автор:
Цыпленкова Татьяна Федоровна
Учитель МАОУ “СОШ №40”, г. Старый Оскол
Зубкова Валентина Васильевна
Учитель МАОУ “СОШ №40”, г. Старый Оскол
Организация проектной деятельности учащихся
Организация проектной деятельности учащихся
Цыпленкова Т.Ф., Зубкова В.В.,
МАОУ «СОШ№40», г. Старый Оскол
Метод проектов – новое для отечественной педагогики направление, наиболее активно развивающееся и, следовательно, вызывающее интерес у большого числа педагогов. Можно много рассуждать, нужна ли современной школе проектная технология, новое ли направление в образовательных технологиях или нет, какие проектные работы лучше, а какие хуже. Но реальность такова, что метод проектов существует и успешно конкурирует с другими современными направлениями методической работы. А новый ли он или нет, так давно известно, что «все новое – хорошо забытое старое». Значит, в обществе и, соответственно, в образовании происходят определенные процессы, которые требуют на данном этапе их развития именно таких методов работы с учащимися, как метод учебных проектов.
Использование метода проектов, если говорить в общем позволяет не на словах, а на деле способствовать применению знаний и навыков, полученных при изучении дисциплин, в процессе работы над проектом. Но хотелось бы поподробнее выделить преимущества метода проектов перед традиционными методами обучения и многими педагогическими технологиями.
Во-первых, он дает возможность организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся, учитывая индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой.
Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения, так как создание системы проектов в средней школе инициируются желанием найти такие формы организации учебного процесса, которые позволяли бы погрузить учащихся в учебно-профессиональную деятельность с первых дней обучения, повышая тем самым мотивации учащихся к процессу обучения и эффективность. Учащиеся с интересом работают над проектами, ответственно относятся к их защите и с энтузиазмом соревнуются в конкурсе на лучшие проекты.
В-третьих, проектный метод – один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, что относится личностно-ориентированному обучению, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрении различных точек зрения на одну проблему. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формируют одну или несколько задач. Но эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата.
Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы.
Достигается связь теоретических знаний с практическими умениями. С.Т. Шацким разработана схема развития исследовательских навыков у школьников, включающая в себя следующие этапы их формирования:
– постановка вопроса;
– предположительное решение вопроса – догадка, гипотеза;
– исследование догадки путём наблюдений, опыта;
– разрешение вопроса и проверка;
– фиксирование результата исследования в форме записи, рисунка, изготовления коллекции и т. д.
Эти этапы исследовательских навыков лежат в основе проектного подхода в обучении, который объединяет практическую и умственную деятельность обучаемых, даёт возможность школьнику проявлять самостоятельность в планировании, организации, контроле и самооценке собственной деятельности в процессе разработки и реализации своих идей через работу с различными материалами и средствами. Проектный подход в обучении вызывает большую инициативу обучающихся, превращает «сухую» учебу в нечто жизненное и близкое их интересам, развивает у школьников потребность к самостоятельной познавательной и творческой деятельности.
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учащихся, так и учителей. Учитель должен уметь видеть и отбирать наиболее интересные и практически значимые темы проектов, владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскою самостоятельную работу учащихся, владеть искусством общения, интегрировать новые идеи, направлять учащихся на поиск путей решения поставленных проблем, уметь устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой, уметь интегрировать знания различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Педагог в ходе всей подготовки проекта выполняет роль коллеги, организатора деятельности, консультанта. Реализация метода проектов и исследовательского метода ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.