НОД “В гостях у королевы осени”

автор: Шаяхметова Айгуль Рафкатовна

воспитатель МБДОУ Нармонский детский сад “Солнышко”

НОД “В гостях у королевы осени”

Воспитатель: Шаяхметова  А. Р.

Тема: В гостях у Королевы осени. Яблоки для ёжика. Средняя группа «В»

Цель: продолжать знакомить детей с деревьями и их листьями, закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью; формирование интереса к нетрадиционному рисованию с помощью штампа- поролона, развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.

Задачи :

Развивающие:
-Развивать умение рисовать с помощью штампа – печатки предмет круглой формы, дорисовывать детали (плодоножку у яблока);

– развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый.
– развитие наблюдательности.
– развитие мелкой моторики.
– продолжать учить согласовывать движения с речью.
– развитие продуктивной деятельности
Воспитывающие:
– учить детей работать вместе, не толкаться.
– воспитывать нравственные качества, взаимопонимание со сверстниками;
– способствовать сплочению детского коллектива.
-воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени

Познавательные:

Уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных ;

-Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях;

Учить создавать изображение с опорой на словесный образ, эмоционально откликаться в стремлении помочь персонажам;

-закреплять знания детей об изменениях в природе осенью;
-расширять знания о том, что такое листопад;
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Планируемые результаты:
– проявляет интерес к явлениям природы;
– принимает активное участие в двигательной деятельности;
– принимает участие в играх;
– проявляет желание использовать в творчестве нетрадиционные материалы.
Словарная работа: листопад, кленовый лист, дубовый лист.
Форма проведения: совместная деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за листопадом, сбор разноцветных листьев (с обращением внимания детей на цвет).

-Рассматривание картин осени.

-Чтение М. Пришвина «Листопад».
Материалы и оборудование: Краски (гуашь)3 цветов, лист бумаги с нарисованным ежиком, ежата(2), сделанные из линолеума  , прищепки – по 10 на каждого ежа ,штампы из поролона на каждого ребенка, влажные салфетки, ёжик (игрушка-муляж),муляжи яблок 3 цветов-красное, желтое, зеленое; компьютер с дисководом для прослушивания музыки осеннего леса, спящего леса, танца листочков , звуки пыхтения ежа; картины « Осень», « Осенний клен», « Осенний дуб», « Осенняя береза» , осенние листья , набор карточек «Звери и их детки».

Работа с родителями:

Изготовление штампов – печаток из кусочков  поролона.

Техника рисования:

Рисование с помощью штампа (из поролона ).

Методические приёмы:

Сюрпризный момент. Художественное слово. Словесный, наглядный методы. Мотивация – добрые дела.

Ход образовательной деятельности:

  • -Осень очень красивая пора. Деревья одеваются в яркий праздничный наряд и стоят такие красочные и торжественные. Я предлагаю отправиться на прогулку , хотите?
    Тогда закройте глаза: раз, два, три, четыре, пять – путешествуем опять.
    -Ребята, где мы с вами оказались? (В лесу)- запись звуков осеннего леса.
    -А кто может сказать какое время года сейчас в лесу? Почему?

(Ответы детей)

Для того чтобы мы могли начать свое путешествие нам нужно вспомнить правила поведения в лесу и соблюдать их. ( Называем что нельзя делать в лесу)

Действительно, мы попали в осенний лес. Деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья. А почему деревья сбрасывают листочки? Выслушиваются ответы детей.
Деревья сбрасывают листья осенью, потому, что зимой идет снег, он тяжелый и может поломать веточки, потому что снег, это замороженная вода – маленькие льдинки, и он не может напоить дерево, зимой деревья находятся в покое.
-А сейчас давайте поиграем в игру: «С какого дерева лист?»

На столе разложены осенние листья с деревьев.

– Посмотрите, листья какие? (красные, желтые, коричневые, осенние, разноцветные.) Вот здесь смотрите деревья: это дерево дуба, это березы, а это дерева клена. Вы сейчас должны найти листочки, и поставить около дерева свой лист. Будьте внимательны!

– С какого дерева какой лист?

– с дуба – дубовый – желто- коричневый;

– с клена – кленовый – красный, бурый, желтый;

– с березы – березовый – желтый.

-Может быть с этого дерева упал ваш листочек?(показываю на ель)

– Нет, это же ель.

– Да ребята это ель. У неё нет листочков.

– А что есть у неё?

– Иголки.

– Ребята отгадайте загадку:

«Зимой и летом одним цветом»?

– Что это? Да, правильно это же ель. Она осталось неизменной.

-Молодцы ребята. Вы справились заданием.

– А кто это там под листьями спрятался?

Загадка: «Колючий комочек свернулся в клубочек»

– Ежик.

– Да, ежик, а почему это он наносил себе так много листочков?

– Ежик готовит себе избушку к зиме.

– А еще, какие звери готовятся к зиме? Как?

– Белка, заяц, медведь, волк, лиса.( показ иллюстрации)

. – Зверей я вижу, а вот детенышей не видно, потерялись. Давайте их найдем.

Дидактическая игра «Найди маму»

У белки – бельчонок,

У зайца – зайчонок,

У медведя – медвежонок,

У лисы – лисенок,

У волка-волчонок.

– Вот и помогли мы зверятам найти своих мам. Все в лесу заняты своими заботами.

-Что-то похолодало, давайте согреемся сделаем звериную зарядку.

 

Физкультминутка

Раз – присядка, два – присядка

Это заячья зарядка!

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть ( легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
-Заглянем  в норку к ежатам, что-то они расшумелись.

-( Звуки ежа-фонограмма).

– Дети, послушайте как они пыхтят ! Ежики поссорились друг с другом, подрались и у них рассыпались колючки.

– Поможем ежатам вернуть колючки на спину? (предлагает детям надеть прищепки – колючки на спину ежатам). Дети выполняют задание.

-Ребята, а вы знаете что любит Ёжик?

(ответы детей)

Правильно.

Ёжик любит кушать яблочки, но сейчас у нас какое время года?

Осень.

Верно ,ребята, сейчас у нас осень, а потом настанет зима и нашему Ёжику нужно запастись на зиму яблок.

Да.

Поможем нашему ежу? Мы сейчас нарисуем яблоки и положим их на спину к ежику, пусть он их к себе в норку унесет , будет что зимой покушать вместе с ежатами.

– А какого цвета бывают яблоки? ( показ муляжей). Будем рисовать яблоки при помощи губки, а как-сейчас покажу.

Объяснение и показ:

Воспитатель: В одну руку я беру ” губку”, а другой рукой придерживаю лист бумаги, «губку» окунаю в краску красного,(желтого ,зеленого на выбор) цвета, много краски на не набираю, и аккуратно опускаю, примакиваю, поднимаю.

– Посмотрите, получилось яблочко!

Да.

-А теперь вы сами по очереди попробуйте нарисовать яблочки. Будете подходить ко мне по одному,(работа за столом) а остальные слушайте музыку и наблюдайте. Берите “губку”, окунайте в краску и аккуратно примакивайте, опускайте к листу бумаги. Много краски на яблочко не набираем, примакнули, опустили и подняли яблоко вверх.

Дети рисуют яблоки коллективно, по очереди ( по 2 человека выходят)

– Пора возвращаться назад :-Закройте глаза: раз, два, три, четыре, пять – возвращаемся опять.

-Анализ работ от имени ёжика. Ёжик благодарит детей за то, что они угостили его семью яблоками .

 

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. «Развивающие занятия с детьми 4-5лет» / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014г.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «ЦВЕТНОЙ МИР», 2017.

3.Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду в младшей группе»  – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.

4.Губанова Н.Ф « Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада» .-Мозаика- Синтез , 2016.

5.Галанов А. С,  С. Н.Корнилова, С. Л.Куликова. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».– М.: ТЦ «Сфера», 2015.

6.Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».- М.: Просвещение, 1999.

7.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016.