автор: Шестакова Наталия Юрьевна
Учитель ГКОУ СО “Екатеринбургская школа № 5”, Екатеринбург
Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Трудовое обучение младших школьников с нарушением интеллекта является важным звеном в системе учебной и воспитательной работы в специальной (коррекционной) образовательной школе. Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в коррекционной педагогике и психологии.
Л.С. Выготский писал, что задача школы заключается в том, чтобы всеми силами продвигать ребёнка в том направлении, развивать у него то, что само по себе является в его развитии недостаточным.
Учащиеся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы, имеют нарушение мелкой моторики, у них недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, испытывают затруднения в письме, при работе с инструментами и приспособлениями.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении умственно отсталыми учащимися программы начальных классов и вызывает необходимость организации специальных упражнений и заданий для подготовки ребёнка к работе на уроках ручного труда.
Несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогических и дефектологических исследованиях, но всё же остаётся актуальной.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.
Впервые взаимосвязь психики и моторики была отражена в работах Н.И. Озерецкого (1930), которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике.
В современной психологии нет сомнений относительно того, что процесс развития человека обусловлен как биологическими, так и социальными факторами. Наследственность «присутствует» в развитии всех психических и двигательных функций ребенка, но имеет разный удельный вес… Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. Социальная среда, таким образом, выступает в качестве источника и основного фактора развития высших психических функций. (Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. 1997.)
С одной стороны, обучение выступает средством формирования деятельности, с другой – деятельность является основным средством обучения. (Выготский Л.С. Вопросы детской психологии., 1997.)
На первых этапах жизни ребенка в развитии психомоторики особую роль играет ее двигательный компонент (Е.А. Аркин, 1948; А.В. Запорожец, 1960; М.Ю. Кистяковская, 1970; М.М. Кольцова, 1973 и др.). Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для ребенка живым опытом. Это свидетельствует о тесной связи между становлением двигательной и познавательной сферы, двигательная активность способствует работе мозга.
В развитии двигательной сферы большую роль играют сенсорные системы, прежде всего, зрение (Е.А. Аркин, 1948; А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, 1964)…. Именно через движение и слово прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
.В. Воронкова в своих исследованиях доказала, что для развития умственно отсталого ребенка весьма значима материальная база, те условия жизни, в которых он находится, обстановка, достаток в семье. Однако самую большую роль играют люди окружающие ребенка, их личностные качества, наличие стремления оказать ему действенную помощь. Таким образом, по данным специалистов развитие детей должно быть направлено на продвижение детей в общем развитии, на формирование у них положительных черт, предусматривающих коррекцию и имеющиеся недостатки.