“Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания”

автор:

Шарафутдинова Лилия Раисовна

Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад “Каенкай”

Шарипова Гульнара Зуфаровна

Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад “Каенкай”

“Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания”

Развитие познавательной активности детей

дошкольного возраста

средствами экологического воспитания

 

Шарафутдинова Лилия Раисовна воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинский детский сад «Каенкай» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан;

 

Шарипова Гульнара Зуфаровна  воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинский детский сад «Каенкай» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

 

  Как у маленького деревца, еле поднявшегося

                                            над землей, заботливый садовник укрепляет

                                            корень, от мощности, которого зависит жизнь

                                            растения на протяжении нескольких

                                            десятилетий, как и воспитатель должен

                                           заботится о воспитании у своих детей чувств

                                           безграничной любви к Родине. Воспитание

                                           этих качеств начинается с того времени, когда

                                           ребенок начинает видеть, познавать,

                                           оценивать окружающий мир.

                                                                                             В. А. Сухомлинский

 

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию дошкольников.. Человек  – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства. Как показывают наблюдения, знания детей о природе формируются стихийно, под влиянием телевидения, интернета, мультфильмов. Качественные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Изучив и проанализировав понятия «экологическое воспитание» и «экологическое воспитание дошкольников», мы пришли к выводу, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.  Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа,  сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка. В процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем.                                             Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, а эффективность экологического воспитания детей зависит от уровня развития их познавательной активности. Познавательную активность дети проявляют в организованной образовательной деятельности, которой уделяется большое внимание в условиях дошкольного образовательного учреждения и задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для формирования и развития экологического воспитания. Основными условиями экологического воспитания в детском саду служат: уголки природы во всех группах в соответствии с возрастом детей, зимний сад, огород на окне,  экологическая тропа, на которой представлены «остановки» в виде изучаемых объектов.                                                                                                      Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использовала разнообразные формы работы с детьми:                                                                                                                             

  • наблюдения
  • труд в природе
  • экскурсии
  • занятия
  • беседы, игры
  • экспериментирование
  • праздники
  • экологические акции
  • участие в конкурсах
  • чтение художественной литературы.

   В работе мы используем разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которых является наблюдение. Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Все результаты наблюдений мы фиксируем в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном. В процессе экологического воспитания организуем прогулки. Структурным компонентом прогулки являются: наблюдения; дидактические задания; трудовая деятельность детей; подвижные игры и упражнения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             В ходе образовательной деятельности большая роль отводится дидактическим играм (играм с природным материалом, настольно-печатным и словесным играм). Работа с природным материалом является эффективным средством экологического воспитания, так как дает нам, педагогам, возможность научить детей чувствовать специфику природного материала. Использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала необходимо при ознакомлении дошкольников с природой : демонстрационные картины, раздаточные картинки, диафильмы, репродукции, наглядные пособия, фотографии, вырезки из журналов. В нашем детском саду мы активно используем мультимедийные презентации для дошкольников («Фрукты и овощи», «Домашние животные», «Птицы»). Элементарная поисковая деятельность с точки зрения экологического образования является одной из главных, она направлена на решение познавательных задач. Моделирование и демонстрация модели в экологическом воспитании занимают особое место. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающих их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Календари природы являются интересным и эффективным средством экологического воспитания дошкольников. В работе используются различные календари наблюдений: за сезонными явлениями природы; за ростом, развитием живых существ (растения и животные); за птицами. Труд в природе традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Экскурсии являются неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных объектов. Использование природоведческой литературы в детском саду является важным условием полноценного экологического воспитания детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                                                              Развивать познавательную активность через экологическое воспитание возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Работу с родителями проводим в форме круглого стола,  собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. В работе с родителями используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители участвуют в оформлении участка, посадке клумб, в выпуске стенгазет, в выставках и конкурсах «Что нам осень принесла», «Кормушка для пичужки», «Осенний вернисаж», «Зимние забавы», в совместных экскурсиях и прогулках на природу, в совместных досугах и развлечениях. Значение экологических праздников и развлечений как средств экологического воспитания дошкольников, трудно переоценить.                                             

Таким образом, экологическое воспитание является способом воздействия на чувства детей, формируя и развивая у детей уровень сознательности по отношению к природе. На наш взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

 

Литература

  1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей.  – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 2007г.
  3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2001.
  4. Интернет ресурс: http://eco-apatity.jimdo.com/
  5. Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/601740/
  6. Смирнова В. В., Балуева Н. И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – Спб.: Издательство РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2010