Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Я – музыкант» 

автор: Шаргина Эльвира Николаевна

Преподаватель МБОУ ДО “Центр дополнительного образования”, г. Олонец

Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Я – музыкант»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

 

Рассмотрено на заседании                                                                                                Утверждаю

Методического совета                                                                         Директор МБОУ ДО «ЦДО»

от «     »__________ 2018г.                                                                  ___________ О.Р.Анфилова

Протокол № ____                                                                                 «     »______________ 2018г.                                

 

Дополнительная общеразвивающая

программа

художественно – эстетической  направленности

«Я – музыкант»

 

Срок реализации программы: 2 года

Возраст учащихся: 5 – 7 лет

 

Составитель:

Шаргина Э.Н.,

преподаватель

 

г. Олонец

2018 г.

Аннотация

к дополнительной общеразвивающей программе

«Я – музыкант»

 

Автор – составитель программы (Ф.И.О., место работы, должность, образование) Шаргина Э.Н., МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», преподаватель хора, вокала, общего курса фортепиано.

Образование – высшее.

Вид программы Модифицированная
Направленность Художественно – эстетическое развитие
Дата создания 2018г.
Когда и где

рассмотрена

Срок реализации 2 года
Возраст учащихся 5-7 лет
Форма обучения Групповые занятия
Цель программы Создание условий для художественно – эстетического развития детей,

их творческих способностей, формирования системы базовых

ценностей посредством сочетания  музыкальной и игровой

деятельности.

Краткое содержание В программе главенствующим является формирование системы умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивающих базу для последующего знакомства с музыкой. Содержание  программы структурируется на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности: пение, игра на ДМИ, музыкально – ритмические движения, подвижные музыкальные игры, элементы логоритмики.
Прогнозируемый результат К концу обучения дети должны  овладеть следующими умениями:

определять характер музыкального произведения,  высказываться о музыке; петь напевно, легко, естественным звуком; различать звуки по высоте, тембру, динамике; воспроизводить несложный ритмический рисунок в игре на ДМИ; различать музыкальные инструменты по тембровой окраске; выразительно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения; ориентироваться в пространстве; выполнять простейшие перестроения; выполнять танцевальные движения с предметами; передавать в движениях характер музыки; петь и двигаться во время музыкальной игры в темпе и ритме музыки.          

 

Пояснительная записка

 

    Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Это время наиболее благоприятно для развития образного мышления, воображения, эмоционально – чувственной сферы его личности. Учитывая психологические особенности дошкольного возраста, целесообразно развивать у детей творческое восприятие действительности.

Влияние музыки на развитие творческой деятельности ребёнка очень велико. Музыка развивает ребёнка в области:

  • эмоций (от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям);
  • ощущения, восприятия и слуха (от умения различать отдельные музыкальные звуки к целому, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики);
  • проявления отношений (от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса);
  • исполнительской деятельности (от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении, игре на детских музыкальных инструментах и музыкально – ритмическом движении).

Ребёнку важно не только понимать и любить музыку, но и научится выразительно петь в хоре, ритмично двигаться и, в меру своих возможностей, играть на инструменте. Самое главное – уметь применить свой музыкальный опыт в жизни.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Я – музыкант» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста и их творческой самореализации.  

    Содержание данной программы структурируется на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности: пение, игра на ДМИ, музыкально – ритмические движения, подвижные музыкальные игры, элементы логоритмики. В программе 1-го года обучения главенствующим является формирование системы умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах музыкальной деятельности.  Программа 2-го года обучения базируется на программе 1-го года и направлена на получение детьми системы опорных знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего знакомства с музыкой.

     Актуальность разработки и внедрения дополнительной общеразвивающей программы «Я – музыкант» – в содействии социальной адаптации дошкольников. В процессе музыкальной деятельности формируется музыкально – эстетическое сознание, что чрезвычайно важно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления и дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Педагогическая целесообразность настоящей программы подтверждается её соответствием социальному заказу общества и современным тенденциям российского образования, а также решению спектра психолого-педагогических задач для детей дошкольного возраста. Музыка и движение формируют эмоциональную сферу ребенка и основы исполнительского мастерства, развивают координацию движений, ловкость, музыкальность и артистичность, способствуют развитию слуховой, зрительной, музыкальной памяти. Смена видов деятельности в ходе занятия способствует снятию напряжения, активизации внимания, усилению эмоциональной реакции, что в целом повышает жизненный тонус. Развиваются фантазия и творческие способности.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Я – музыкант» – в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, в активном использовании игрового метода обучения (расширения разнообразия базы используемых игр, игровых упражнений, в т.ч. элементов логоритмики), расширении знаний, умений и навыков обучающихся.

Учитывая интерес дошкольников к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению, ведущее место в  программе отводится детской игре. Это – инсценирование, имитационные игры и упражнения, речевые, подвижные музыкальные игры и др. Использование игровых форм работы вносит в занятие моменты занимательности, способствует осмыслению образа и закреплению изученного материала.

    В содержательном плане программа базируется на основных принципах концепции нравственно – эстетического развития детей,  что находит отражение в формулировках её целей и задач.

Цель ОП – создание условий для художественно – эстетического развития детей, их творческих способностей, формирования системы базовых ценностей посредством сочетания  музыкальной и игровой деятельности.

Задачи:

  • создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • познакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать практическим навыкам в различных видах музыкальной деятельности (пение, музыкально – ритмические движения, игра на ДМИ, подвижные музыкальные игры);
  • развивать группу сенсорных способностей (умение слышать высоту, силу, длительность, тембровую окраску звука), способствовать развитию чувства ритма, темпа, лада;
  • развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
  • развивать силу голоса и выразительность пения;
  • развивать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в танцах, играх и хороводах, в импровизации песен, попевок и др.;
  • обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  • формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни – музицировать, петь, танцевать.

 

Специфика ОП

Срок реализации программы – 2 года.

Контингент учащихся: рекомендуемый возраст дошкольников 1 – го года обучения – 5 лет. Дети принимаются без специальных музыкальных данных и особой музыкальной подготовки.

Форма учебных занятий: групповые  занятия.

Режим занятий: занятия  проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня , продолжительность одного занятия 30 минут (1 академический час). Количество годовых занятий – 68. Общее количество часов занятий в году – 68.

Наполняемость учебных групп: 8 – 14 человек.

 

Формы проведения занятий:

  • практические
  • занятия – репетиции
  • открытые
  • совместные (с родителями)
  • итоговые (заключительные)

 

Методы обучения:

  • наглядный
  • словесный
  • практический
  • игровой

 

Успех освоения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения дошкольников. Специфика методических приёмов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. У дошкольников ярко выражена непосредственность, любознательность, активность образно-эмоционального воображения – частые неожиданные проявления изобретательности в играх, но у них нет достаточно устойчивого объема внимания, поэтому приоритетной является игровая форма, яркая, образная, эмоциональная.

 

Используются технологии:

  • дыхательная гимнастика
  • социо – игровая технология
  • ИКТ
  • самомассаж
  • здоровьесберегающие технологии.

 

Формы творческих отчетов:

  • выступления на праздничных мероприятиях (в рамках школы)
  • праздничные мероприятия для родителей, педагогов
  • концерты

Праздничные мероприятия и концерты являются важной формой эмоционального обогащения дошкольников. Участие в таких мероприятиях  доставляет детям массу положительных впечатлений, создаёт праздничное, приподнятое настроение.

 

Содержание ОП

Программа предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия.  Каждое занятие состоит из обязательных структурных компонентов и включает следующие разделы:

  • элементы логоритмики
  • пение
  • игра на музыкальных инструментах
  • музыкально – ритмические движения
  • подвижная музыкальная игра

Каждый из этих разделов (видов деятельности) имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.

Элементы логоритмикираздел, целью которого является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии детей посредством сочетания слова, музыки и движения. Специально подобранные упражнения в системе используются на занятиях с дошкольниками. Это – упражнения  на развитие артикуляционных, темпо – ритмических, интонационно – мелодических навыков речи, общей и мелкой моторики, координации движений. Игровая форма в сочетании с использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Все упражнения проводятся по подражанию.  Материал предварительно не разучивается. Логоритмические  упражнения включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа).

Артикуляционные упражнения. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы речедвигательного аппарата.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения,  развивающие голосовые связки и певческие навыки дошкольников.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без  музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует  быстрому запоминанию игры.

Использование в системе элементов  логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые и неречевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения. Логоритмические упражнения способствуют развитию речи и музыкальности детей, формируют их положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Пение  (песенное творчество)  является одним из центральных разделов программы и подразумевает формирование вокальных навыков: правильная певческая установка, умение пользоваться дыханием, легким, округлым звуком, выработка четкой дикции, пение в унисон чисто и слажено. Эти навыки усваиваются комплексно и совершенствуются параллельно с другими во время разучивания песенного материала. За год дети должны выучить примерно 12  (1-й год обучения), 14 (2-й год обучения) песен. Вся техническая работа на всех стадиях изучения песни направлена на выразительное и эмоциональное пение. Для поддержания интереса детей к певческой деятельности на занятиях используются следующие приемы: пение в различных построениях (в кругу, врассыпную, традиционно); пение цепочкой, по музыкальным фразам, с солистами и др.

Игра на ДМИ  развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (пение, музыкальная игра) является скорее практическим методом, помогающим осознанному восприятию музыки, или же методом , позволяющим закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствует чувство ритма, тембровый слух.

Музыкально – ритмические движения способствуют: формированию правильной осанки;   совершенствованию  координации движений; умению ориентироваться в пространстве;  развитию навыков танцевальных движений; умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально – образное содержание;  повышению жизненного тонуса, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Под влиянием музыкальной ритмической деятельности развиваются музыкально-эстетические чувства, познавательный интерес, творческое воображение, память, устойчивость произвольного внимания.  Дошкольники знакомятся с элементарными танцевальными движениями по принципу «от простого к сложному», учатся выполнять простейшие танцевальные движения (в том числе с предметами) по показу и самостоятельно, реагировать движением на начало и окончание музыкального произведения, импровизировать  (самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов). За год дети должны разучить примерно 8  (1-й год обучения), 9 (2-й год обучения) танцевальных композиций, среди которых хороводы, пляски, сюжетные танцы (танец осенних листочков и др.), танцы с предметами (игрушками, лентами, цветами и др.).

Подвижные музыкальные игры тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.  Игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. В ходе музыкальных игр дети имеют возможность использовать  музыкальные инструменты, различную атрибутику.

 

  Примерная схема занятия.

 

Вид деятельности     Количество минут
1. Вводная часть. Музыкальное приветствие. 1
2. Элементы логоритмики. 3
3. Пение. 8
4. Игра на музыкальных инструментах. 5
5. Музыкально – ритмические движения. 6
6. Подвижная музыкальная игра 6
7. Заключительная часть. 1
   Всего: 30

 

Условием успешной организации занятия является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности,  динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Учебный план. Первый год обучения.

 

№ № п/п  

Название разделов и (или) тем программы

             Количество часов
  Теория Практика    Всего
11

1

Вводное занятие       0,5       0,5  

1

22 Элементы логоритмики         3         4         7
43 Пение 5 13 18
44 Игра на детских музыкальных инструментах 3 7 10
55 Музыкально – ритмические движения 4 10 14
  

 6

Подвижные музыкальные игры 5 10 15
57 Концертная деятельность 2 2
68 Итоговое занятие 1 1
ИТОГО: 20,5 47,5 68

 

      Календарно – тематический план.  Первый год обучения.

 

№ п/п Наименование темы Количество часов
   1 Вводное занятие. Знакомство с детьми. 1
 2-4 Характер музыки 3
 5-8 «Что нам осень принесла?» 4
 9-11 «Звуки вокруг нас. Осень» 3
12-13 «Музыка дождя» 2
14-16 «В осеннем лесу» 3
17-20 «Музыкальные подарки» 4
  21 «Мамин праздник». Совместное с детьми и родителями

занятие.

1
22-23 «Песня. Танец. Марш» 2
24-27 «Зима пришла» 4
28-31 «Новый год у ворот!» 4
32-34 «Сказка в музыке» 3
35-38 «Звуки вокруг нас. Зима» 4
39-42 «Домашние животные» 4
43-46 «Улыбки и сюрпризы» 4
  47 Занятие – репетиция 1
  48 «Мамины помощники». Совместное с детьми и родителями праздничное занятие. 1
49-52 «Музыка весны» 4
53-56 «Звуки вокруг нас. Весна» 4
57-60 «Лесные жители» 4
61-64 «Музыкальные картинки» 4
65-66 «Солнечное настроение» 2
  67 Занятие – репетиция 1
  68 Итоговое занятие. 1
Всего: 68

 

   Содержание программы первого года обучения.

 

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с детьми. Правила поведения на занятиях, техника безопасности до, после и во время занятий. Беседа. Знакомство с основами песенного искусства: правильное положение корпуса во время пения,  изучение простейших упражнений на дыхание.

Практика. Упражнения на дыхание.  Речевые игры с музыкальным сопровождением. Музыкально – ритмические движения (импровизация под музыку). Подвижная музыкальная игра.

Тема 2. Элементы логоритмики.

Теория. Правильное положение корпуса во время выполнения упражнений. Знакомство с  текстами речевых игр, упражнений и т.д. (в том числе с движениями). Расширять и активизировать словарный запас.

Практика.  Выполнение  оздоровительных  упражнений для улучшения осанки, дыхательных  упражнений; самомассаж лица и тела. Речевые игры с музыкальным сопровождением и без него, с использованием музыкальных инструментов и без них.  Укрепление артикуляционного аппарата различными логопедическими, фонопедическими речевыми и дыхательными упражнениями. Развитие плавности и выразительности  речи упражнениями на координацию речи и движения. Упражнения воспроизводятся по подражанию.

Тема 3. Пение.

Теория. Приёмы звукоизвлечения. Знакомство с песенным репертуаром. Беседа о характере и содержании песен. Разучивание текста и работа над дикцией.

Практика. Развитие певческого диапазона. Работа над строем, ритмом, дикцией, ансамблем. Развитие навыков выразительного пения  (учить петь ускоряя, замедляя, ослабляя звучание, в пределах «до 1» – «си 1»), умения  грамотно распределять  дыхание между музыкальными фразами, умения вовремя начинать и заканчивать пение. В процессе усвоения певческих навыков учить детей петь протяжно, точно интонируя, подстраиваясь к тону, заданному взрослым, выражая своё эмоциональное отношение к содержанию песни. Исполнение песенного репертуара с движениями.

Тема 4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Теория. Познакомить с музыкальными инструментами и приёмами звукоизвлечения на них: бубен, маракасы, треугольник, бубенцы, колокольчики, ложки.  Учить детей определять детские ударно-шумовые инструменты по внешнему виду  и на слух ( по тембру).

Практика. Исполнение простейших ритмических мелодий по показу и самостоятельно. Игра в ансамбле и соло. Применение различных приёмов игры на ДМИ. Точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии. Развитие чувства темпа, ритма, метра. Своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с началом и окончанием музыки.

Тема 5. Музыкально – ритмические движения.

Теория. Знакомство с различными танцевальными жанрами: хоровод, полька, пляска, вальс. Предназначение танцев и их характерные особенности. Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. Формирование правильной осанки, красивой походки. Знакомство с основными элементами танцевальных движений.

Практика. Формирование навыков исполнения танцевальных движений (поклон  для  мальчиков, реверанс  для  девочек; танцевальные  позиции  рук: на  поясе  и  перед  грудью; полуприседания и  подъемы  на  носки; выставление  ноги  вперед  и  в  сторону, поднимание  ноги  назад  на  носок; открывание  рук  в  сторону  и  на  пояс.). Совершенствовать простейшие танцевальные движения: двигаться по кругу хороводным шагом, меняя направление движения; сужать и расширять круг; закручивать и раскручивать «улитку», кружиться в парах (топающим шагом и на носочках). Учить детей самостоятельно реагировать движением на начало и конец музыкального произведения. Синхронно исполнять танцевальные движения. Инсценировать песни и выразительно передавать в движениях образ инсценируемых песен. Выполнять движения с предметами.

Тема 6. Подвижные музыкальные игры.

Теория. Знакомство с правилами игры. Разучивание текста песен – игр. Распределение ролей.

Практика. Исполнение подвижных музыкальных игр. Совершенствование умения петь и двигаться под музыку, передавая в пении и движениях игровые образы. Развитие  координации движений и умения ориентироваться в пространстве. Побуждать к участию в подвижных музыкальных играх; развивать умение овладевать с помощью взрослого вербальными и невербальными (жестами, интонацией, имитационными движениями) способами передачи образов героев;  развивать творчество и инициативу. Подвижные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, мышления, внимания, хороводные игры.

Тема 7. Концертная деятельность.

Практика. Участие в общешкольных концертах, концерты в рамках класса, совместные с сверстниками концертные программы для родителей и преподавателей.

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Промежуточная аттестация. Занятие проводится в виде праздничной программы.

 

Ожидаемый результат реализации ОП

Обучающиеся 1-ого года обучения должны знать:

  • правила поведения и безопасности на занятиях;
  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);
  • названия  детских музыкальных инструментов;
  • основные элементы певческой установки и певческого дыхания.  

должны уметь:  

  • различать звуки по высоте, тембру;
  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,  ненапряженно;
  • исполнять несложный ритмический рисунок в игре на ДМИ;
  • различать музыкальные инструменты по тембровой окраске;
  • различать  музыку по характеру;
  • выразительно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения, начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;
  • ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения;
  • выполнять танцевальные движения с предметами, передавать в движениях характер музыки;
  • петь и двигаться во время музыкальной игры в темпе и ритме музыки.

 

Учебный  план. Второй год обучения.

 

№ № п/п  

Название разделов и (или) тем программы

             Количество часов
  Теория Практика    Всего
11

1

Вводное занятие       0,5       0,5  

1

22 Элементы логоритмики       2,5       4,5         7
43 Пение 4 14 18
44 Игра на детских музыкальных инструментах 3 7 10
55 Музыкально – ритмические движения 4 10 14
  

 6

Подвижные музыкальные игры 5 10 15
55 Концертная деятельность 2 2
66 Итоговое занятие 1 1
ИТОГО:     

       19

       49        68

 

     Календарно – тематический план.  Второй год обучения.

 

№ п/п Наименование темы Количество часов
   1 Вводное занятие. 1
 2-4 «Песня. Танец. Марш» 3
 5-7 «Осеннее настроение» 3
   8 «Посвящение в музыканты». Совместное с детьми и родителями праздничное занятие. 1
 9-12 «Музыка передаёт чувства и настроения людей. Мажор и

минор»

4
13-16 «Музыкальные и немузыкальные звуки» 4
17-19 «Моя семья» 3
  20 Занятие – репетиция 1
  21 «Тепло сердец для милых мам». Совместное с детьми и

родителями занятие.

1
22-23 «Этот удивительный ритм» 2
24-27 «Зимняя сказка» 4
28-31 «Новогодний карнавал» 4
32-34 «Зимние забавы» 3
35-38 «Средства музыкальной выразительности» 4
39-42 «Природа в музыке» 4
43-46 «Праздничное настроение» 4
  47 Занятие – репетиция 1
  48 «Весну встречаем – гостей привечаем». Совместное с

детьми и родителями праздничное занятие.

1
49-52 «Весенние краски» 4
53-56 «Русский народный фольклор» 4
57-60 «Песня. Танец. Марш.» Повторение. 4
61-64 «Музыкальная  радуга» 4
65-66 «На зелёном лугу» 2
  67 Занятие – репетиция 1
  68 Итоговое занятие. 1
Всего: 68

 

Содержание программы второго года обучения.

 

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Закрепление правил поведения на занятиях, техника безопасности до, после и во время занятий.  Охрана детского голоса.

Практика. Упражнения на дыхание.  Речевые игры с музыкальным сопровождением. Музыкально – ритмические движения (импровизация под музыку). Подвижная музыкальная игра.

Тема 2. Элементы логоритмики.

Теория. Закрепление умения следить за правильным положением корпуса во время выполнения упражнений. Продолжить знакомство с  текстами речевых игр, упражнений и т.д. (в том числе с движениями). Обогащать и активизировать словарный запас.

Практика.  Применение полученных знаний и умений в процессе выполнения упражнений. Оздоровительные  упражнения для улучшения осанки, дыхательные  упражнения; самомассаж лица и тела. Речевые игры с музыкальным сопровождением и без него, с использованием музыкальных инструментов и без них.  Укрепление артикуляционного аппарата различными логопедическими, фонопедическими, речевыми и дыхательными упражнениями. Упражнения на координацию речи и движения.

Тема 3. Пение.

Теория. Закрепление приёмов звукоизвлечения. Знакомство с песенным репертуаром. Беседа о характере и содержании песен. Разучивание текста и работа над дикцией. Понятия: мажор и минор.

Практика. Продолжение работы над формированием правильного певческого дыхания (спокойно вдыхать носом, выдыхать ртом, экономно расходуя воздух); петь, не прерывая дыхание в середине слова. Формировать правильные певческие навыки (учить петь легким звуком на высокой позиции, в одном темпе, не форсировать звук, отчетливо выговаривать слова, точно передавать ритмический рисунок мелодии).   Передавать характер песни (бодрый, веселый, радостный, грустный, спокойный, ласковый) через выразительное интонирование, мимику лица, жесты, движения. Добиваться чистоты интонирования мелодий в диапазоне «си – малой октавы – до1».  Осознанно использовать в пении средства выразительности: высоту звука (высокие, низкие звуки, звуки одной высоты движение мелодии вверх и вниз), динамические оттенки (тихое – громкое звучание),темп (быстрый, медленный), тембр (нежный, звучный, яркий).

Тема 4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Теория.  Закреплять умение определять детские ударно-шумовые инструменты по внешнему виду  и на слух ( по тембру).

Практика. Продолжить обучение приёмам  игры на детских ударно – шумовых инструментах сольно и в оркестре, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее, точно исполнять ритмический рисунок мелодии.  Развивать чувство темпа, ритма, метра. Закреплять умение своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с началом и окончанием музыки.

Тема 5. Музыкально – ритмические движения.

Теория. Закрепление умения узнавать и различать танцевальные жанры (хоровод, полька, пляска, вальс). Продолжение работы  над формированием правильной осанки, красивой походки. Закрепление ранее изученных элементов танцевальных движений и знакомство с новыми.

Практика. Закрепление  навыков исполнения танцевальных движений в ритме и темпе музыки.  Совершенствование знакомых  танцевальных движений и разучивание новых: полочка, перетоп, приставной шаг, боковой галоп, «ковырялочка» и др. Продолжить работу над синхронностью исполнения танцевальных движений. Закрепление умения передавать в движениях характер музыки.  Выполнять движения с предметами.

Тема 6. Подвижные музыкальные игры.

Теория. Знакомство с правилами игры. Разучивание текстов песен – игр. Распределение ролей.

Практика. Исполнение подвижных музыкальных игр на развитие звуковысотного слуха,  чувства ритма, музыкальной памяти, мышления, внимания, хороводные игры. Совершенствование умения петь и двигаться под музыку, передавая в пении и движениях игровые образы. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Совершенствовать навыки пения с движениями.

Активизировать двигательную и речевую деятельность детей.  

Тема 7. Концертная деятельность.

Практика. Участие в общешкольных концертах, концерты в рамках класса, совместные с сверстниками концертные программы для родителей и преподавателей.

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Занятие проводится в виде праздничной программы.

 

Ожидаемый результат реализации ОП

Обучающиеся 2 – го года обучения должны знать:

  • жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш) и их характерные особенности;
  • названия музыкальных инструментов и приёмы игры на них;
  • средства музыкальной выразительности (тембр, ритм, темп, динамика);
  • понятия: мажор, минор.

должны уметь:

  • различать произведения разного жанра: танец, марш, песня;
  • различать звуки по высоте, длительности, силе, тембру, ладу;
  • эмоционально реагировать на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;
  • ритмически точно и интонационно чисто воспроизводить во время пения общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом;
  • петь в ансамбле и по – одному (сольно);
  • двигаться выразительно и ритмично в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами (в том числе с предметами);
  • самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, синхронно выполнять танцевальные движения;
  • работать в паре;
  • точно воспроизводить несложный ритмический рисунок в игре на различных музыкальных инструментах;
  • владеть основными приёмами игры на детских музыкальных инструментах;
  • активно участвовать в выполнении творческих заданий;
  • находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.

 

Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся представляет собой оценку качества освоения содержания дополнительной общеразвивающей программы «Я – музыкант». Формы контроля:

  • диагностическое занятие в начале и в конце учебного года (учащиеся  выполняют задания, с помощью которых определяется и оценивается уровень  музыкального развития дошкольников);
  • наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий;
  • выступления на утренниках, для сверстников и родителей, открытые (совместные) занятия для педагогов и родителей.

Форма промежуточной аттестации – итоговое занятие. Учащиеся, в полном объёме освоившие соответствующую часть дополнительной общеразвивающей программы, переводятся в группу следующего года обучения.

В конце каждой четверти проводится занятие – зачёт.

Оценка «5» (отлично) ставится, если учащийся регулярно посещал занятия и успешно справился с освоением программных задач.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если учащийся регулярно посещал занятия, но не в полной мере овладел необходимыми умениями и навыками, предусмотренными программой.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в случае, если дошкольник не регулярно посещал занятия, не проявлял интереса к предмету и не достиг необходимого минимума знаний, умений и навыков.

 

  Условия реализации программы

  Материально-техническое оснащение программы:

  • просторный кабинет
  • стулья
  • инструмент (фортепиано)
  • фланелеграф (магнитная доска)
  • детские музыкальные инструменты
  • музыкальное оборудование для чтения CD и флеш-носителей

 

Учебно – наглядные пособия:

  • атрибуты для игр, упражнений и танцев (ленточки, листочки и др.)
  • маски-шапочки с изображением овощей, фруктов и др.
  • иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты, портреты композиторов и др.)

 

Список методической литературы

 

  • Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006;
  • Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, 2005;
  • Анищенкова Е.С. – Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.,2007;
  • Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками. – СПб., 2005;
  • Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. М., 2006;
  • Ветлугина Н. Музыкальный букварь.М.,1989;
  • Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006;

– Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985;

  • Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду: старшая и подготовительные группы. Ярославль, 2006;
  • Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительные группы. М.,2006;
  • Зарецкая Н., Роот З. Праздники в детском саду: Сценарии, песни, танцы. – М.,2006;
  • Зацепина М.Б. Культурно – досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;
  • Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;
  • Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет.- М.,2001;
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста ( старшая группа). – СПб.,2000;
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста ( подготовительная группа). – СПб.,2000;
  • Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.,2005;
  • Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.,2006;
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.,2005;
  • Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 5 – 7 лет. Издательство «Скрипторий – 2003», 2009;
  • Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005;
  • Кононова П.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.. «Просвещение» 1990;
  • Костина Э.,Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2004;
  • Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авторы – сост.: Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. – М.,1984;
  • Музыкально – двигательные упражнения в детском саду: книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/ Сост. Е.П.Раевская и др. – м.: Просвещение, 1991;
  • Радынова О.,Музыкальные шедевры: Программа по формированию основ музыкальной культуры у детей.-М.: Просвещение, 2007;
  • Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Тютюнникова Т.Э. Бим – бам – бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками: Учебно – методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.