автор: Ходжер Лариса Юрьевна
учитель ИЗО МБОУ НОШ № 1 п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края
Рисуем зайца
Конспект урока ИЗО 1 класс.
Ходжер Лариса Юрьевна
Тема урока | Рисование зайца. | ||||
Тип урока | Изучение нового материала | ||||
Цель урока | Обучающиеся будут знать жанр изобразительного искусства – анималистика, художников-анималистов.
Обучающиеся научатся анализировать пространственную форму изображаемого предмета. Обучающиеся научатся использовать простые формы для создания выразительного образа животного. |
||||
Задачи урока | Предметные умения | УУД | |||
|
Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
учиться высказывать своё предположение, описывать на основе наблюдений за миром природы; Познавательные: -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||
Формы и методы обучения | Ресурсы | ||||
Словесные: беседа
Объяснительно-иллюстративные Методы формирования познавательного интереса Методы контроля и самоконтроля |
Предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины; правила безопасной работы с пачкающими материалами и др.
Материалы: белый или цветной лист бумаги. Инструменты: кисти, карандаш, ластик, ножницы, кисточка для клея и др. |
||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся.
Проверка подготовленности учеников. -Прозвенел звонок для нас. |
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | |||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | -Ребята каких животных вы знаете по видам? (дикие, домашние)
-Назовите диких животных. -Назовите домашних животных. -Как вы думаете, к какому виду относится заяц? -А кролик? -Как вы думаете, заяц и кролик это одно и то же? -Почему нет? -А какую особенность имеет заяц? -Что вы знаете об этом животном? -Каким цветом он зимой? -Почему он зимой белый? Для чего он меняет шерсть? |
Отвечают на вопросы учителя. | |||
3.Постановка цели урока | -А как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке изо? Ведь не просто так мы затронули тему о животных, о зайце.
-Верно, ребята, вы такие догадливые. -Итак, сегодня на уроке мы с вами будем:
Учиться рисовать красками. |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы. | |||
4. Приобретение учащимися новых знаний и способов | 1. Вводная беседа.
-Ребята, а вы знаете, как называется жанр, который посвящён рисованию животных? -Это анималистика. -А где мы встречаем этот жанр? Где можно увидеть рисунки животных? (в баснях, сказках, рассказах о животных) -А ещё помните, что животных рисовали и первобытные люди. В наскальной живописи можно встретить такие рисунки. Люди изображали животных с древнейших времен. Анималистика – (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть, как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни). -А как называются художники, которые рисуют в жанре анималистики? (анималисты) Анималисты – это художники, у которых звери и птицы — главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер. -А вы знаете каких-нибудь художников анималистов? -Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Е. И. Чарушин. Сын губернского архитектора города Вятки, Е. И. Чарушин с детства привык к зверью. Приехав в Петроград, он часто ходил в зоопарк, наблюдая и зарисовывая там различных животных и птиц. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей. 2. Объяснение последовательности выполнения практической работы Учитель показывает рисунки Чарушина. Анализ элементов зайца – Разберём строение зайца. – Выделим, из каких частей состоит заяц.
-Сколько частей у нас получилось? – Какие основные части, с которых нужно начинать рисование зайца, как вы думаете? (голова, туловище, лапы) – А дополнительные? (глаз, нос, уши, хвост) – Верно, давайте отдохнём немного и приступим к интересной работе, будем рисовать зайца. |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | |||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Учитель ведёт беседу о зайце, показывает схемы рисования, объясняет последовательность.
1.Что будем рисовать первым? (туловище) 2. А вторым? (голову) – В виде чего? Какого размера? (меньше туловища). Какую форму напоминает голова? (округлой, в виде овала). -Туловище крупнее головы? (да) -Как расположим голову относительно туловища? – В левой части, голова накладывается на туловище, т.е. овалы пересекаются. – Начертим вспомогательные линии-диагонали. 3. Дальше что нарисуем? (заднюю лапу) -Из скольких частей она состоит? (Из двух) -Какой формы? (круг и вытянутый овал внизу) – Как расположим? (Располагаем круг на туловище в правой части, немного вниз, а вытянутый овал внизу горизонтально, он пересекается с кругом). 4.Дальше? (передняя лапа) – Где располагается? (в левой нижней части туловища) -Из скольких частей состоит? (Из двух) -Какую имеет форму? (Два маленьких вытянутых овала) – Рисуем в левой стороне туловища внизу. Один – вертикально, другой горизонтально, пересекается с первым овалом и туловище и овалы образуют угол. 5.Что ещё нужно нарисовать? (уши) – Где находятся? (на голове, в правой части) -Какую форму имеют? (заострённую на конце) -Сколько ушей? (2) 6.Дальше что рисуем? (хвост) -Какой формы? (Круг) -Где находится? (в правой части туловища) 7.Чего ещё не хватает? Что нужно нарисовать? (глаза и нос) |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы |
|||
6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль.
Рисование простым карандашом. – Приготовьте простой карандаш и ластик, альбом расположите по центру перед собой. 1. Расположите альбом в горизонтальном положении. -В центре листа нарисуем вспомогательную линию, спускающуюся из верхней левой части вниз и туловище (овал). 2.А теперь можно нарисовать голову левее в виде круга, заходя за края овала. Нарисуем линию, спускающуюся вниз и овал поменьше. 3.Так как заяц расположен к нам боком, рисуем одну заднюю лапу и одну переднюю. (Сначала заднюю. Круг в правой части туловища и внизу горизонтально вытянутый овал, который пересекается с кругом и туловищем, как бы накладывается на туловище.). 4.Теперь рисуем переднюю лапу. Сначала один овал, вертикальный, затем другой, который в горизонтальном положении и пересекает первый овал и туловище. 5. Теперь приступаем к рисованию ушей, они имеют заострённую форму вправо, их два. Обратите внимание, одно закрывает второе. 6.Далее идёт хвост в виде круга в правой части туловища. 7.И остались глаза и нос. Глаза посередине головы. Нос находится в левой части головы снизу. Работа с красками. -Каким цветом может быть заяц? (серый, белый, коричневый) – Теперь можно работать красками, приготовьте краски, расположите их справа от себя, там же банку с водой. – Кто рисует левой рукой? Тот располагает краски и воду слева. – Какая шёрстка может быть у зайца? Как можно нарисовать? (широкие мазки) -Итак, берём, разводим чёрную краску, чтобы получился серый цвет, не делаем зайца слишком ярким. -Широкими мазками придаём зайцу пушистый вид у самых линий. -Прорисовываем глаз и нос. -На заднем плане подрисовываем дерево, ёлку, небо. Но смотрите, чтобы краски на листе не смешались и не растеклись. Работайте аккуратно и очень осторожно. |
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
|||
7.Информация о домашнем задании | Рассмотреть картинки с изображением разных птиц. | ||||
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;
выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились. Организует самооценку учебной деятельности. Организует выставку рисунков по рядам. – Все нарисовали, кто не дорисовал, вы сможете это сделать дома. – А теперь проведём выставку рисунков. – Выйдете первый ряд. Посмотрим, как вы нарисовали зайца. Молодцы! Ваши работы хорошие. – Ребята, чья работа, по вашему мнению аккуратней всего? Эти ребята молодцы, они получают смайлики (отлично). А остальные выполнили тоже хорошо свои работы, но у них есть некоторые недочёты, поэтому вам стоит немножко доработать свои рисунки или выполнять их более аккуратно. Вы получаете смайлики (хорошо). Выходят 2 и 3 ряд. |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | |||