Урок по творчеству Н.Гумилева

автор: Шаповал Наталия Петровна

Учитель Город Екатеринбург, ЧОУ Гимназия № 212 “Екатеринбург – Париж”

Урок по творчеству Н.Гумилева

Урок – погружение в 9-м классе

Стихотворение «Шестое чувство» – предсказание Николая Гумилева “

Шаповал Наталия Петровнаучитель русского языка и литературы

Цели:

  • Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием “серебряного века”, модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве Николая Гумилева.
  • Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, уделить внимание  психологизму, художественной детали произведения; развивать устную речь учащихся, их словарный запас.
  • Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Задачи:

    • Образовательная:   обучать приемам анализа стихотворения.
    • Развивающая:  развивать образное мышление учащихся.
    • Развивать умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, вызывать глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям.

 

Оборудование: портрет Н. С. Гумилёва, сборники его стихов; презентация Методические приёмы: беседа по теории литературы, лекция учителя. Анализ стихотворения «Шестое чувство», «Из логова змиева…», «Я и Вы».

 

Эпиграф

Откуда я пришел, не знаю…

                                          Не знаю я, куда уйду;

Когда победно отблистаю

  В моем сверкающем саду…

Н. Гумилев

 

Ход урока

  1. Актуализация урока – погружения.
  1. А.Слово учителя.

Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе, называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за два  десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название серебряный век русской поэзии.

Понятие “серебряный век” появилось позже, а современники использовали термин – “модернизм“. (От франц. модерн – новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической

Модернисты были ослеплены “сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками”, это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея,  в кафе. Вот и мы с вами откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма, особенностью одного из течений – акмеизмом. 

 

Б) Акмеизм от греч. Акме – цвет, цветущая сила, вершина чего-либо – литературное направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.

 1911 год – возникновение  «Цеха поэтов» в Петербурге. Литературная группа строится по модели средневековых мастеровых цехов (что подчеркнуто названием), синдикатами (главами)  избраны С.Г.Городецкий и Н.С.Гумилев, секретарем – А.А.Ахматова. Анна Ахматова вспоминает: «…заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя… дать название новому направлению. Слова «расцвет», «цветение» склонялись на все лады как новый поэтический ориентир. Тут же на заседании стали рыться в словарях и набрели  на греческое слово «вершина» (acme). Так родилось слово «акмеизм». Ранние мастера, по мнению поэтов – акмеистов, ближе к миру, не отделяют себя от него, смиренно совершенствуются – и поэтому им открывается небо.

 Рождение нового искусства:

 – современный  «истонченный, изломанный, изогнувшийся человек» должен уступить место «новому Адаму», которому свойствен первобытно – звериный  взгляд на мир. Начальный этап «адамизма» – экзотика. Акмеисты берут в искусстве те мгновения, которые могут быть вечными.

Черты акмеиста:

  • Отказ от мистической туманности земного мира во всем его многообразии
  • Жизнеутверждение, отказ от бунта
  • Акцент на условном, игровом характере
  • Жажда прочной, незыблемой веры и духовной опоры
  • Предметность и четкость образов
  • Перекличка с минувшими литературными эпохами

 

Сборник «Огненный столп» (последняя книга поэта, подготовленная к печати  самим Н.Гумилевым, вышла осенью 1921 года, после смерти, стихи 1919 – 1921г.г.  Название «Огненный столп» заключает в себе множество смыслов: странствие, следование Божьей воле, судьба, чудо. Участие в созидании «Небесного Иерусалима», т.е. стремление к святости, преображению. Анна Ахматова считала эту книгу самой «настоящей» у Гумилева, в наибольшей мере  отражающей масштаб его как поэта: «Самая лучшая книга  – «Огненный столп». Славы он не дождался. Она была  у порога, вот – вот. Но он не успел узнать ее». (Огненный столп – в Пятикнижии Моисея, говориться о том, как Господь  шел перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли обетованной, днем в виде облачного, ночью в виде Огненного столпа. Особенно грозным было явление огненного столпа у Черного моря, когда евреев догоняли  египетские войска и им грозила неминуемая гибель. Тогда Огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял). Название имеет символический смысл и непосредственно связан с темой близкого явления на полях России «Нового Иерусалима», к «зодчим» которого причислял себя и Н.Гумилев.

 

Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. 

 

  1. Стихотворение «Шестое чувство» написано Н.Гумилевым летом 1920 года и включен в последний прижизненный сборник поэта «Огненный столп», составленный им самим. Но эту книгу Гумилеву  уже не довелось держать в руках, так как она вышла накануне его гибели в роковом августе 1921 года.

 

III.  «Шестое чувство» – одно из самых сложных стихотворений Гумилева. Спаянность формы и смысла создает ту гармонию, которая способствует  появлению внутренних связей в тексте. Что в свою очередь порождает внетекстовый ассоциативный ряд. Стихотворение отличается предельной глубиной содержания, смелыми и широкими ассоциативными связями, поднимает непреходящие  духовные проблемы. Автор предстает здесь как зрелый художник, осмысляющий отношения человека с окружающим миром. Главной темой становится отношения Бога и человека, а также любовь как проявление в человеке божественного начала.

То, о чем поведал нам поэт, созвучно мыслям В.С.Соловьева в его статье  «Смысл любви»: «В пределах своей и данной деятельности человек есть только часть природы. Но он постоянно  и последовательно нарушает эти пределы; в своих духовных порождениях – религии и науке, нравственности и художестве – он обнаруживается как центр всеобщего сознания природы, как душа мира. Как осуществляющиеся  возрастание абсолютного единства, и, следовательно, выше его может быть только это самое абсолютное в своем совершенном акте, или вечном бытии, т.е. Бог.

III. Обратимся к анализу текста стихотворения.

Понятие композиции Гумилев не сводил только  к структуре стихотворения, а особо подчеркивал что «композиция имеет  дело с единицами идейного порядка и изучает интенсивность и смену мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение».

Текст  стихотворения составляют шесть катренов с перекрестной рифмой (мужской и женской). Языковая ткань создается путем  чередования образов видимого материального и не всегда видимого духовного миров. (Катрены — излюбленная форма стихосложения богословов и провидцев, классиков и тех, кто дерзает постичь вселенский смысл бытия. Катрен — это четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Именно катренами написаны пророчества Нострадамуса; а в русской литературной традиции к этой форме часто прибегали Тютчев, Соболевский, Есенин, Гумилев и, конечно же, Пушкин.)Первая строфа составляет тезис, в котором развивается тема земной любви. Поэт показывает разные грани  этой любви. В первом стихе одночленная метафора, оживленная эпитетом (влюбленное вино), точно отражает смысл этого чувства. Отметим, что поэт  использует здесь лексемы с положительной семантикой: прекрасно… вино, добрый хлеб,  насладиться. Суть земной любви у Гумилева представлена тремя понятиями: вино, хлеб, женщина. При этом слово  вино употребляется в переносном значении («влюбленное вино», то есть влюбленность, любовь). Прекрасны и влюбленность, И хлеб, и женщина. Единство этих понятий усиливается  соединительным союзом и в анафорической позиции. Любовь земная, несмотря на муки. Приносит наслаждение: И женщина, которою дано, сперва измучившись, нам насладиться.

Вторая строфа начинается противительным союзом,  но и по своему  содержанию представляет  антитезис первой строфы, так как и розовея, заря, и тишина, и неземной покой, и бессмертные стихи – все, что  поэтом включено в сферу божественного, – еще более прекрасно, чем влюбленное вино,  земной хлеб и земная женщина. Эта строфа имеет кольцевую структуру, которая создается за счет инвертированного риторического вопроса. Его повтора в первом  и в четвертом стихах строфы. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ряд этой строфы – розовая заря, холодеющие небеса, тишина. Неземной покой, бессмертные стихи – противопоставляются лексемам первой строфы. Любовное земное чувство  противоположно любви духовной – дважды звучи вопрос поэта (в начале и в конце катрена): для чего человеку это небо над ним, этот вечный неземной покой? И в одном лесикосемантическом ряду с НЕБОМ оказываются бессмертные стихи КАК СИМВОЛ НЕТЛНННОГО ИСКУССТВА.

 Разнообразны эпитеты второй строфы: цветовое прилагательное  РОЗОВОЙ в первой строфе стиха (розовой зарей) образуют звуковой (метатетический  – метафорический) повтор РОЗ – ЗАР, создавая звукообраз зари. Словно проливающий тихий свет, который ощущается как зримый. Это определение образует контраст с эпитетом ХОЛОДЕЮЩИЕ (над холодеющими небесами), выраженным действительным причастием настоящего времени, имеющим значение признак неопределенного действия (он словно достигает времени читателя).  Эпитет холодеющие также порождает дополнительную цветовую коннотацию (понятие «коннотация» используется в языкознании, философии, логике). В специализированных словарях оно определяется как разновидность дополнительного оценочного значения слова. Владение этим приёмом сделает речь выразительной и яркой, позволит читать между строк), включенную в антитетические (антитеза) отношения с цветовым эпитетом РОЗОВОЙ. НЕЗЕМНОЙ ПОКОЙ – ВЕЧНОСТЬ,  где нет, не только земного хлеба, который на земле необходимо добывать в поте лица, но нет и земной любви с ее муками и наслаждением. Поэтому прилагательное НЕ ЗЕМНОЙ является контекстуальным   синонимом слова ВЕЧНЫЙ и по временному признаку, и по значению качества. В словосочетании БЕССМЕРТНЫЕ СТИХИ, несмотря на прямое значение. Мы сталкиваемся с приращением смысла: как высшую форму существования прекрасного в качестве  бессмертных стихов можно рассматривать СЛОВО БОЖИЕ, Священное Писание.

 В этой части текста важную нагрузку несет образ неба. Благодаря этому образу возникает психологическая картина  неземного покоя и тишины как символ присутствия Бога на земле. Этот покой противоположен суете человеческой, о которой поэт говорит  далее в третьей строфе.

  В ней уже в первой стихе дается ответ на риторические вопросы, поставленные ранее. Троекратный повтор  инфинитивов с усиленной частицей НИ в отрицательном значении (НИ = И НЕ) (Ни СЪЕСТЬ, НИ ВЫПИТЬ, НИ ПОЦЕЛОВАТЬ) расширяет семантическую оппозицию первых двух строф: хлеб можно съесть, вино – выпить, возлюбленную поцеловать. Все  это – через наших земных чувств в «простую пятерицу». Скопление инфинитивов придает экспрессивный характер первому стиху и также подчеркивает контрастные отношения между земным и духовным. Это первый явный ответ на поставленные вопросы. Он исполнен динамики (все три глагола в форме совершенного вида, передающие цепочку действий) и внутреннего напряжения, так как тройное отрицание выражает отношения невозможности, невыполнимости этих действий.  У Гумилева главный стержень – глагол.

Центральным  образом  этой части  является образ времени (Мгновение бежит неудержимо). Обратим  внимание на пассивную конструкцию, начинающуюся  с противительного союза: но опять.  Осуждены идти все мимо, мимо. Мимо истинного смысла человеческого пребывания на земле. Осуждены Богом – через свою греховность, эгоизм незнание истины. Эта конструкция Осуждены идти… является только структурной серединой текста, но и его композиционно-  смысловым центром. Она представляет собой первый вывод в рассуждении поэта о Боге и человеке.

 Далее языковая ткань «разрывается» двумя сравнениями (четвертая и пятая строфы). Их роль не ограничивается только созданием ретроспекции – они, прежде всего, затрагивают духовный смысл содержания, ибо «подлинная сложность уходит в глубинные слои  текста». Эти две строфы объединяет лексическая анафора КАК, ею словно открываются картины развернутых сравнений. В четвертой строфе мы находим предчувствие высокой духовной любви, но еще не ту ступень духовности, которая ведет к единству душ.

Первое сравнение имеет прямой порядок слов: мальчик следит… и мучится; второе  – обратный: ревела…  тварь. Такое построение усиливает значимость сравнений  в контексте и создает оппозицию: человек (мальчик), способный наслаждаться красотой, и  – животное (тварь скользкая), которое подчиняется только инстинкту.

  В первом образе преобладает духовное, так как мальчик вначале любуется красотой (следит) и только потом «мучится таинственным желаньем». Тварь скользкая – символ плоти, которая бессильна, если дух слаб. Более того, плоть  должна преобразиться, чтобы возвысился дух, ибо тело – храм души.

Шестая строфа составляет кульминацию стихотворения; именно здесь Гумилев достигает смысла духовной высоты. Это завершающая строфа, которая логически должна следовать за четвертой (с развитом сравнением). Такой композиционный сдвиг в поэтическом тексте  усиливает смысловую нагрузку, делает его напряженным. Становится очевидной и композиционная роль тире перед шестой строфой. Этот пунктуационный знак помогает понять, что сравнения, «разрывая» языковую ткань, передают взволнованную речь поэта, пытающегося убедить  и читателя, и самого себя в том, что и дух, и душа неотделимы от Бога: Кричит наш дух, изнемогает плоть…

Размыкая выводы (третья и шестая строфы), сравнения вносят в текст  живую экспрессию, расширяют лирические переживания живой души; становится ясно, насколько эта проблема  волнует поэта.

 Гумилев писал, что ни один образ  не имеет самостоятельного значения и нужен только, чтобы как можно полнее выявит душу поэта. В анализируемом стихотворении  образ времени лексически выражен в первой строфе (Сперва измучившись), далее уже в третьей строфе дано существительное мгновение  (Мгновение бежит неудержимо) и наречие ОПЯТЬ) опять  Осуждены); в четвертой строфе – наречие порой, в пятой – наречие НЕКОГДА «когда – то» и еще  (еще не появившиеся крылья). Шестая строфа, содержащая вывод, открывается конструкцией с временным значением ТАК век за веком  (с существительным  век). Завершающим компонентом в этом ряду является наречие скоро (скоро ли, Господь?) Всего шесть наречий  и два  существительных, одно из которых  (век) употреблено дважды в тавтологическом обороте с усилительным значением.  Ключевыми словами являются мгновение и век, которые составляют смысловую оппозицию и становятся  контекстуальными (словари антонимов приводят пару миг – вечность). Оппозиция усилена и теснотой стихового ряда.

     Мгновение бежит неудержимо – здесь глагол БЕЖИТ  и наречие неудержимо «убыстряют» миг мгновения.  Второй компонент данной оппозиции (век) также под влиянием своего словесного окружения приобретает семантику длительного. Что у поэта вырывается вопрос: скоро ли, Господь (когда же человеку дано, будет достичь совершенства?)

Отметим,  что наречия со значением времени – сперва, опять, порой, некогда, еще (не) скоро  расширяют смысловые параметры образа времени, выражают значение непреходящего. Интересно, что лексический повтор  наречия мимо (Осуждены идти все мимо, мимо) приобретает временное значение «идти долго».

  Итак, время изображено в поэтическом тексте предельно широко и сложно:  неуловимое мгновение питает века; то, что упущено в мгновении, потом отразиться  поисками и страданиями в веках (Так век за веком … Кричит наш дух, изнемогает плоть).

    Осмысляя эти образы времени, их взаимодействие, мы понимаем, что хочется сказать читателю автор:  только разумное отношение к времени избавляет человека от слепой зависимости от него и открывает путь  к любви.

  Говоря об образе автора, напомни, какую важную роль он играет в композиции произведения.  Это пример рассуждения, рефлексии при полном отсутствии местоимения 1 – го лица ед. числа.  Автор и его лирическое я растворены в общем МЫ.

В четвертой и пятой строфах  этих местоимений  нет, что составляет особый минус – прием.  Это своеобразный прием. Это своеобразный второй план текста, его ретроспекция, две картины, которые нам рисует поэт, и они действительно легко представимы. Их можно вынуть из общего текста, и они  станут отдельными образами. Это второй смысловой сдвиг, создающий метафору ретроспективы через сравнение.

 

Коснемся одного аспекта поэтики: тропеического словоупотребления. К индивидуальным тропам можно отнести генетивную метафору ПОД скальпелем природы и искусства  и одночленную метафору – загадку с эпитетом влюбленное вино – вино влюбленности, а также само словосочетание ШЕСТОЕ ЧУВСТВО, которое приобретает здесь метафорическое значение. Глагольные метафоры: мгновение бежит, ломаем руки, кричит дух.  (Генитивная метафора – это такая конструкция построения оборота речи, в которой родительный падеж существительного в ее составе имеет значение квалифицирующего признака и с функциональной точки зрения сопоставим с прилагательным. Внимание на родительном падеже существительного здесь акцентировано не зря – именно от него и происходит название данного вида метафоры (от лат. genitivus, genetivus – родительный падеж). Например, холод рук, ход истории, мир добра).

 

  Заглавие служит объяснением неким фоном текста, предвосхищая его. Кольцевая структура  включает заглавие и смысл текста.

 ИТАК, стихотворение Н. Гумилева «Шестое чувство» – это завет – предсказание и современникам, и нам, и потомкам. Поэт без преувеличения выступает здесь как пророк. То, что скрыто от обычного человека, он обостренно чувствует. Он открывает доступные  нам истины, но мы их не замечаем в повседневной суете. И право поэта донести эти истины до сердца читателя. Века тянутся долго, мгновение неудержимо бежит. Человек должен суметь умножить свои таланты. И прежде всего он должен окрылить свою душу любовью, чтобы не пройти мимо истины.

 

 

Гумилев, вопросы к уроку

Любовь – это состояние, при помощи которого человеческое «я» выходит за пределы человеческого сознания , реального мира, попадает в мир ирреальный. Она тесно связана со смертью, потому что любовь это новое рождение. Чтобы заново родиться, надо сначала умереть. «Последний столп» – последняя книга поэта, завершающая  жизненный и творческий путь Гумилева и вводящая его творчество в русскую поэтическую классику.

Лирическое размышление, рассуждение

Главная тема: отношение Бога и человека, а также любовь как проявление в человеке божественного начала. Пятистопный ямб.

Задание №1

1.О каком еще не рожденном чувстве говорится в этом стихотворении?

2.В чем видит автор смысл  и назначении поэзии, почему она, по его словам, так нужна людям?

  1. Почему в стихотворении, где идет речь идет об искусстве (красоте), столб обильно представлены образы грубо – вплоть до физиологичности – материальные?

Задание №2

1.Композиция : единство идейного порядка, интенсивность  и смена мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение

  1. Шесть строф.

Первая строфа – тезис , тема земной любви.

  1. Вторая строфа – антитезис второй строфы – все божественно, слово Божие, Священное писание…

Разнообразны эпитеты второй строфы…анализ

3 строфа :ответ на риторические вопросы, поставленные ранее. Центральный образ – образ времени

4 и 5 строфы: затрагивает духовный смысл содержания. Эти две строфы объединяет лексическая анафора – картина развернутых сравнений. В 4 строфе  – предчувствие высокой духовной любви, ступень, которая ведет к единству душ. Тварь скользкая – символ плоти, которая бессильна , если дух слаб., ибо тело – храм души.

6 строфа – кульминация стихотворения. Именно здесь Гумилев достигает смысла духовной высоты.

Итак, время изображено в стихотворении  предельно широко. Образ живой плоти контрастен душе.

Кольцевая структура стихотворения. Завет Гумилева и современникам и потомкам.