автор: Федосеева Каринэ Минасовна
учитель-логопед МКОУ «НСОШ» (ДО)
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»
9дошкольное образование)
Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда
МКОУ «НСОШ» Федосеевой К.М. по теме:
«Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
2019
Очевидным фактом является то, что с каждым годом возрастает количество детей с различными нарушениями речевого развития. И логопеды находятся в постоянном поиске новых методов и приемов, которые помогли бы повысить интерес к занятиям и эффективность коррекционного воздействия. Изучив и проанализировав методическую литературу для меня наиболее эффективным методом преодоления речевых нарушений, отвечающим этим требованиям, стало использование логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом.
Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
В основу деятельности легло положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, где раскрыты цели, задачи и содержание логоритмики с детьми, имеющими различные отклонения в речевом развитии, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев считал, что выявляя ритмические рефлексы можно приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную слуховую, моторную, логическую, комплексную). О значении логопедической ритмики для коррекции речи людей писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики:
– оздоровительные – занятия логопедической ритмикой укрепляют костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку;
– образовательные (познавательные) – осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости координации движении, организаторских способностей. С помощью занятий логопедической ритмикой люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Все это содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
– воспитательные задачи этих занятий разнообразны:
- воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
- воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и т. д.
– коррекционные задачи – коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.
Таким образом, логопедическая ритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. И, несмотря на свою организованную систему, логоритмика является дополнением к логопедическим занятиям и включается в занятия логопеда элементами. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование логоритмических элементов в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель самообразования – изучение здоровьесберегающей технологии «Логопедическая ритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи:
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной теме.
2.Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.
3.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
Средствами логопедической ритмики являются:
– ходьба и маршировка в различных направлениях;
– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
– упражнения, регулирующие мышечный тонус;
– упражнения, активизирующие внимание;
– счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
– ритмические упражнения;
– пение;
– упражнения в игре на инструментах;
– самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями;
– игровая деятельность;
– упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх и т.п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевыми нарушениями.
В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных направления:
- Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
- Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
В логопедические занятия включаю следующие логоритмические элементы:
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для нормализации мышечно-двигательного тонуса и развития координации движений;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- артикуляционную гимнастику;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития дыхания с музыкальным сопровождением и без него и упражнения для развития правильного речевого выдоха;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
В каждое логопедическое занятие обязательно включались один или несколько элементов логопедической ритмики.
Последовательность коррекционной работы варьировала в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Результаты деятельности:
– положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения;
– выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
– развитие речевого выдоха;
– улучшение речевой памяти;
– способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений;
– развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Выводы.
Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения и др.
Использование логоритмических элементов на логопедических занятиях создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений все это способствует нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, а также снижает психоэмоциональное напряжение и укрепляет здоровье детей в целом.
Список литературы:
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2003.
- Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. СПб., 2014.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб., 2005.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи М., 2019