Концепция опыта «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды игровыми пособиями из подручных средств»

автор: Чичиекова Анастасия Александровна

воспитатель МБДОУ “Усть-Канский детский сад”

Концепция опыта «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды игровыми пособиями из подручных средств»

МБДОУ «Усть-Канский детский сад»

Концепция опыта:

«Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
игровыми пособиями из подручных средств»

Чичиекова А.А.

Воспитатель

Усть-Кан

Концепция опыта

 

  В современном российском обществе наблюдается изменение характера спроса на образовательные услуги для детей дошкольного возраста, и все чаще родители и учителя начальных классов обращают внимание именно на качество. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, касаемо содержания образовательных программ говорится, что «Программа направлена не только на создание условий развития ребенка, но и на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей…». Для оценки качества образования рекомендуется к использованию именно оценка образовательной среды, а не свойств ребенка. Оценка качества дошкольного образования с использованием ECERS-R в России требует, чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом она должна давать возможность ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Но не всегда у детского сада есть финансовые возможности полностью удовлетворить потребность детей и воспитателей в тех или иных атрибутах, и желание родителей, чтобы ребенок посещал современный детский сад с насыщенной развивающей средой. Таким образом, вопрос организации РППС на сегодняшний день особо актуален.

    Поэтому я веду целенаправленную работу по теме: «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды игровыми пособиями из подручных средств».

    Для успешной реализации данной проблемы я поставила цель: создание комфортных условий в организации развивающей предметно-пространственной среды для полноценного проживания детьми дошкольного детства, их гармоничного развития.

 

Достижению цели способствуют следующие задачи (с ними вы ознакомитесь на экране)

 

  1. Изучить и внедрить в практику новых подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
  2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
  3. Создать условия для обеспечения разных видов активности детей (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) путем изготовления различных игровых пособий из подручных средств.
  4. Задействовать детей в оформлении группы продуктами детского творчества (рисунки, фотографии, поделки, оформление группы к праздникам).
  5. Привлечь внимание родителей к проблеме создания РППС в группе.

При организации работы придерживалась следующих принципов:

 

  1. Принцип доступности, который обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  2. Принцип безопасности, т.е. все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, правила пожарной безопасности.
  3. Принцип вариативности, т.е. периодическая сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения  свободного выбора детьми, появление новых предметов.
  4. Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами.
  5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  6. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.    

 

Была изучена научно – методическая литература по данной теме. Обратила внимание к историко-педагогическому наследию – к трудам Жан Жака Руссо. Его теория опирается на среду, как на условие оптимального саморазвития личности. Она базируется на трех источниках: природе, окружающих людях и вещах.

Вопрос воспитывающего потенциала среды изучали и наши отечественные исследователи – Л.П.Буева, В.С. Библер, Ю. Г. Волков и В. С.Поликарпов и др. Все они представляют развивающую среду, как социокультурную систему, которая преобразуется в культурные ценности, и стимулирует интересы группы и ее взаимоотношения.

Также я изучила основные требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, для того чтобы добиться высоких результатов в воспитании и обучении детей.

Чтобы реализовать данную тему, я выявила, что необходимо привлечь родителей и педагогов всего детского сада. Для достижения цели я использовала технологию проектной деятельности, организовав проект  практико-ориентированного типа «Игрушка своими руками». Участниками проекта стали – администрация нашего ДОУ, педагоги, родители и дети. Вид проекта был внутренним (долгосрочным) на 2 года. Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по изготовлению игровых пособий из подручных средств. В ходе реализации данного проекта у меня и у педагогов сформировались следующие ключевые компетентности: умение ориентироваться в информационных источниках, умение планировать этапы своей деятельности, умение принимать участие в коллективных делах, умение воздействовать по системе ребенок-взрослый. В соответствии с ФГОС к структуре программы в обязательной части выделяется специальный блок “Взаимодействие с семьями детей” по вопросам образования ребенка. Родители приняли активное участие в проекте, проявили талант и изобретательность в изготовлении игровых пособий. А дети, видя перед собой пример педагогов и родителей, как умелых и творческих людей, сами стали изобретательными, самостоятельными, находчивыми и творческими.

Чтобы реализовать этапы проекта, был составлен план на основе календарно-тематического планирования, с учетом принципа интеграции  образовательных областей, с учетом этнокультурной составляющей в образовании и с опорой на разделы подшкалы № 1 “Предметно-пространственная среда ” ECERS-R.

 

На подготовительном этапе была изучена методическая литература по данному вопросу, разработана электронная картотека в помощь педагогам по образовательным областям и видам активности. Провела родительское собрание по анализу текущего состояния предметно-пространственной среды в группе.

 

На основном этапе  началась совместная работа педагогов, родителей  и детей по реализации проекта. Были проведены консультации и обучающие семинары по изучаемой теме.

 

И для дальнейшей работы все участники проекта занимались сбором подручных материалов.

 

Например, для экологического центра, я совместно с детьми и родителями собрала природный и бросовый материал для создания макетов.

Огромную помощь родители оказали мне в сборе подручных материалов для изготовления игровых пособий в центр дидактических игр, в частности в центр сенсорики, математики, развития речи. В результате были изготовлены игровые пособия на развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия, для развития речевого дыхания. Самое ценное, что дети приняли непосредственное участие в создании этих пособий.

Для центра спорта были созданы игровые пособия для развития ловкости рук, для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр.

В центре творчества я оформила контейнеры для карандашей из пластиковых бутылок и трафареты для рисования из донышек бутылок.

Большую помощь родители оказали в изготовлении игрушек для игрового центра. За время проекта были сшиты различные костюмы. Созданы атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Например, дети очень любят использовать в своих играх самодельные продукты питания: вязаные блины, яичницы из салфеток, пицца из линолеума, мороженое, пончики из вискозных салфеток.

Вся кукольная мебель изготовлена детьми вручную из подручных материалов.

Для реализации принципа учета этнокультурной ситуации развития детей я оформила центр краеведения. Также разработала комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с алтайскими орнаментами. Здесь же в этом центре я размещаю материалы с сайта «Азатпай». Для ознакомления детей с культурой других народов мы используем народные куклы, созданные своими руками.

Для центра релаксации есть пособия для снятия напряжения, у детей есть возможность уединиться.

В центре музыки и театра тоже очень много пособий из подручных средств.

Для центра безопасности и конструирования сшили мягкий модуль из подручного материала.

 

Внутри данного проекта  мои воспитанники принимали активное участие и в других мини-проектах детского сада.  

 

На заключительном этапе развивающая среда была оформлена в соответствии с ФГОС ДО.  Она обновилась и пополнилась новыми интересными игровыми пособиями. Были обеспечены условия для разных видов деятельности, реализована возможность для индивидуальных интересов и потребностей детей, расширены возможности ребенка для самореализации и самовыражения.

 

В шкале ECERS-R есть раздел “Связанное с детьми оформление пространства“, где демонстрируются материалы, которые имеют близкое отношение к текущей деятельности группы. Я со своими воспитанниками стремлюсь к тому, чтобы групповая комната периодически оформлялась детскими работами, фотографиями.

 

Сравнительный анализ интегративных качеств воспитанников на различных этапах реализации проекта показал, что обновленная среда благотворно влияет на развитие детей, способствует формированию умственных, коммуникативных, психических и личностных качеств ребенка.  Данную динамику можно увидеть на диаграмме. (Слайд). Эти проекты мы представляли на различных конкурсах как внутри детского сада, так и на муниципальных, региональных, всероссийских (заочных).   Результаты моего опыта работы были представлены на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций – 2018 (на муниципальном этапе – заняли 2 место, на региональном этапе – сертификат за участие).

 

Таким образом, я считаю, что достигла высоких результатов в реализации данной темы. Главным итогом стало создание насыщенной развивающей предметно-пространственной среды как основы для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

 

Важно ещё то, что работа по обновлению РППС объединила всех участников образовательного процесса. Среда в нашей группе не осталась постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

 

А в перспективе я планирую разработать серию авторских игр по данной теме.

Свое выступление я хочу закончить словами Сухомлинского В.А. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”, так давайте же стремиться к тому, чтобы наши воспитанники жили в таком мире.

 

                                   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!