автор: Чеботарева Анна Витальевна
воспитатель ГБОУ Школа № 2072 г. Москва дошкольное отделение 4
Сопровождение семьи особого ребенка
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих
У Вас появился особый малыш.
После вопросов «Почему именно у меня?», «За что?», « Как с этим жить, что будет?»
«Инклюзивное» образование – это такой образовательный процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и те же образовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстникми – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе(классе) при общеобразовательной школе.
В литературе можно встретить следующие формулировки:
Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.
Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.
Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней вырабатываются совокупность образов, санкций и норм поведения, регламентирующих взаимодействие между детьми и родителями, между супругами .
Общие проблемы для детей с ОВЗ
- Ограниченные представления об окружающем мире.
- Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью); болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство( во время занятия нужно делать частые перерывы через 5-7 минут, интересоваться самочувствием ребенка).
- У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При проведении занятий с таким ребенком следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Для таких детей, контакт которых с окружающими сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Основные фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется «особый» ребенок:
- 1-я фаза: – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.
- 2-я фаза:- «неадекватное» отношение к дефекту ребенка, характеризующее негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
- 3-я фаза: – «частичное осознание дефекта ребенка» сопровождаемое чувством хронической печали, депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.
- 4-я фаза: – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций.
Типология родителей, воспитывающих «особого» ребенка
- 1-я группа – родители авторитарного типа: родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка, как трагическую; принимают дефект ребенка и стремятся преодолевать проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверены в том, что когда-либо с их ребенком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости данной ситуации. С течением времени их силы не истекают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде (их основной девиз «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним»). Их могут раздражать недостатки ребенка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость(окрик, физическое наказание).
- 2-я группа – родители невротичного типа: таким родителям свойственна пассивная личностная позиция(их основные девизы «Что есть, то и есть»; «Ничего не переделаешь»; « Каким ребенок родился, таким и будет!»). У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты .Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Такие родители недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действенные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.
- 3-я группа – родители психосоматического типа: самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений ( то радость, то депрессия). Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для таких родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребенка: участвуют в деятельности детского сада и группы, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами «особого» ребенка.
В. В. Ткачева и И. Ю. Левченко предложили систему работы с семьями, основная цель которой — это гармонизация внесемейных и внутрисемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с ТМНР и его родителей.
Выделяются два направления работы с семьей: психокоррекционное и психолого-педагогическое. Последнее направлено на переструктурирование положения жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Первое осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.
В последнее время наша жизнь стала более неопределенной и напряженной. Эта общая нестабильность порождает чувство неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в собственных силах. Открытое обсуждение проблем воспитания в СМИ, различные, порой диаметрально противоположные точки зрения на его цели и средства по рождают родительскую неуверенность. А погруженность в собственные проблемы не оставляет времени и сил на понимание нужд и проблем ребенка, что приводит к дисгармонии в детскородительских отношениях. Ощущение невозможности что либо изменить без посторонней помощи приводит многие семьи к психологу.
Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) — необходимое условие нормального развития ребенка. Она обеспечивается целой системой мер и действий, где главное — создание доброжелательной и принимающей атмосферы в школе и дома. Безопасная обстановка в семье дает возможность формирования позитивных моделей поведения, обеспечивает высокий уровень принятия себя и другого, собственной инициативы и готовности понять другого. Именно на развитие позитивных ценностей и позитивных отношений, которые помогают справиться с трудностями, проблемами, травматическими ситуациями, прежде всего, должны направляться усилия в семье, где растет ребенок с особенностями в развитии. Если в семье надолго поселилась беда — болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей, — это отчаяние.
Именно поэтому основная задача, стоящая перед специалистами работающими с родителями «особого ребека», — показать родителям, что они не одиноки, что им готовы прийти на помощь, поддержать Присутствие в семье ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, сопряжено с увеличением проблем, встающих перед ее членами. Это и материальные трудности, и эмоциональное перенапряжение, и чисто физическая нагрузка. Около 80% семей, имеющих детей с аномалиями в развитии, нуждаются в помощи. Многообразие трудностей, встающих на пути развития и функционирования такой семьи, выводит ее в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т. п. Несовершенство нормативноправовой системы, слабая социальная защищенность, труднодоступная психологическая помощь, а также невозможность получения систематической медицинской реабилитационной помощи свидетельству ют о том, что основные функции такой семьи нарушаются.
Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию эти семьи, как правило, не способны. Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами, — это всегда «больная» семья, где происходит более или менее выраженная дезинтеграция семейных от ношений. В большинстве случаев взаимоотношения в таких семьях приобретают нелогичный, неадекватный ситуации характер, родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях. Они в растерянности. Члены семьи не знают, а порой и не умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Правильная же организация внешней среды, предоставление возможности попадания в различные ситуации — важное условие для оптимального интеллектуального и речевого развития ребенка. Помощь семье, имеющей ребенка с особыми нуждами, состоит из нескольких аспектов: психологического, педагогического и социального. Если психологическая и психотерапевтическая помощь основывается на работе с внутриличностными конфликтами, то социальная помощь направлена на разрешение межличностных конфликтов.
I этап реализации проекта
( организационный)
Цель: Выявление и создание условий в ДОУ для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.
Задачи | Мероприятия, действия | Ответственный | Срок | Предполагаемый результат |
Изучить потребности социума
в образовательных услугах дошкольного образовательного учреждения в форме инклюзивной группы |
|
Старший воспитатель
заместитель по учебно-воспитательной работе, социальный педагог |
Февраль – март | Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.
Выявление потенциальных партнеров дошкольного образовательного учреждения в плане организации инклюзивного образования. |
Изучить возможности дошкольного образовательного учреждения для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями.
|
материально-технических ( выявить потребности в специальном оборудовании).
|
Воспитатель
Старший воспитатель, заместитель по учебно-воспитательной работе |
апрель | Определение контингента детей и родителей для дальнейшего сотрудничества.
Выделено помещение для группы инклюзивного образования.
Определен состав педагогов , скоординирована их деятельность.
|
Привести нормативно-правовую базу дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании
|
( изыскать среда для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования; )
( разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса )
|
Директор школы, заместитель по учебно- воспитательной работе, бухгалтер, старший воспитатель | апрель-май | Разработано образовательная программа и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивной группе. |
Провести рекламную акцию по открытию инклюзивной группы. |
|
Нормативно-правовая база дошкольной образовательной организации соответствует Законодательству РФ по инклюзивному образованию | ||
Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.
|
|
Модель сотрудничества с семьей
Формы сотрудничества | Цели, задачи | Содержание |
|
|
-уровень образования, -материальная обеспеченность, -жилищно-бытовые условия, -взаимоотношения, -состояние здоровья.
|
|
|
|
|
|
|
* Консультации. |
|
|
|
|
По запросам родителей. |
Групповые собрания.
* Конференции.
|
|
|
Наглядные формы просвещения | Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их дефектологических знаний и представлений.
Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку |
Навыки наблюдения за ребенком.
* Развивающие игры в коррекционной работе. * Грамматика общения. * Коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики. |
Прогнозируемый результат:
1.Устойчивое продвижение детей в развитии.
2.Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
3.Рост профессионального мастерства педагогов.
4.Расширение образовательного пространства ДОО, повышение его социального статуса в районе, городе.
Заключение:
1.« Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье « Из глубины»
2.«… где бы не обучался ребенок с особыми возможностями здоровья в специальном учреждении или в условиях интеграции- это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.» В.И.Лубовский