Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня у детей дошкольного возраста и как с ним справиться?
Общее недоразвитие речи – серьезное речевое расстройство, его диагностируют, когда ребенок при хорошем слухе и без задержек в развитии интеллекта, не может четко произносить слова и строить свою речь (ошибки в лексике и грамматике).
ОНР III уровень – наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Возможные причины ОНР:
- трудно протекающие беременность и роды;
- ребенок получает мало внимания от взрослых: с ним мало общаются и занимаются, присутствует «педагогическая запущенность»;
- поражения головного мозга во время или после родов, не влияющие на его интеллектуальное развитие (перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – один из самых распространенных диагнозов в таком случае);
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- плохая наследственность.
Рекомендации для родителей от логопеда:
Работа родителей по развитию речи ребенка в такой ситуации не менее важна, чем труд логопеда. Поэтому рекомендации, которые мы представим в статье, обязательны для выполнения дома, это окажет ощутимый эффект в совместной коррекционной работе.
Но добиться хорошего результата родители могут не только при помощи гимнастики: важно правильно проговаривать слова при общении с ребенком, учить вместе с ним стихотворения для автоматизации воспроизведения звуков. Повторяйте стихи по пути в детский сада или на прогулках.
Не забывайте всегда быть примером для ребенка: делайте гимнастику вместе с ним, читайте выразительно тексты и давайте образцы выполнения артикуляционных движений.
Постоянно закрепляйте поставленные звуки, следите за произношением ребенка, чаще повторяйте известные тексты (лучше стихотворные). Простая речь не даст такого сильного эффекта: ребенок не сможет правильно и четко произносить звуки.
Старайтесь выполнять все задания и гимнастику в первой половине дня (если ребенок находится дома): так материал усвоится лучше. Артикуляционную гимнастику мы рекомендуем проводить перед зеркалом, чтобы все ошибки были очевидны и самому ребенку.
Самое важное условие: никогда не выполняйте задания за ребенка! Будьте для него консультантом.
Выполняйте с ребенком все задания постепенно, чтобы не переутомить его. Мы рекомендуем проводить занятия несколько раз в течение дня по 10-15 минут. Поддерживайте ребенка, если у него плохо получается.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
В процессе выполнения следим, чтобы не было излишнего напряжения мышц.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики:
- «Улыбочка».
- «Хоботок»
- «Заборчик»
- «Бублик»
- «Блинчик»
- «Лопаточка»
- «Качели»
- «Чашечка»
- «Вкусное варенье»
«Улыбочка»
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Хоботок»
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Заборчик»
Описание: Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы.
«Лопаточка»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Блинчик»
Описание: Улыбнуться, открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать, считая от 5-10.
«Бублик»
Описание: Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
«Качели»
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
«Чашечка»
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Вкусное варенье»
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
Автор: Гульнара Магомедова