автор: Шаргина Эльвира Николаевна
Преподаватель МБОУ ДО “Центр дополнительного образования”, г. Олонец
Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сольное пение»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Дополнительная общеразвивающая
программа
художественно – эстетической направленности
«Сольное пение»
(возраст учащихся: 5 – 7 лет, срок реализации: 2 года, количество часов: 68).
Составитель:
Шаргина Э.Н.,
преподаватель
г. Олонец
2018 г.
Пояснительная записка
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный (звуковысотный), тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, совершенствуется речь. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по сольному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сольное пение» – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы преподавателя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.
Актуальность программы. Голос – это особое богатство, природный дар. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка. Для того чтобы ребенок дошкольного возраста, наделенный природными вокальными способностями и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и т.д., разработана программа «Сольное пение».
В процессе индивидуальных занятий дошкольники с ярко выраженными вокальными способностями приобретают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Педагогическая целесообразность. Содержание программы направленно на формирование музыкальности ребенка. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков, таких, как: певческая установка, звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), слуховых навыков (навык слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы – в новых подходах к обучению сольному пению детей дошкольного возраста, индивидуализации обучения, использовании разнообразных методов и приемов для выразительного исполнения песенного репертуара в старшем дошкольном возрасте. В программе представлена структура последовательного индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся.
В ходе реализации программы «Сольное пение» решаются задачи художественно-эстетического развития детей 5-7 лет посредством музыкальной деятельности через дополнительное образование дошкольников.
Цель ОП – формирование у дошкольников устойчивого интереса к пению, развитие индивидуальных вокальных способностей и певческих навыков, раскрытие творческого потенциала.
Задачи:
- способствовать формированию личностных качеств учащихся через знакомство с лучшими образцами народного музыкального творчества, русской, классической и современной музыки;
- формировать интерес к вокальному искусству, художественный вкус, чувство стиля;
- развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно увеличивая диапазон;
- развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
- формирование звуковысотного слуха, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;
- развитие умения петь выразительно, исполнять песню в характере;
- формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения);
- совершенствование вокально-хоровых навыков.
Контингент учащихся: рекомендуемый возраст дошкольников 1 – го года обучения – 5 – 6 лет, 2 – го года обучения – 6 – 7 лет. Занятия посещают дошкольники, имеющие ярко выраженные природные вокальные данные.
Срок реализации программы – 2 года.
Форма учебных занятий: индивидуальные занятия.
Формы проведения занятий:
- практические
- открытые
- итоговые (заключительные)
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность одного занятия 30 минут (1 академический час).
Количество годовых занятий (часов) – 34.
Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение» при 2-летнем сроке обучения составляет 68 часов (68 недель).
Ожидаемый результат реализации ОП
В результате первого года обучения учащийся должен получить элементарные представления о том, что такое:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиена певческого голоса;
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом
пения, выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков;
- слуховое осознание чистой интонации.
Понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
Учащийся должен уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый бесшумный вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения.
В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава. Формирование навыков пения с аккомпанементом.
В результате второго года обучения сольному пению воспитанник должен овладеть следующими умениями:
- владеть навыками пения: петь естественным голосом, легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и кварту;
- иметь опыт восприятия песен разного характера;
- проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству;
- знать, понимать, соблюдать гигиену певческого голоса, певческую установку;
- различать звуки по высоте, слышать движение мелодии (поступенное и скачкообразное);
- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- уметь контролировать слухом качество пения;
- петь без музыкального сопровождения;
- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно пропевать гласные в словах и произносить окончания слов;
- проявлять активность в песенном творчестве.
В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса желательно от «си» малой октавы до «до2» , выровнять звучность гласных.
Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры. В репертуар включаются произведения без сопровождения, требующие чистоты интонирования.
В работе над упражнениями ребёнок должен уметь певуче, пластично вести звук, чувствовать движение мелодии.
В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на квинту вверх и вниз.
В процессе занятий совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, продолжается формирование певческого голоса. Закрепляются умения певческой установки (сидеть прямо, ноги ставить ровно, руки на коленях). При пении стоя дети держат голову прямо, а руки опущены вдоль туловища.
Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся:
- диагностическое занятие в начале и в конце учебного года (учащийся выполняет задания, с помощью которых определяется певческий диапазон и уровень музыкального развития ребёнка);
- наблюдение за деятельностью дошкольника во время занятий;
- индивидуальные выступления на утренниках, для сверстников и родителей, открытые занятия для педагогов и родителей.
В конце каждой четверти проводится занятие – зачёт.
Оценка «5» (отлично) ставится, если учащийся регулярно посещал занятия и успешно справился с освоением программных задач.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если учащийся регулярно посещал занятия, но не в полной мере овладел необходимыми умениями и навыками, предусмотренными программой.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в случае, если дошкольник не регулярно посещал занятия, не проявлял интереса к предмету и не достиг необходимого минимума знаний, умений и навыков.
Учебно – тематический план. Первый год обучения.
№ № п/п |
Название разделов и (или) тем программы |
Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Прослушивание с целью выявления певческого диапазона. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | 2 |
3 | Распевание | 2 | 4 | 6 |
4 | Формирование певческого дыхания | 1,5 | 1,5 | 3 |
5 | Звукообразование | 2 | 4 | 6 |
6 | Вокальная дикция. Артикуляционная гимнастика | 1 | 2 | 3 |
7 | Разучивание песенного репертуара | 2 | 8 | 10 |
8 | Концертная деятельность | – | 3 | 3 |
Всего: | 10 | 24 | 34 |
Учебно – тематический план. Второй год обучения.
№ № п/п |
Название разделов и (или) тем программы |
Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Прослушивание с целью выявления певческого диапазона. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | 2 |
3 | Распевание | 2 | 4 | 6 |
4 | Формирование певческого дыхания | 1,5 | 1,5 | 3 |
5 | Звукообразование | 2 | 4 | 6 |
6 | Вокальная дикция. Артикуляционная гимнастика | 1 | 2 | 3 |
7 | Разучивание песенного репертуара | 2 | 8 | 10 |
8 | Концертная деятельность | – | 3 | 3 |
Всего: | 10 | 24 | 34 |
Содержание ОП
Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях дошкольник под руководством преподавателя последовательно, соответственно программе, приобретает теоретические знания и практические навыки.
Каждое занятие состоит из обязательных структурных компонентов и включает следующие разделы:
- распевание;
- певческая установка;
- песенный репертуар;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками дошкольника, необходимо предварительно «распевать» ребёнка в определенных упражнениях. Начинать распевание (выполнение последовательности упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя упражнения вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено.
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает: выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение; постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. Последовательность формирования гласных: гласные «о», «е» – с целью выработки округленного красивого звучания; гласная «и» – с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора; «а», «е» – при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести: слуховой самоконтроль; слуховое внимание; дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается: выразительностью мимики лица; выражением глаз; выразительностью движения и жестов; тембровой окраской голоса; динамическими оттенками и особенностью фразировки; наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения: «Надуй шарик»; «Задуй свечку»; «Вдохни аромат цветка» и др. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, состоящую из трех этапов:
- короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
- опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха; необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
- спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Звукообразование подразумевает улучшение качества звука путем работы над основной формой голосоведения – связным непрерывным пением. Задача педагога – сформировать правильную атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом «брать ноты» спокойно и легко. При атаке звука не должно быть шумовых призвуков и подъездов. Необходимо научить ребёнка чувствовать опору звука, используя певческое нижне – диафрагмальное дыхание. Правильная и согласованная работа звукообразующих органов и вокальной маски создает красивое и качественное исполнение. Основной задачей в работе над звуковедением является обучение пению на legato – плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
- не очень сильно прикусить кончик языка;
- высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
- покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
- сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
- упереться языком в верхнюю губу, затем в нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
- пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
- постукивая пальцами сделать массаж лица;
- делать нижней челюстью круговые движения вперед – вправо – назад – влево – вперед;
- сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы: выразительное чтение текста; разъяснение смысла некоторых незнакомых слов; правильное и отчетливое произношение слов; чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки чёткой дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по несколько раз с твердой атакой звука.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать – соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдение ряда условий:
- игровой характер занятий и упражнений
- активная концертная деятельность детей
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, в гостях.
Работа над песенным репертуаром. Организация первоначальных исполнительских навыков: вырабатывать умение чисто интонировать мелодию, чувствовать тяготение к тонике, точно исполнять ритмический рисунок песен, работа над динамическими оттенками, дикцией в исполнении песен. Учить ребёнка не выкрикивать окончания фраз, не форсировать звук, вырабатывать навык сольного пения. Исполнять песни эмоционально в соответствующем характере.
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний усвоения песни.
Приемы, касающиеся только одного произведения:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «ли» и др.);
- хорошо проговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- пение без сопровождения.
Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется a capella);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни.
Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста дошкольника, его подготовленности. Не зависимо от результата необходимо поощрять ребёнка, вселять в него уверенность.
Приобретение навыка концертного выступления.
Структура занятия.
- Распевание (вводная часть). Задачей распевания является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
- Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 2-3 минуты, которая может включать дыхательную, артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Артикуляционная гимнастика позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы речедвигательного аппарата.
- Основная часть. Работа над песенным репертуаром. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песен, отдельных фраз и мелодий по показу. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, распределением дыхания по фразам, динамическими оттенками и т.д.
- Заключительная часть. Работа над выразительным артистичным исполнением произведения.
Примерная схема занятия.
Вид деятельности | Количество минут |
1. Вводная часть. Распевание. | 7 |
2. Пауза (дыхательная, артикуляционная гимнастика). | 3 |
3. Основная часть. Работа над песенным репертуаром. | 15 |
4. Заключительная часть. Работа над выразительностью
исполнения произведения. |
5 |
Всего: | 30 |
Содержание программы первого года обучения.
На первых занятиях происходит ознакомление дошкольников с вокальными навыками в академической манере исполнения. Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Формируется правильный певческий звук – открытый, но легкий, звонкий. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания. Полезно, чтобы ребёнок при вдохе положил руки на ребра и проследил их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также – вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.
Важную задачу в вокальном воспитании дошкольника представляет формирование тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр как таковой выявляется у учащегося в более старшем возрасте.
Методические рекомендации
Важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания дошкольниками ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поется данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять. Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у ребёнка вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
Основа пения – гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У учащихся дошкольного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки, упражнения:
1) на гласные A, У, Ю;
2) упражнения стабильного блока: на дыхание, на медленный долгий выдох, на развитие артикуляции, на подвижность диафрагмы (staccato), на развитие ровности тембрового звучания, гибкости голоса;
3) упражнения периодически обновляющегося блока: на легкость и подвижность голоса, на зубные язычные согласные – Д, 3, Т, Р, Л, Н, на губные — Б, П, В, М.
Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в конце одного и начале другого слова, например: «А я по лугу». Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к следующему слогу, например: мы – шка.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения и др.
В репертуар должны входить народные песни, популярные песни из мультфильмов, песни современных композиторов.
Содержание программы второго года обучения.
Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов.
Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.
Формирование у дошкольников основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, тембровой ровности. Забота о сохранении здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение учащихся четкому произношению согласных звуков.
Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.
Методические рекомендации.
Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры — один из основных принципов развития ровности диапазона. При этом полезны упражнения на legato.
Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы – свободны и активны. Полезны упражнения в пределах терции – квинты, основанные на сочетаниях гласных и согласных, например: ми, зи, бра, кра, крэ, кри, бру, ди и тому подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации.
Формы проведения занятий:
- практические
- открытые
- итоговые (заключительные)
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы и приёмы обучения:
- Концентрический метод. Начинать вокальную работу целесообразно с простых способов звукообразования в натуральных регистрах, не допуская напряжения в голосе, усталости. Силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
- Объяснительно – иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
- Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, пояснение).
- Наглядный (показ преподавателем).
- Практический (самостоятельная деятельность детей).
- Творческий метод используется в данной программе как один из главных, определяющий качественно – результативный показатель её практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении.
- Метод импровизации и сценического движения. Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство ребёнка – солиста на более высокий уровень.
- Игровой (использование игровых, образных упражнений делают занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях).
Используются технологии:
- дыхательная гимнастика
- самомассаж
- здоровьесберегающие технологии
Формы творческих отчётов: выступление на праздниках и концертах в рамках образовательной организации, а также на муниципальном (региональном) уровне.
Праздничные мероприятия и концерты являются важной формой эмоционального обогащения дошкольников. Участие в таких мероприятиях доставляет детям массу положительных впечатлений, создаёт праздничное, приподнятое настроение.
Материально – техническое оснащение программы:
- класс;
- инструмент (фортепиано);
- зеркало;
- нотный материал;
- картотека упражнений на дыхание, артикуляционная гимнастика, скороговорки, упражнения для распевания.
Список методической литературы
– Анищенкова Е.С. – Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.,2007.
– Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – 7-е изд., испр.-СПб.: Издательство «Лань»; издательство «Планета музыки», 2015.
– Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 176с.
– Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г.
– Кацер О.В, статья. «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка» «Музыкальная палитра» №1-2003 г., с.31.
– Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005.
– Коротаева С., статья «Голосовые игры», //«Музыкальная палитра» №2- 2003 г., с.32.
– Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
– Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.
– Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2.
– Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2.
– Тарасова К. статья «Новые программы и методики», // «Музыкальный руководитель» №1-2004г., с.5.
– Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Сост. Орлова Т.М. – М: Просвещение, 1986.
– Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Дубровская Е.А., Казакова Т.Г. – М: Издательский центр «Академия», 2002.