Логопедизация режимных моментов.

Автор: Чухловина Мария Викторовна

воспитатель КУ УР “Глазовский детский дом”

Логопедизация режимных моментов.


Логопедизация режимных моментов.

 

      Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, без сомнения, являются весьма разнородной группой. Многие дети имеют задержку психического развития и сопутствующие ей личностные нарушения, обусловленные неблагоприятной социальной средой, в которой они находились до прибытия в детский дом. Неблагоприятные социальные факторы также в известной мере провоцируют возникновение отклонений в развитии речи и других психических функций, усугубляют негативные особенности их проявления. Любая форма депривации отрицательно влияет на процесс развития речи и в целом на психическое развитие ребенка, в особенности, имеющего ослабленную нервную систему. Все эти условия снижают адаптивные возможности центральной нервной системы и психическую активность ребенка с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф).

       Речь является основной базой для формирования личности ребенка и его психических функций, следовательно, речевое развитие должно быть преимущественным в системе коррекционной работы, то есть коррекционная работа должна строиться по принципу логопедизации. 

       Осуществление Логопедизации – тесное взаимодействие логопеда, психолога, воспитателей и всех остальных специалистов работающих с детьми. Отбор содержания, способов и приемов логопедического воздействия осуществляется с учетом структуры речевого дефекта, психологических особенностей ребенка.

       Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Исходя из этого, коррекционная деятельность воспитателя предполагает не только работу на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах, таких как: (одевание, умывание, прием пищи, заправка кровати и т.п.). Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Если при этом воспитатель общается с детьми, используя разнообразные речевые формы с богатой лексикой, выразительную и эмоциональную речь, побуждает детей к речевому общению, то у детей будет развиваться не только социальные навыки, но и лексика, грамматический строй речи, звукопроизношение, связная речь, обогащается   словарь.

       Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в детском доме, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило развивающий, познавательный характер.

Творческий подход в этом направлении, использование художественного слова, обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков.

 

Предлагаю вашему вниманию видеосюжеты режимных моментов: умывание ( Миша, 5 лет), одевание на прогулку (Марина, 9лет), сервировка стола (Влада, 12 лет).

Анализ .