Проектная деятельность.

Автор: Филимонова Ксения Ивановна

руководитель структурного подразделения “Детский сад № 60 “Орленок”

Проектная деятельность.

ДЕТСКИЙ САД № 60 «ОРЛЕНОК»

«ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»

Проект «Моя семья» средняя группа

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. 

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании  нет материала, касающегося   прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.

Цель проекта:

– Расширять представления детей о своей семье, родословной. 

– Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.

Задачи проекта:

  1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
  2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Тип проекта: краткосрочный 

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители.

Формы организации проекта:

  1. Опрос детей.
  2. НОД
  3. Консультация для родителей  «Что такое генеалогическое древо?»
  4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
  5. Выставка рисунков  и фотографий  «Моя семья».
  6. Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
  7. Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Опрос детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  • Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»
  • Совместное изготовление детей с родителями сюжетно – ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Родительское собрание
  • Презентация проекта «Моя семья»

Место проведения:  «Детский сад №60».

Режим работы: во время и вне занятий.

 

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства любви к  членам семьи, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

 

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

 

Реализация проекта  

Этапы Содержание
1 этап.

Подготови-

тельный

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
2 этап.

Основной

НОД на тему «Моя семья»

Коммуникация «Моя семья» 

Рисование «Мама»

Коммуникация «Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Лепка «Мебель для трех медведей»

 Коммуникация

«Группировка предметов»

(одежда, обувь, головные уборы).

Конструирование «Мамины косички»

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

 «Сказка об умном мышонке» С. Маршак

 «Мамина работа» Е. Пермяк

 «Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

 «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Дидактические игры:

«Кем быть?»

 «Закончи предложение»

«Кто старше?» «Кто младше?» 

 «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)

 «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)

 «Собери портрет из деталей»

 «Составь семью из фигурок»

«Радость – или огорчение?»

 «Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

  Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

Чтение стихотворений, загадки. 
Пальчиковая гимнастика. ( приложение 1)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Выставка рисунков «Моя семья»
3 этап.

Заключитель-ный   

Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»  (приложение 2)

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

 

 

Заключение: Предположение, что:

– за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысится;

– в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Срок реализации (планируемый): апрель 2020г.

 

                                                     Конспект НОД

в средней группе по теме «Моя семья». 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

 Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.


Цели: Образовательные: учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня»; учить отвечать на вопросы;

Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе и  любят друг друга, заботятся друг о друге; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;


Воспитательные: воспитывать заботливое отношение, любовь и уважение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Предварительная работа:

1.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей. 
 2.Изготовление генеалогического дерева. 
 3.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». 
 4.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

 5.Рассматривание  семейных фотографий. 

Оборудование: семья медведей-кукол к сказке «Три медведя», фото семьи, корзинка для игры, вырезанные  фигурки с изображением: детей, взрослых, пожилых людей ( для каждого ребенка), клей, листы бумаги, салфетки.

 Ход занятия: 
Организационный момент. (Дети стоят в кругу) 
Мы сначала будем топать: 
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. 
А потом мы будем хлопать: 
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 
А потом мы повернемся 
И друг другу улыбнемся. 
Дети рассаживаются на стульчики. 
 Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье. 
«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». У меня есть мама и папа. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю своих родителей. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том, как вы живете». 

 Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье (Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье).

– Ребята, мы с Мишуткой поняли, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки — это ваши родственники, ваши родные, ваша семья. 

-Дети, а вы знаете, где живёт каждая семья? (дом, квартира) 
        Физминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)


Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом) 
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? ( Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.) 
Дочь – доченька, дочурка. 
Сын — сынок, сыночек, сынишка, сынулечка. 
Папа — папочка, папенька. 
Дед – дедушка, дедуля. 
Мама — мамочка, мамуля. 
Сестра-сестрёнка, сестричка. 
          Игра «Скажи наоборот».

Дедушка старше, а папа… (моложе).

Мама моложе, а бабушка (старше).

Папа выше, а мама… (ниже).

Папа большой, а сын… (маленький).

Физминутка. 
Три медведя шли домой. /Дети имитируют ходьбу на месте. /
Папа был большой – большой, /Тянут руки вверх./ 
Мама чуть поменьше ростом,/ Наклоняются. /
А малыш малютка просто./ Приседают. /
Очень маленький он был, 
С погремушками ходил./ Изображают игру погремушками./ 
Дзынь – дзынь – дзынь 
С погремушками ходил. 
Беседа. 
Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама) 
-Что делает по дому мама? 
-А что делает папа? 
-Чем занимаются бабушка и дедушка? 
-Какие заботы по дому есть у вас? 
Игра «Корзина добрых дел» 
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать…
Творческая работа детей под руководством воспитателя- Игра «Составь семью из картинок» (Во время работы звучит спокойная музыка.) 
Детям  и Мишутке предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их рядом, составляя семью.
Давайте посмотрим, что получилось.

 Анализ работ. Выставка.

Итог. 
У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. И вы всех любите! Вы — самые счастливые дети на свете. 
Мишка рассказывает стихотворение:
Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит нас, друзья?

Наша дружная… (семья).

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

Вы со мной согласны?  (Да!)

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

 

Пальчиковая гимнастика «Семья»

 

Пальцы – дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

                        (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

 Вот большой! А это – средний.

Безымяный и последний – наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

                        (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

 Будем их соединять и движенья выполнять…

                       (Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

 

 Пальчиковая гимнастика «Кто живёт в моей квартире…»

 

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся  моя семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Пальчиковая гимнастика «Мальчик-Пальчик»

-Мальчик-пальчик– Где ты был?

 -С этим братцем- -В лес ходил.

 С этим братцем– Щи варил.

 С этим братцем– Кашу ел.

 С этим братцем– Песни пел.

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем) 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Семья»

 

 Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

                      А еще у меня есть другая родня:

                      Вот – сестра,

                      Вот – братец,

                      Вот – дядя,

                      Вот – тетя,

                      Вот – любимый котик …

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем сначала на одной руке, потом на другой.)

 

                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада

«Вся семья вместе – так и душа на месте»

 

Форма проведения: Творческая мастерская + Мастер- класс.

 Место проведения: группа.

 Оборудование: магнитофон, доска, оборудование для сюжетно – ролевой игры «Дом». 

План проведения:

  1. Приветствие воспитателя
  2. Чтение стихотворений о семье детьми. 
  3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)
  4. Выставка рисунков «Моя семья»
  5. Вручение грамот.
  6. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья»
  7. Обмен мнениями, обсуждение.
  8. Обобщение воспитателя по первой части собрания, памятка родителям от ребенка. 
  9. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»

 Программное содержание:

  • Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
  • Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;
  • Повысить уровень педагогической культуры родителей; 
  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;
  • Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения; 
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

 Подготовительный этап  – Предварительная работа: 1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья» (Смотри приложения)

  1. Подготовить приглашение на собрание каждой семье. (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)
  2. Подготовить с детьми сценку «Выходной в моей семье».
  3. Интервью с детьми на тему «Что такое семья? » Записать высказывания детей на видео.
  4. Подготовить вопросник для беседы с родителями. 
  5. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья», организовать конкурс рисунков в различных номинациях. 
  6. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов В. Леви, Ю. Гиппенрейтер, Сухомлинского, на тему о семье и детях.
  7. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию»:
  • Выучить одну – две пословицы или поговорку о семье; 
  • Принести 2-3 семейных фотографии для изготовления коллажа; 
  • Приобрести один журнал с картинками семьи или детей. 

Организационный этап

 Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями.

 Основной этап

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Самое главное и ценное в жизни – это семья! Семья – это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье, о ее увлечениях и путешествиях. Дети вбегают с воздушными шарами в зал под фонограмму песни группы «Непоседы» Выстраиваются полукругом.

 Чтение стихотворений.

1 ребёнок Семья – это мы.

 Семья – это я.

 Семья – это папа и мама моя

. Семья – это Саша, братишка родной.

 Семья – это котик пушистенький мой. 

                                           2 ребёнок Семья – это крёстные тети дяди.

                                                               Семья – это ёлка в красивом наряде.

                                                               Семья – это праздник за круглым столом. 

                                                               Семья – это счастье, семья – это дом. 

                                                               Где любят и ждут и не помнят о злом.

3 ребёнок Эти дни – одно везенье!

 Воскресенья так нужны.

 Потому что в воскресенье

 Мама делает блины.

                                             4 ребёнок Папа чашки к чаю моет,

                                                                 Вытираем их вдвоём.

                                                                 А потом мы всей семьей

                                                                Чай с вареньем долго пьём.

 Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома» 

5 ребенок Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты, 

Подарки, покупки, приятные траты.

 Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

                                                           6 ребенок Мама с папой – моя родня.

                                                                               Нет роднее родни у меня. 

                                                                               И сестренка родня, и братишка, 

                                                                               И щенок лопоухий Тишка.

                                                                               А еще есть друг у меня.

                                                                               Друг Сережка мне тоже родня.

                                                                               Все секреты ему говорю,

                                                                               Все на свете ему подарю. 

7 ребенок Семья – это труд, друг о друге забота.

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно! Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно! 

Всегда будьте вместе, любовь берегите. 

Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 

Какая хорошая Ваша семья!

 Дети садятся на стульчики рядом с родителями.

 Воспитатель: – Интересно, а наши родители знают пословицы о семье? Я начну, а вы закончите:

– В гостях хорошо, а дома… лучше. 

– В дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра… не бывает.

–  В прилежном доме густо, а в ленивом доме… пусто.

– В своем доме и стены… помогают.

–  В семье и каша …гуще.

– В семье разлад, так и дому …не рад.

–  В семье согласно, так идет дело… прекрасно. 

(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье)

 Выставка рисунков: Дети и родители рассказывают о своем рисунке: – Кто и где изображен на рисунке? – Чем заняты? – Какая у вас семья? И др.

Вручение грамот в различных номинациях: «За мастерство», «За искренность и доброту» и другие. Дети уходят в группу.

 Воспитатель: – Что же такое семья? (ответы родителей)

 А теперь послушайте как ответили ваши дети. (Показ интервью на видео проекторе)

 Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. (Информация на слайде) Что такое семья – этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья это счастье, к которому нужно готовиться. Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый. 

Чтение стихотворения:

 Как появилось слово “семья”? 

Когда-то о нем не слыхала Земля… 

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 Сейчас я тебе семь вопросов задам; 

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

 И Ева тихонько ответила “я”, 

“Кто их воспитает, царица моя”? 

И Ева коротко ответила “я”

 Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

 И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет? Постирает белье?

 Меня приласкает? Украсит жилье? 

Ответь на вопросы, подруга моя! ”

 “я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”… 

Сказала она знаменитых семь “я” 

Вот так на земле появилась семья. 

Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций: Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей.

 “Воспитание великое дело: им решается участь человека”, – сказал В. Г. Белинский. -Как вы выполняете эту функцию? (ответы родителей):

  • Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т. д.
  • Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.
  • Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. -Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству. -Как вы реализуете эту функцию в своей семье? (ответы родителей)
  • Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества. -Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей) – В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей) «Веселая мастерская». (Воспитатель предлагает родителям сделать коллаж семьи) (в конце все оформляют выставку)

 Подведение итогов собрания, обмен мнениями

Воспитатель: А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья, как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.

 Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.

Советы родителям на каждый день:

  • Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легло”. Не бойтесь повторять это.
  • Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”. Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала померитесь, а потом идите по своим делам. 
  • Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать: “А все-таки, как хорошо у нас дома”. 
  • Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.
  • Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение. 
  • В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.