автор: Шаяхметова Айгуль Рафкатовна
воспитатель МБДОУ Нармонский детский сад «Солнышко»
НОД «В гостях у королевы осени»
Воспитатель: Шаяхметова А. Р.
Тема: В гостях у Королевы осени. Яблоки для ёжика. Средняя группа «В»
Цель: продолжать знакомить детей с деревьями и их листьями, закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью; формирование интереса к нетрадиционному рисованию с помощью штампа- поролона, развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.
Задачи :
Развивающие:
-Развивать умение рисовать с помощью штампа — печатки предмет круглой формы, дорисовывать детали (плодоножку у яблока);
— развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый.
— развитие наблюдательности.
— развитие мелкой моторики.
— продолжать учить согласовывать движения с речью.
— развитие продуктивной деятельности
Воспитывающие:
— учить детей работать вместе, не толкаться.
— воспитывать нравственные качества, взаимопонимание со сверстниками;
— способствовать сплочению детского коллектива.
-воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени
Познавательные:
—Уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных ;
-Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях;
—Учить создавать изображение с опорой на словесный образ, эмоционально откликаться в стремлении помочь персонажам;
-закреплять знания детей об изменениях в природе осенью;
-расширять знания о том, что такое листопад;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Планируемые результаты:
— проявляет интерес к явлениям природы;
— принимает активное участие в двигательной деятельности;
— принимает участие в играх;
— проявляет желание использовать в творчестве нетрадиционные материалы.
Словарная работа: листопад, кленовый лист, дубовый лист.
Форма проведения: совместная деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за листопадом, сбор разноцветных листьев (с обращением внимания детей на цвет).
-Рассматривание картин осени.
-Чтение М. Пришвина «Листопад».
Материалы и оборудование: Краски (гуашь)3 цветов, лист бумаги с нарисованным ежиком, ежата(2), сделанные из линолеума , прищепки – по 10 на каждого ежа ,штампы из поролона на каждого ребенка, влажные салфетки, ёжик (игрушка-муляж),муляжи яблок 3 цветов-красное, желтое, зеленое; компьютер с дисководом для прослушивания музыки осеннего леса, спящего леса, танца листочков , звуки пыхтения ежа; картины « Осень», « Осенний клен», « Осенний дуб», « Осенняя береза» , осенние листья , набор карточек «Звери и их детки».
Работа с родителями:
Изготовление штампов — печаток из кусочков поролона.
Техника рисования:
Рисование с помощью штампа (из поролона ).
Методические приёмы:
Сюрпризный момент. Художественное слово. Словесный, наглядный методы. Мотивация — добрые дела.
Ход образовательной деятельности:
- -Осень очень красивая пора. Деревья одеваются в яркий праздничный наряд и стоят такие красочные и торжественные. Я предлагаю отправиться на прогулку , хотите?
Тогда закройте глаза: раз, два, три, четыре, пять – путешествуем опять.
-Ребята, где мы с вами оказались? (В лесу)- запись звуков осеннего леса.
-А кто может сказать какое время года сейчас в лесу? Почему?
(Ответы детей)
Для того чтобы мы могли начать свое путешествие нам нужно вспомнить правила поведения в лесу и соблюдать их. ( Называем что нельзя делать в лесу)
—Действительно, мы попали в осенний лес. Деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья. А почему деревья сбрасывают листочки? Выслушиваются ответы детей.
— Деревья сбрасывают листья осенью, потому, что зимой идет снег, он тяжелый и может поломать веточки, потому что снег, это замороженная вода – маленькие льдинки, и он не может напоить дерево, зимой деревья находятся в покое.
-А сейчас давайте поиграем в игру: «С какого дерева лист?»
На столе разложены осенние листья с деревьев.
— Посмотрите, листья какие? (красные, желтые, коричневые, осенние, разноцветные.) Вот здесь смотрите деревья: это дерево дуба, это березы, а это дерева клена. Вы сейчас должны найти листочки, и поставить около дерева свой лист. Будьте внимательны!
— С какого дерева какой лист?
— с дуба – дубовый – желто- коричневый;
— с клена – кленовый – красный, бурый, желтый;
— с березы – березовый – желтый.
-Может быть с этого дерева упал ваш листочек?(показываю на ель)
— Нет, это же ель.
— Да ребята это ель. У неё нет листочков.
— А что есть у неё?
— Иголки.
— Ребята отгадайте загадку:
«Зимой и летом одним цветом»?
— Что это? Да, правильно это же ель. Она осталось неизменной.
-Молодцы ребята. Вы справились заданием.
— А кто это там под листьями спрятался?
Загадка: «Колючий комочек свернулся в клубочек»
— Ежик.
– Да, ежик, а почему это он наносил себе так много листочков?
— Ежик готовит себе избушку к зиме.
— А еще, какие звери готовятся к зиме? Как?
— Белка, заяц, медведь, волк, лиса.( показ иллюстрации)
. — Зверей я вижу, а вот детенышей не видно, потерялись. Давайте их найдем.
Дидактическая игра «Найди маму»
У белки — бельчонок,
У зайца — зайчонок,
У медведя — медвежонок,
У лисы — лисенок,
У волка-волчонок.
— Вот и помогли мы зверятам найти своих мам. Все в лесу заняты своими заботами.
-Что-то похолодало, давайте согреемся сделаем звериную зарядку.
Физкультминутка
Раз — присядка, два — присядка
Это заячья зарядка!
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть ( легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
-Заглянем в норку к ежатам, что-то они расшумелись.
-( Звуки ежа-фонограмма).
— Дети, послушайте как они пыхтят ! Ежики поссорились друг с другом, подрались и у них рассыпались колючки.
– Поможем ежатам вернуть колючки на спину? (предлагает детям надеть прищепки – колючки на спину ежатам). Дети выполняют задание.
-Ребята, а вы знаете что любит Ёжик?
(ответы детей)
—Правильно.
—Ёжик любит кушать яблочки, но сейчас у нас какое время года?
—Осень.
Верно ,ребята, сейчас у нас осень, а потом настанет зима и нашему Ёжику нужно запастись на зиму яблок.
—Да.
— Поможем нашему ежу? Мы сейчас нарисуем яблоки и положим их на спину к ежику, пусть он их к себе в норку унесет , будет что зимой покушать вместе с ежатами.
— А какого цвета бывают яблоки? ( показ муляжей). Будем рисовать яблоки при помощи губки, а как-сейчас покажу.
Объяснение и показ:
Воспитатель: В одну руку я беру » губку», а другой рукой придерживаю лист бумаги, «губку» окунаю в краску красного,(желтого ,зеленого на выбор) цвета, много краски на не набираю, и аккуратно опускаю, примакиваю, поднимаю.
— Посмотрите, получилось яблочко!
— Да.
-А теперь вы сами по очереди попробуйте нарисовать яблочки. Будете подходить ко мне по одному,(работа за столом) а остальные слушайте музыку и наблюдайте. Берите «губку», окунайте в краску и аккуратно примакивайте, опускайте к листу бумаги. Много краски на яблочко не набираем, примакнули, опустили и подняли яблоко вверх.
Дети рисуют яблоки коллективно, по очереди ( по 2 человека выходят)
— Пора возвращаться назад :-Закройте глаза: раз, два, три, четыре, пять – возвращаемся опять.
-Анализ работ от имени ёжика. Ёжик благодарит детей за то, что они угостили его семью яблоками .
Использованная литература:
- «Развивающие занятия с детьми 4-5лет» / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: «ЦВЕТНОЙ МИР», 2017.
3.Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду в младшей группе» – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.
4.Губанова Н.Ф « Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада» .-Мозаика- Синтез , 2016.
5.Галанов А. С, С. Н.Корнилова, С. Л.Куликова. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».— М.: ТЦ «Сфера», 2015.
6.Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».- М.: Просвещение, 1999.
7.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016.