сейчас будем готовить компот. Каждый придумывает, чем он будет (груша, яблоко, лимон и т.д.).
Ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг; следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего ребенка. Пока все «компоненты» не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный «компот».
- Релаксации «Лимон» (педагог-психолог)
– Опустить руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю –
Сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.
- Ритуал прощания (педагог-психолог)
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше и т.д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она не покидает вас и греет».
Приложение 2.
Интегрированная НОД учителя-логопеда и педагога-психолога
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
по теме: «Перелётные птицы»
Цели:
коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Перелётные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, – ят; употребление существительных в родительном падеже). Закреплять умение детей выделять предметы по общему признаку. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме.
коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, зрительное и слуховое внимание, развивать артикуляционную тонкую и общую моторику;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, опорная схема для составления описательных рассказов, мяч, раздаточный дидактический материал.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Логопед: – Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени.
- Артикуляционная гимнастика.
«Блинчик»
«Качели»
«Горка»
«Часики»
- Объявление темы НОД.
– Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?
– Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.
– Назовите перелетных, водоплавающих. Почему они называются «водоплавающие»?
– Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв.)
– Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)
– Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)
- Основная часть
- Игра «Четвертый лишний»
Детям предлагается четыре картинки с изображением птиц. Необходимо выделить птиц по общему признаку и найти лишнюю.
- Дидактическая игра «Кто улетел?»
На доске вывешены 5-6 изображений перелетных птиц. Затем педагог говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, а дети угадывают, какой птицы не стало.
- Подвижная игра «Улетает, не улетает?»
Педагог диктует названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат название перелетной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю, дети приседают на корточки.
- Лабиринт «Помоги птице»
Детям предлагается помочь лебедю найти дорожку через лабиринт к своей стае.
- Дидактическая игра с мячом «Назови птенцов»
Педагог называет птицу и кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и называет птенцов этой птицы.
- Дидактическая игра «Найди перелетных птиц»
Педагог предлагает детям изображения птиц. Необходимо обвести синим карандашом всех перелетных птиц, а красным – всех зимующих.
- Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Птицы перелётные
В стаи собираются, В края тёплые летят, До весны прощаются. Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, гусиные, Утиные – К югу все они летят, Здесь замёрзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдётся им еда. |
– дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз;
– сжимают пальцы рук в кулаки; – дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз; – двигают пальцами рук – «машут, прощаются»; – загибают по очереди пальцы на обеих руках одновременно; – дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз; – трут ладони друг о друга; – складывают ладони ковшиком (греют руки); – сжимают и разжимают кулаки. |
- Составление рассказа – описания по плану:
-Кто это?
– Внешний вид
-Части тела.
– Повадки.
-Чем питается?
-Птенцы.
-Какую пользу приносит?
Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по плану.
- Упражнение «Дорисуй недостающие части тела»
Дети дорисовывают у птиц недостающие части тела (клюв, лапу, хвост, крыло).
- 5. Итог НОД.
Приложение 3.
Интегрированная НОД учителя-логопеда и педагога-психолога
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
по теме: «Домашние животные»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— закрепление знаний детей о домашних животных и их детёнышах;
— уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»;
— совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных от существительных).
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи; развитие наглядно – образного мышления; устойчивости внимания, зрительной памяти, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы;
- развитие общей, мелкой моторики детей;
- развитие двигательного внимания детей.
Коррекционно-воспитательные:
— формирование навыков содружества, взаимопонимания, доброжелательности, сплочённости группы, создание положительного эмоционального фона
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, мяч, геометрические фигуры из картона, картинки с изображением лабиринта.
Ход НОД:
Ритуал приветствия «Здравствуй» (педагог – психолог)
Дети стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: «Здравствуй,…. (называется имя), я рад (рада) тебя видеть!».
Логопед держит корзинку в руках. В ней спрятаны картинки с изображением домашних животных. Логопед предлагает детям по очереди опустить руки в корзинку и достать и по одной картинке.
Назовите свои картинки. Кто это?
У меня … . и т.д.
- Введению в тему (учитель – логопед)
-Ребята, отгадайте загадки:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
Я копытами скучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это? (Конь)
Мычит: “Му-у-у”, —
Кто это — не пойму! (Корова)
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок—дырявый,
А крючок – вертлявый. (Свинья)
- Объявление темы (учитель – логопед)
– Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем беседовать о домашних животных. Каких домашних животных вы знаете? (Дети перечисляют названия домашних животных, передавая мяч по кругу)
- Игра «Назови детенышей» (учитель – логопед)
Посмотрите, ребята, все животные грустные. Знаете почему? Они потеряли своих детенышей. Давайте им поможем и назовем их.
Дети по очереди называют детенышей животных, изображенных у них на картинке.
- Игра «Кого не стало?» (педагог-психолог)
Логопед помещает на доску картинки с животными.
Посмотрите на картинки и запомните всех животных, которые на них изображены. Сейчас я одного животного уберу, а вы скажите мне, какого животного не стало.
Не стало … .
- Игра с мячом «Чей, чья, чье?» (учитель – логопед)
Логопед берет в руки мяч и предлагает детям поиграть в игру.
– Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и говорите, чья это часть тела. Например, хвост кошки – кошачий хвост.
Хвост у лошади чей? (лошадиный)
Лапы у кошки чьи? (кошачьи)
Нос у собаки чей ? (собачий)
Рога у барана чьи? (бараньи)…и т.д.
- Игра «Угости животных» (учитель – логопед)
Логопед раздает детям индивидуальные карточки и простые карандаши. Дети должны соединить животное и еду, которую есть это животное.
- Игра «Танграмм» (педагог – психолог)
Дети собирают фигурки животных (кошка, лошадь,…) из геометрических фигур по образцу.
- Пальчиковая гимнастика « Домашние животные» (учитель – логопед, педагог – психолог)
Мне папа открытки купил,
Что вижу, сказать попросил. Я вижу свинью с поросятами, Я вижу корову с телятами, И вижу я кошку с котятами, И вижу козу я с козлятами, И вижу овцу я с ягнятами. Домашних животных, которых я вижу, Всегда напою, накормлю, не обижу. |
Дети имитируют движения – ритмично «выкладывают открытки на стол».
Поочерёдно соединяют пальцы рук. «Смотрят в бинокль», «наливают воду», дают «миску с едой», гладят. |
- Подвижная игра «Кто пасётся на лугу?» (педагог – психолог)
Дети подскоком двигаются друг за другом. На сигнал бубна замирают, изображая различных домашних животных:
- на 1 удар – козу (наклоняют голову и упрямо качают ею из стороны в сторону);
- на 2 удара – коня (стучат одной ногой – «бьют копытом»;
- на 3 удара – корову (прикладывают кулачки с отодвинутыми в стороны большими пальцами, показывают рога).
- Игра « Угадай, кого не стало?» (педагог – психолог)
На доске размещены картинки с изображением домашних животных. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну из картинок и просит назвать недостающую картинку.
- Дидактическая игра «Лабиринт» (педагог – психолог)
Дети находят жилище домашних животных, проводя пальчиками по нарисованному лабиринту.
III. Итог
Ритуал прощания (педагог – психолог и учитель – логопед)
Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». (Слова сначала произносят шёпотом, как секрет, а затем громко и весело). Дети дарят друг другу улыбку на прощание.