Экологическая прогулка “В гости к лекарственным растениям” Фролова Наталья Шамельевна

автор: Фролова Наталья Шамельевна

воспитатель ЧДОУ “Детский сад №198 ОАО “РЖД”

Экологическая прогулка “В гости к лекарственным растениям”

Экологическая прогулка «В гости к лекарственным растениям»

                                       

 Составила: Фролова Наталья Шамельевна. Воспитатель.ЧДОУ «Детский сад №198 ОАО «РЖД» г. Красноярск                        

Цель: закрепить представления о лекарственных травах Сибири.

Задачи:

Образовательные:

– способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях Сибири, их пользе для человека; учить находить на территории детского сада лекарственные растения,

– формировать знания о сборе и сушке лекарственных растений.

Развивающие:

-развивать внимание, память, зрительное восприятие, мыслительную деятельность, речь.

– формировать эмоционально-ценностные отношения к природе Сибири;

Воспитательные:

– воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем новое, бережное отношение к растительному миру Сибири.

Оборудование:

Дидактическая игра «Собери картинку»; модули с правилами сбора растений; фонограммы «Звуки природы»

Герои:

Лесовичок, бабушка , лекарственные растения: ромашка, крапива, лопух, одуванчик, подорожник (дети старших групп в костюмах); 

Методические приемы: наглядные, словесные, игровые.

Ход прогулки:

В группу приходит бабушка и приносит корзину, в которой много различных трав. Здоровается. 

Воспитатель и дети: Здравствуйте, бабушка. Зачем вы принесли нам эти растения?

Бабушка: Я живу не старею и вам доброго здоровья желаю, а помогают мне быть здоровой эти лекарственные травы. На Руси раньше говорили при встрече: «Ум, да здоровье, дороже всего».

Бабушка показывает свои травы и рассказывает о них небольшие рассказы.

– А какие вы знаете лекарственные растения? Почему их так назвали?

– Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Люди сами занимаются сбором трав на лугах, в лесах, на полях. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку.

Стук в дверь. Входит Лесовичок, здоровается и жалуется на то, что он простыл. Ночью в лесу бывает прохладно.

Воспитатель: ребята, давайте поможем Лесовичку. Пойдемте на наш участок, найдем и соберем лекарственные растения для Лесовичка, а бабушка нам поможет.

Звучит музыка. Дети с воспитателем подходят к участку, где растет ромашка.

Бабушка: Давайте встанем в круг, поднимем руки к солнышку, оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до кончиков пальцев. Давайте скажем волшебные слова: Небо, солнце, природа, дайте здоровья мне, моим друзьям и родным!

Отгадайте загадку:

Стоит в лесу кудряшка, белая рубашка.

В середине золотая, кто она такая?

Ромашка: Здравствуйте! Ромашка – это название переводится как милая простота. Давным – давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Лесовичок: – А чем ты полезна?

Ромашка: – Если случится тебе простудится,

                Появится кашель, поднимется жар,

                Придвинь к себе кружку, в которой дымится

                Слегка горьковатый душистый отвар.

Лесовичок: – Милая Ромашка, отправляйся с нами.

Дети срывают одну ромашку и отправляются дальше.

Бабушка: – Тонкий стебелек у дорожки на конце его сережки

                На земле лежат листки – маленькие лопушки.

                Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук

Подорожник: – Это я – Подорожник.

Лесовичок: – Кто знает, почему он так называется?

Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника. Лежат на земле две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Подорожник: – С названьем простым и тревожным,

                       Зовущим за отчий порог,

                       Невзрачный цветок подорожник

                       Растет у российских дорог.

                             И важно, что путникам раны умеет цветок врачевать.

 

                       Листок оторви осторожно, и жгучую боль утоли.

                       Невзрачный цветок подорожник,

                       Да как же растешь ты в пыли?

Лесовичок: – Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник: – Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне, я помогу.

Бабушка: – Золотое солнышко прямо у дорожки

               Листья треугольники на зеленой ножке.

               Озорной веселый мальчик этот рыжий …

Одуванчик: – Цветок я желтый, озорной

                   Полит весеннею водой.

                   Время летит быстро

                   Стану белым и пушистым.

Лесовичок: -А вот я только играть умею с одуванчиками. Дунешь на его пушистую шапочку – он и разлетелся. Очень интересно, почему одуванчик назвали лекарственным растением?

Одуванчик: – Да я очень полезен, я служу для улучшения аппетита. Из цветов одуванчика варят варенье, из листьев делают салат. В народе одуванчикам приписывали охранительные свойства. Например, их раскладывали у детских кроваток от сглаза. Одуванчики служат противовоспалительным средством, для повышения иммунитета.

Бабушка: Встаньте дети в круг. Сейчас мы с вами превратимся в цветы – одуванчики. –

Игра «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются небосводом.

Бабушка: – А что это за трава?

Только тронь – отдернешь ладонь.

Обжигает травка прямо как огонь.

– Ребята, а если крапива такая жгучая, то как же она может быть полезной

Крапива : – Да, людям есть за что благодарить крапиву.

Из нее не только щи и салат можно приготовить. Но все-таки важней другое. Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам. Она раны вычистит и заживит. В крапиве содержится вещество, убивающее микробов. Крапива хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы.

Лесовичок: – Спасибо тебе, бабушка и ребята, за интересные знакомства. Но что-то заскучали наши ребята. Давайте мы попрыгаем.

                  Танец «Давайте мы попрыгаем»

Бабушка: Вот Лесовичок мы собрали тебе лекарственные растения. Не болей больше, да ты и сам теперь сможешь собирать растения в лесу. 

Лесовичок: Точно. Тогда эти растения я оставлю вам, ребята.

Воспитатель: Ребята, а мы сможем сделать гербарий. Засушим растения, приклеим в альбом и сможем показать и рассказать родителям и другим ребятам детского сада.

Лесовичок: – Ну вот, ребята, пока мы с вами разговаривали все лекарственные травы перепутались. Помогите мне разобрать травы.

                           Игра «Собери траву» (Игра с разрезными картинками)

Лесовичок: – А кто знает, как правильно собирать лекарственные травы?

Дети: 1. Хорошо знать лекарственные травы и отличать их от ядовитых.

  1. собирать летом, в сухую погоду, утром, когда высохнет роса.
  2. нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
  3. укладывать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.
  4. сушить растения в тени.
  5. Не рвать травы, которые занесены в Красную книгу
  6. Нельзя рвать травы с корнями.

Лесовичок: – Где произрастают все эти растения?

– В каком краю мы живем?

Бабушка: – Молодцы, ребята! Мы сегодня узнали много о пользе растений. И я хочу вам дать наказ, который вы должны помнить, тогда природа будет вам благодарна.

Ты, дружок, смотри не подкачай.

Правдивым быть и добрым обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей,

Все, что зовется Родиной твоей!