автор: Шайдуллина Лилия Фаритовна
музыкальный руководитель МБДОУ “ДС “Дельфин”
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста “Весенняя фантазия”
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Весенняя фантазия»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить детей с созданием образа весны в музыке, живописи.
Задачи:
- Учить различать средства выразительности.
- Воспитывать любовь к природе, развивать эстетический вкус.
- Создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои музыкально-творческие способности в музыкально-двигательной импровизации, в игре на музыкальных инструментах.
- Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, развивать связную речь при объяснении своих ответов.
- Закрепить знания детей о жанрах живописи.
Материал: Экран для слайдового сопровождения, проектор, ноутбук, аудиокассета «Времена года» П.И. Чайковского, аудиокассета «Весенняя капель», разноцветные ленточки (по две на каждого ребёнка), музыкальные инструменты (колокольчики, бубенцы, деревянные ложки, деревянные кубики, коробочка), бумага, гуашь, трафареты, поролон, палитра с разноцветными клубочками (белый, зелёный, красный, жёлтый), блюдце, палочки для логоритмики (по две на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Воспитатель по ИЗО. И вновь встречает нас музыкальная гостиная. Сегодня я хочу показать вам свою любимую картину. Её нарисовал итальянский художник Сандро Ботичелли, и называется она «Весна».
Педагог показывает репродукцию на слайде, дети её рассматривают.
Воспитатель по ИЗО. Как вы думаете, ребята, почему мне так нравится то, что нарисовал художник? (Дети отвечают.) Я рада, что вам тоже понравились прекрасные танцующие девушки – нимфы. Нимфы – это женские божества природы, живущие в горах, лесах, морях. Посмотрите, как грациозны их движения, как нежно и неторопливо они танцуют! Обратили ли вы внимание на нарядную девушку в венке из цветов в центре картины? Это сама Весна, которая озаряет своей красотой всё вокруг. Сколько гармонии в этой картине, и словно слышится тихая музыка, под которую кружатся нимфы…
Муз. рук. А хочется ли вам, ребята, попасть на эту зелёную лесную поляну и услышать музыку весны? (Дети отвечают.)
Воспитатель по ИЗО. Если так, то пора отправляться в путешествие. Вы готовы? Вот волшебные клубочки – какой сегодня мы выберем? (Дети отвечают: зелёный.)
Муз. рук. Сейчас зелёный клубочек покатится по волшебному блюдечку, и, как всегда, зазвучит музыка. Она подскажет, как добраться в волшебный весенний лес.
Звучит «На тройке» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Муз. рук. Только что прозвучала чудесная музыка П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Какие звуки сопровождали звучание музыки? (Дети отвечают: ржание лошадей, топот копыт, звон бубенцов.) Молодцы! Так давайте отправимся вместе с композитором на тройке коней под звон бубенчиков. А с помощью каких инструментов можно изобразить топот копыт? (Дети отвечают: с помощью деревянных ложек, деревянных кубиков, коробочки.)
Педагоги раздают детям колокольчики, бубенцы, деревянные ложки, деревянные кубики, деревянную коробочку, музыка звучит ещё раз, дети подыгрывают.
Воспитатель по ИЗО. Как быстро мчалась тройка – и вот мы оказались в весеннем лесу. (На слайде дети рассматривают картину весеннего леса.) здесь чудесно, тихо, кругом ещё лежит снег, но ведь так уже хочется весны и тепла. Что же делать? Если бы здесь оказался волшебник, можно было бы попросить его примчать к нам весну.
Муз. рук. А я вдруг сейчас подумала, что мы и сами сможем сотворить чудеса, если очень захотим! Сначала прислушаемся, вдруг мы почувствуем дыхание весны и даже услышим её шаги!
Дети слушают запись «Весенняя капель».
Муз. рук. Что вы услышали? Какие звуки сопровождают приход весны? (Дети отвечают: звон капели, журчание ручейка, пение птиц, падание тающего снега…) Чтобы на душе стало по-весеннему светло и радостно, споём песню «Начинается весна», а с помощью рук и тела покажем все приметы весны.
Песня «Начинается весна», сл., муз. Л. Гусевой
Муз. рук. Но главная примета весны – пение птиц. Раз они запели, значит, весна совсем близко. Мы с вами на предыдущих занятиях говорили о перелётных птицах и даже слушали их голоса. Ребята, а знаете ли вы, что такое телеграмма? В телеграфе буквы заменены точками или чёрточками-тире, получается так называемая азбука Морзе. А когда передают такую телеграмму с помощью специального прибора, то слышится музыка – «морзянка», состоящая из разных комбинаций коротких и длинных звуков. Дятел тоже посылает птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, чтобы они быстрей прилетали домой. Вот послушайте. (В записи дети слушают стук дятла.) Давайте мы попробуем передать такую телеграмму с помощью деревянных палочек.
Педагоги раздают каждому ребёнку по две деревянные палочки для логоритмики.
Логоритмическое упражнение «Весенняя телеграмма», автор Т. Тютюнникова:
Дятел сел на толстый сук –
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг –
Тук да тук.
Телеграммы срочно шлёт –
Туки-туки-тук,
Что весна уже идёт –
Туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг –
Туки-тук, туки-тук,
Что подснежники вокруг –
Туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал –
Тук да тук,
В жарких странах не бывал –
Тук да тук.
И понятно, почему –
Скучно дятлу одному. (В. Суслов)
Муз. рук. Как хорошо стало кругом! Весь лес оживился. Вот и солнечные лучики спешат к земле, бегут по вершинам высоких деревьев, скользят по стволам стройных берёзок, нежно касаются земли – и всё улыбается им. (На слайде дети рассматривают картину весеннего берёзового леса.)
Воспитатель по ИЗО. А вот в проталинках, из-под снега, появились первые цветы. Догадываетесь, как они называются? – Это подснежники. Про этот цветок можно сказать, что он нежный, хрупкий, светлый. Но и в, то, же время, смелый, ведь кругом ещё лежит снег, а он уже выпустил зелёный стебелёк и подставил солнышку свою головку. (Дети рассматривают на слайде картину с подснежниками.) Сейчас мы отправимся за столы с красками и нарисуем этот чудесный цветок. Я предлагаю техникой «монотипия», изобразить снежную проталинку. Кто сможет подсказать, как выполняется эта техника (ответы детей: один из пары нанесёт на бумагу несколько капель синей краски, другой накроет его своим листом и разгладит лис). А листочки и цветы мы изобразим с помощью трафарета. Вы сядете парами и будите вместе создавать две картинки, помогая друг другу. От того как дружно вы будите работать, зависит какой рисунок у вас получится. Проходите за столы, можете начинать работать. (Дети начинают работать) Теперь раскройте листы, посмотрите, какая получилась проталинка – снег растаял и в этом месте у нас появятся первые листочки, их можно нанести трафаретом. Один из пары будет прижимать трафарет, а другой поролоном, печатными движениями, наносить краску. Вслед за зелёными листочками выглянули нежные подснежники. Другим трафаретом мы нанесём на рисунок цветочки. (Дети выполняют работу.)
Молодцы, ребята, справились с заданием. Вот и свершились чудесные превращения: вместо зимних сугробов и голых деревьев – цветы, первая травка, пение птиц. И ласковое солнышко. Это пожаловала на нашу полянку на звуки музыки и ваши улыбки красавица весна.
Муз. рук. А сейчас пожелаем друг другу радости, выскажем всё самое хорошее, что таится в глубине ваших сердец, передавая из рук в руки этот нежный весенний цветок.
Дети встают в круг и высказывают свои пожелания, передавая подснежник друг другу.