Рисуем зайца. Ходжер Лариса Юрьевна

автор: Ходжер Лариса Юрьевна

учитель ИЗО МБОУ НОШ № 1 п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края

Рисуем зайца

Конспект урока ИЗО 1 класс.

Ходжер Лариса Юрьевна

Тема урока Рисование зайца.
Тип урока Изучение нового материала
Цель урока Обучающиеся будут знать жанр изобразительного искусства – анималистика, художников-анималистов.

Обучающиеся научатся анализировать пространственную форму изображаемого предмета.

Обучающиеся научатся использовать простые формы для создания выразительного образа животного.

Задачи урока Предметные умения УУД
    • иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; 
    • знать, как рисуется заяц, из каких частей состоит.
  • уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

учиться высказывать своё предположение, описывать на основе наблюдений за миром природы;

Познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности;

-анализировать объекты с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы и методы обучения Ресурсы
Словесные: беседа

Объяснительно-иллюстративные

Методы формирования познавательного интереса

Методы контроля и самоконтроля

Предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины; правила безопасной работы с пачкающими материалами и др.  

Материалы: белый или цветной лист бумаги.

Инструменты: кисти, карандаш, ластик, ножницы, кисточка для клея и др.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся.  

Проверка подготовленности учеников.

-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности -Ребята каких животных вы знаете по видам? (дикие, домашние)

-Назовите диких животных.

-Назовите домашних животных.

-Как вы думаете, к какому виду относится заяц?

-А кролик?

-Как вы думаете, заяц и кролик это одно и то же?

-Почему нет?

-А какую особенность имеет заяц?

-Что вы знаете об этом животном?

-Каким цветом он зимой?

-Почему он зимой белый? Для чего он меняет шерсть?

Отвечают на вопросы учителя.
3.Постановка цели урока -А как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке изо? Ведь не просто так мы затронули тему о животных, о зайце.

-Верно, ребята, вы такие догадливые. 

-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем:

  • Анализировать рисунки художника Чарушина.
  • Выделять основные элементы и последовательность рисования деталей зайца.
  • Будем учиться рисовать, отрабатывать технику рисования зайца карандашом.

Учиться рисовать красками.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение  о практической значимости работы.
4. Приобретение учащимися новых знаний и способов   1. Вводная беседа.

-Ребята, а вы знаете, как называется жанр, который посвящён рисованию животных? 

-Это анималистика.

-А где мы встречаем этот жанр? Где можно увидеть рисунки животных? (в баснях, сказках, рассказах о животных)

-А ещё помните, что животных рисовали и первобытные люди. В наскальной живописи можно встретить такие рисунки. Люди изображали животных с древнейших времен.

Анималистика – (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть, как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).

-А как называются художники, которые рисуют в жанре анималистики? (анималисты)

Анималисты – это художники, у которых звери и птицы — главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

-А вы знаете каких-нибудь художников анималистов?

-Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.

Е. И. Чарушин. Сын губернского архитектора города Вятки, Е. И. Чарушин с детства привык к зверью. Приехав в Петроград, он часто ходил в зоопарк, наблюдая и зарисовывая там различных животных и птиц. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей.

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

Учитель показывает рисунки Чарушина.

Анализ элементов зайца

– Разберём строение зайца.
– Давайте рассмотрим его повнимательнее (рассматриваем фото).

– Выделим, из каких частей состоит заяц.

  • Голова
  • Туловище
  • Круг задней лапы, с вытянутым овалом
  • Овал передней лапы, с вытянутым овалом
  • Уши 
  • Хвост
  • Глаз, нос.

-Сколько частей у нас получилось? 

– Какие основные части, с которых нужно начинать рисование зайца, как вы думаете? (голова, туловище, лапы)

– А дополнительные? (глаз, нос, уши, хвост)

– Верно, давайте отдохнём немного и приступим к интересной работе, будем рисовать зайца.

Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. 
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи     Учитель ведёт беседу о зайце, показывает схемы рисования, объясняет последовательность.

1.Что будем рисовать первым? (туловище)

2. А вторым? (голову)

В виде чего? Какого размера? (меньше туловища). Какую форму напоминает голова? (округлой, в виде овала).

-Туловище крупнее головы? (да)

-Как расположим голову относительно туловища?

– В левой части, голова накладывается на туловище, т.е. овалы пересекаются.

– Начертим вспомогательные линии-диагонали.

3. Дальше что нарисуем? (заднюю лапу)

-Из скольких частей она состоит? (Из двух)

-Какой формы? (круг и вытянутый овал внизу)

– Как расположим? (Располагаем круг на туловище в правой части, немного вниз, а вытянутый овал внизу горизонтально, он пересекается с кругом).

4.Дальше? (передняя лапа)

– Где располагается? (в левой нижней части туловища)

-Из скольких частей состоит? (Из двух)

-Какую имеет форму? (Два маленьких вытянутых овала)

– Рисуем в левой стороне туловища внизу. Один – вертикально, другой горизонтально, пересекается с первым овалом и туловище и овалы образуют угол.

5.Что ещё нужно нарисовать? (уши)

– Где находятся? (на голове, в правой части)

-Какую форму имеют? (заострённую на конце)

-Сколько ушей? (2)

6.Дальше что рисуем? (хвост)

-Какой формы? (Круг)

-Где находится? (в правой части туловища)

7.Чего ещё не хватает? Что нужно нарисовать? (глаза и нос)

Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. 

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы

6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль.

Рисование простым карандашом.

– Приготовьте простой карандаш и ластик, альбом расположите по центру перед собой.

1. Расположите альбом в горизонтальном положении.

-В центре листа нарисуем вспомогательную линию, спускающуюся из верхней левой части вниз и туловище (овал). 

2.А теперь можно нарисовать голову левее в виде круга, заходя за края овала. Нарисуем линию, спускающуюся вниз и овал поменьше.

3.Так как заяц расположен к нам боком, рисуем одну заднюю лапу и одну переднюю.

(Сначала заднюю. Круг в правой части туловища и внизу горизонтально вытянутый овал, который пересекается с кругом и туловищем, как бы накладывается на туловище.).

4.Теперь рисуем переднюю лапу. Сначала один овал, вертикальный, затем другой, который в горизонтальном положении и пересекает первый овал и туловище.

5. Теперь приступаем к рисованию ушей, они имеют заострённую форму вправо, их два. Обратите внимание, одно закрывает второе. 

6.Далее идёт хвост в виде круга в правой части туловища.

7.И остались глаза и нос. Глаза посередине головы. Нос находится в левой части головы снизу.

Работа с красками.

-Каким цветом может быть заяц? (серый, белый, коричневый)

– Теперь можно работать красками, приготовьте краски, расположите их справа от себя, там же банку с водой. 

– Кто рисует левой рукой? Тот располагает краски и воду слева.

– Какая шёрстка может быть у зайца? Как можно нарисовать? (широкие мазки)

-Итак, берём, разводим чёрную краску, чтобы получился серый цвет, не делаем зайца слишком ярким.

-Широкими мазками придаём зайцу пушистый вид у самых линий.

-Прорисовываем глаз и нос.

-На заднем плане подрисовываем дерево, ёлку, небо. Но смотрите, чтобы краски на листе не смешались и не растеклись. Работайте аккуратно и очень осторожно.

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, 

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

7.Информация о домашнем задании Рассмотреть картинки с изображением разных птиц.
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились. 

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует выставку рисунков по рядам.

– Все нарисовали, кто не дорисовал, вы сможете это сделать дома.

– А теперь проведём выставку рисунков.

– Выйдете первый ряд. Посмотрим, как вы нарисовали зайца. Молодцы! Ваши работы хорошие. 

– Ребята, чья работа, по вашему мнению аккуратней всего? Эти ребята молодцы, они получают смайлики (отлично). А остальные выполнили тоже хорошо свои работы, но у них есть некоторые недочёты, поэтому вам стоит немножко доработать свои рисунки или выполнять их более аккуратно. Вы получаете смайлики (хорошо).

Выходят 2 и 3 ряд.

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности