автор: Фролова Наталья Шамельевна
воспитатель ЧДОУ “Детский сад №198 ОАО “РЖД”
Экологическая прогулка “В гости к лекарственным растениям”
Экологическая прогулка «В гости к лекарственным растениям»
Составила: Фролова Наталья Шамельевна. Воспитатель.ЧДОУ «Детский сад №198 ОАО «РЖД» г. Красноярск
Цель: закрепить представления о лекарственных травах Сибири.
Задачи:
Образовательные:
– способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях Сибири, их пользе для человека; учить находить на территории детского сада лекарственные растения,
– формировать знания о сборе и сушке лекарственных растений.
Развивающие:
-развивать внимание, память, зрительное восприятие, мыслительную деятельность, речь.
– формировать эмоционально-ценностные отношения к природе Сибири;
Воспитательные:
– воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем новое, бережное отношение к растительному миру Сибири.
Оборудование:
Дидактическая игра «Собери картинку»; модули с правилами сбора растений; фонограммы «Звуки природы»
Герои:
Лесовичок, бабушка , лекарственные растения: ромашка, крапива, лопух, одуванчик, подорожник (дети старших групп в костюмах);
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые.
Ход прогулки:
В группу приходит бабушка и приносит корзину, в которой много различных трав. Здоровается.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, бабушка. Зачем вы принесли нам эти растения?
Бабушка: Я живу не старею и вам доброго здоровья желаю, а помогают мне быть здоровой эти лекарственные травы. На Руси раньше говорили при встрече: «Ум, да здоровье, дороже всего».
Бабушка показывает свои травы и рассказывает о них небольшие рассказы.
– А какие вы знаете лекарственные растения? Почему их так назвали?
– Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Люди сами занимаются сбором трав на лугах, в лесах, на полях. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку.
Стук в дверь. Входит Лесовичок, здоровается и жалуется на то, что он простыл. Ночью в лесу бывает прохладно.
Воспитатель: ребята, давайте поможем Лесовичку. Пойдемте на наш участок, найдем и соберем лекарственные растения для Лесовичка, а бабушка нам поможет.
Звучит музыка. Дети с воспитателем подходят к участку, где растет ромашка.
Бабушка: Давайте встанем в круг, поднимем руки к солнышку, оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до кончиков пальцев. Давайте скажем волшебные слова: Небо, солнце, природа, дайте здоровья мне, моим друзьям и родным!
Отгадайте загадку:
Стоит в лесу кудряшка, белая рубашка.
В середине золотая, кто она такая?
Ромашка: Здравствуйте! Ромашка – это название переводится как милая простота. Давным – давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.
Лесовичок: – А чем ты полезна?
Ромашка: – Если случится тебе простудится,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Лесовичок: – Милая Ромашка, отправляйся с нами.
Дети срывают одну ромашку и отправляются дальше.
Бабушка: – Тонкий стебелек у дорожки на конце его сережки
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук
Подорожник: – Это я – Подорожник.
Лесовичок: – Кто знает, почему он так называется?
Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника. Лежат на земле две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Подорожник: – С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок подорожник
Растет у российских дорог.
И важно, что путникам раны умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно, и жгучую боль утоли.
Невзрачный цветок подорожник,
Да как же растешь ты в пыли?
Лесовичок: – Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?
Подорожник: – Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне, я помогу.
Бабушка: – Золотое солнышко прямо у дорожки
Листья треугольники на зеленой ножке.
Озорной веселый мальчик этот рыжий …
Одуванчик: – Цветок я желтый, озорной
Полит весеннею водой.
Время летит быстро
Стану белым и пушистым.
Лесовичок: -А вот я только играть умею с одуванчиками. Дунешь на его пушистую шапочку – он и разлетелся. Очень интересно, почему одуванчик назвали лекарственным растением?
Одуванчик: – Да я очень полезен, я служу для улучшения аппетита. Из цветов одуванчика варят варенье, из листьев делают салат. В народе одуванчикам приписывали охранительные свойства. Например, их раскладывали у детских кроваток от сглаза. Одуванчики служат противовоспалительным средством, для повышения иммунитета.
Бабушка: Встаньте дети в круг. Сейчас мы с вами превратимся в цветы – одуванчики. –
Игра «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются небосводом.
Бабушка: – А что это за трава?
Только тронь – отдернешь ладонь.
Обжигает травка прямо как огонь.
– Ребята, а если крапива такая жгучая, то как же она может быть полезной
Крапива : – Да, людям есть за что благодарить крапиву.
Из нее не только щи и салат можно приготовить. Но все-таки важней другое. Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам. Она раны вычистит и заживит. В крапиве содержится вещество, убивающее микробов. Крапива хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы.
Лесовичок: – Спасибо тебе, бабушка и ребята, за интересные знакомства. Но что-то заскучали наши ребята. Давайте мы попрыгаем.
Танец «Давайте мы попрыгаем»
Бабушка: Вот Лесовичок мы собрали тебе лекарственные растения. Не болей больше, да ты и сам теперь сможешь собирать растения в лесу.
Лесовичок: Точно. Тогда эти растения я оставлю вам, ребята.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем сделать гербарий. Засушим растения, приклеим в альбом и сможем показать и рассказать родителям и другим ребятам детского сада.
Лесовичок: – Ну вот, ребята, пока мы с вами разговаривали все лекарственные травы перепутались. Помогите мне разобрать травы.
Игра «Собери траву» (Игра с разрезными картинками)
Лесовичок: – А кто знает, как правильно собирать лекарственные травы?
Дети: 1. Хорошо знать лекарственные травы и отличать их от ядовитых.
- собирать летом, в сухую погоду, утром, когда высохнет роса.
- нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
- укладывать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.
- сушить растения в тени.
- Не рвать травы, которые занесены в Красную книгу
- Нельзя рвать травы с корнями.
Лесовичок: – Где произрастают все эти растения?
– В каком краю мы живем?
Бабушка: – Молодцы, ребята! Мы сегодня узнали много о пользе растений. И я хочу вам дать наказ, который вы должны помнить, тогда природа будет вам благодарна.
Ты, дружок, смотри не подкачай.
Правдивым быть и добрым обещай.
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей,
Все, что зовется Родиной твоей!