Сопровождение семьи особого ребенка

автор: Чеботарева Анна Витальевна

воспитатель ГБОУ Школа № 2072 г. Москва дошкольное отделение 4

Сопровождение семьи особого ребенка

Мир «особого» ребенка  интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?  Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих

 

У Вас появился особый малыш. 

После вопросов «Почему именно у меня?», «За что?», « Как с этим жить, что будет?»

«Инклюзивное» образование –  это такой образовательный процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости  от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования  и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и те же образовательных школах, которые учитывают их особые образовательные  потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстникми – это обучение разных  детей в одном классе, а не в специально выделенной группе(классе) при общеобразовательной школе.

В литературе  можно встретить следующие формулировки:

 Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.

  Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии  Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. 

Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

 

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней вырабатываются совокупность образов, санкций и норм поведения, регламентирующих взаимодействие между детьми и родителями, между супругами .

Общие проблемы для детей с ОВЗ

  • Ограниченные представления об окружающем мире.
  • Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью);  болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
  • Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро  утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство( во время занятия нужно делать частые перерывы через 5-7 минут, интересоваться самочувствием ребенка).
  • У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При проведении занятий с таким ребенком следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Для  таких детей, контакт которых с окружающими сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитания детей, включение их  в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Основные фазы психологического состояния  родителей, когда в семье появляется «особый» ребенок:

  • 1-я фаза: – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.
  • 2-я фаза:- «неадекватное» отношение к дефекту  ребенка, характеризующее негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
  • 3-я фаза: – «частичное осознание дефекта ребенка» сопровождаемое чувством хронической печали, депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.
  • 4-я фаза: – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций.

Типология  родителей, воспитывающих «особого» ребенка

  • 1-я группа – родители авторитарного типа: родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка, как трагическую; принимают дефект ребенка и стремятся преодолевать  проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверены в том, что когда-либо с их ребенком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости данной ситуации. С течением времени их силы не истекают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде (их основной девиз «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним»). Их могут раздражать недостатки  ребенка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость(окрик, физическое наказание).
  • 2-я группа – родители невротичного типа: таким родителям свойственна пассивная  личностная позиция(их основные девизы «Что есть, то и есть»; «Ничего не переделаешь»; « Каким ребенок родился, таким и будет!»). У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не  развивается стремление к ее преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты .Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Такие родители недостаточно  критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действенные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.
  • 3-я группа – родители психосоматического типа:  самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений ( то радость, то депрессия). Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для таких родителей характерно стремление «положить  собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребенка: участвуют в деятельности детского сада и группы, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами «особого» ребенка.

 

В. В. Ткачева и  И. Ю. Левченко предложили систему работы с семьями, основная цель которой — это гармонизация внесемейных и внутрисемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с ТМНР и его родителей.

Выделяются два направления работы с семьей: психокоррекционное и психолого-педагогическое. Последнее направлено на переструктурирование положения жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Первое осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.

В последнее время наша жизнь стала более неопределенной и напряженной. Эта общая нестабильность порождает чувство неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в собственных силах. Открытое обсуждение проблем воспитания в СМИ, различные, порой диаметрально противоположные точки зрения на его цели и средства по рождают родительскую неуверенность. А погруженность в собственные проблемы не оставляет времени и сил на понимание нужд и проблем ребенка, что приводит к дисгармонии в детскородительских отношениях. Ощущение невозможности что либо изменить без посторонней помощи приводит многие семьи к психологу.

Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) — необходимое условие нормального развития ребенка. Она обеспечивается целой системой мер и действий, где главное — создание доброжелательной и принимающей атмосферы в школе и дома. Безопасная обстановка в семье дает возможность формирования позитивных моделей поведения, обеспечивает высокий уровень принятия себя и другого, собственной инициативы и готовности понять другого. Именно на развитие позитивных ценностей и позитивных отношений, которые помогают справиться с трудностями, проблемами, травматическими ситуациями, прежде всего, должны направляться усилия в семье, где растет ребенок с особенностями в развитии. Если в семье надолго поселилась беда — болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей, — это отчаяние. 

Именно поэтому основная задача, стоящая перед специалистами работающими с родителями «особого ребека», — показать родителям, что они не одиноки, что им готовы прийти на помощь, поддержать Присутствие в семье ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, сопряжено с увеличением проблем, встающих перед ее членами. Это и материальные трудности, и эмоциональное перенапряжение, и чисто физическая нагрузка. Около 80% семей, имеющих детей с аномалиями в развитии, нуждаются в помощи. Многообразие трудностей, встающих на пути развития и функционирования такой семьи, выводит ее в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т. п. Несовершенство нормативноправовой системы, слабая социальная защищенность, труднодоступная психологическая помощь, а также невозможность получения систематической медицинской реабилитационной помощи свидетельству ют о том, что основные функции такой семьи нарушаются. 

Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию эти семьи, как правило, не способны. Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами, — это всегда «больная» семья, где происходит более или менее выраженная дезинтеграция семейных от ношений. В большинстве случаев взаимоотношения в таких семьях приобретают нелогичный, неадекватный ситуации характер, родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях. Они в растерянности. Члены семьи не знают, а порой и не умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. 

Правильная же организация внешней среды, предоставление возможности попадания в различные ситуации — важное условие для оптимального интеллектуального и речевого развития ребенка. Помощь семье, имеющей ребенка с особыми нуждами, состоит из нескольких аспектов: психологического, педагогического и социального. Если психологическая и психотерапевтическая помощь основывается на работе с внутриличностными конфликтами, то социальная помощь направлена на разрешение межличностных конфликтов.


I этап  реализации проекта

( организационный)

Цель: Выявление и создание условий в ДОУ для  разработки и внедрения модели инклюзивного образования.

Задачи Мероприятия, действия Ответственный Срок Предполагаемый результат
Изучить потребности социума

 в образовательных услугах дошкольного образовательного учреждения  в форме инклюзивной группы

  • Установить связь с поликлиниками города, городскими и районными обществами инвалидов, социальной защиты населения с целью выявления семей, имеющих детей с проблемами в развитии и не посещающих образовательные учреждения.
Старший воспитатель 

 заместитель по учебно-воспитательной работе,

социальный педагог

Февраль –    март Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.

Выявление потенциальных партнеров дошкольного образовательного учреждения  в плане организации инклюзивного образования.

Изучить возможности дошкольного образовательного учреждения  для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями.

 

  • Провести анкетирование родителей.

 

  • Провести анализ условий:

материально-технических

( выявить потребности в специальном оборудовании).

 

  • кадровых ( определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов)

 

Воспитатель

 

 

 

Старший воспитатель,

заместитель по учебно-воспитательной работе 

апрель Определение контингента детей и родителей для дальнейшего сотрудничества.

 

 

 

Выделено помещение для группы инклюзивного образования.

 

 

 

Определен состав педагогов , скоординирована их деятельность.

 

 

 

 

 

Привести нормативно-правовую базу дошкольного образовательного учреждения  в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

 

  • финансово-экономические

 ( изыскать среда для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования; )

 

  • научно-методические

( разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса )

 

 

Директор школы, заместитель по учебно- воспитательной работе, бухгалтер, старший воспитатель апрель-май Разработано образовательная программа и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивной группе.
Провести рекламную акцию по открытию инклюзивной группы.
  • Скорректировать паспорт образовательной услуги 
  • Разработать и издать рекламные буклеты.
  • Разместить рекламную информацию в СМИ, на сайте. 
  Нормативно-правовая база  дошкольной образовательной организации соответствует Законодательству РФ по инклюзивному образованию
Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.

 

  • Скорректировать должностные обязанности персонала.

 

  • Разработать положение о мультидисциплинарной команде 
  • Разработать форму договора с родителями.
  • Разработать модели взаимодействия  с детьми и родителями.
  • Провести день открытых дверей для родителей.
  • Разработать модель образовательной программы для инклюзивной группы.
  • Сформировать пакет диагностических методик.

 

  • Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.
  • Заключить договоры с родителями.
  • Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.
  • Провести родительское собрание.
  • Подготовить сценарий праздничного открытия группы.
   

 

 

Модель сотрудничества с семьей

Формы сотрудничества Цели, задачи Содержание
  1. Индивидуальные:
  • Беседы.
  • Анкетирование.
  • Тестирование
  • консультирование
  • Изучение микросоциальных условий воспитания.
  • Определение уровня родительской мотивации на сотрудничество с коррекционно-образовательным учреждением.
  • Диагностика детско-родительских отношений.
  • Изучение уровня ожиданий родителей и их отношения к ребенку
  • Социальная характеристика семьи:

-уровень образования,

-материальная обеспеченность,

-жилищно-бытовые условия,

-взаимоотношения,

-состояние здоровья.

  • Адекватность оценки состояния ребенка.
  • Степень инициативы в плане сотрудничества.
  • Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций.
  • Индивидуальные практикумы
  • Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин., препятствующих развитию.
  • Успехи и проблемы в развитии ребенка.
  • Особенности ухода за ребенком.
  • Как учить ребенка.
  • Проблемы поведения, как с ними бороться.
  • Отношение родителей к проблемам ребенка.
  • Телефон доверия.
  • Почтовый ящик.
  • Разъяснение конкретных  мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.
  • Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания.
  • Групповые формы:

 * Консультации.

  • Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка..
  • Массаж и артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковые игры.
  • Психогимнастика.
  • Рефлексзапрещающие позиции.
  • Семинары – практикумы.

 

  • Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.
По запросам родителей.
Групповые собрания.

* Конференции.

 

  • Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка.
Наглядные формы просвещения Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их дефектологических знаний и представлений.

Изменение родительской позиции и отношения к своему  ребенку

Навыки наблюдения за ребенком.

* Развивающие игры в коррекционной   работе.

* Грамматика общения.

* Коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики.

 

 

Прогнозируемый результат:

1.Устойчивое продвижение детей в развитии.

     2.Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.

3.Рост профессионального мастерства педагогов.

     4.Расширение образовательного пространства ДОО, повышение его социального статуса в районе, городе.

 

 

 

Заключение: 

1.« Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье « Из глубины»

2.«… где бы не обучался ребенок с особыми возможностями здоровья в специальном учреждении или в условиях интеграции- это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»  В.И.Лубовский