автор: Ушакова Вера Леонидовна
Музыкальный руководитель МБДОУ д.с. № 1 г. Белгород Белгородской области
“Социально- коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО”
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Методическая разработка музыкального руководителя
МБДОУ д.с. №1
Ушаковой Веры Леонидовны
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается необходимость «создания условий развития ребенка для его позитивной социализации, личностного развития…во взаимодействии со взрослыми и сверстниками» .Одним из условий успешной социализации дошкольников Стандарт называет коммуникативные качества.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти “себя” и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОСДОО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».
В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены семьи, как правило, работают, обеспечивая материальное благополучие, а в арсенале детских развлечений всё большее место занимают телевизор и компьютер, предлагающие порой далеко не самые полезные для подражания примеры поведения, да и попросту, лишающие ребёнка живого общения. В результате, часто именно проблема общения становится едва ли не самой важной жизненной проблемой, лишающей человека возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.
Дети 5 – 6 лет – это будущие школьники, для которых несформированность коммуникативных умений может стать серьезной проблемой, в плане установления контактов, доброжелательных дружеских отношений и взаимодействия в новой социальной ситуации.
В рамках ФГОС выделен ряд образовательных областей. Среди них образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(Музыкальная деятельность), которая подразумевает эффективное развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, реализацию первых опытов взаимодействия с музыкой, обогащение индивидуального культурного опыта, налаживание социальных контактов и коммуникаций.
Коммуникация или умение общаться с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.
Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности –
- Слушание музыки.
Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия.
Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного.
Необходимо обращать внимание на культуру слушания (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания). Обсуждая прослушанные произведения, побуждать детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращать внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.
- Пение. Один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песенное творчество более доступно детям по содержанию. Исполнение песен объединяет детей, способствует развитию их эмоционального музыкального общения.
В своей работе особое внимание нужно уделять подбору песенного репертуара, который направлен на развитие вокальных и коммуникативных навыков.
(Например, коммуникативная игра «Здравствуйте ладошки» для младшего дошкольного возраста и коммуникативная игра «В это чудесный день» для старшего дошкольного возраста).
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх, вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! («пружинка»)
Топ, топ, топ! (топают ногами)
Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза похлопывают по щекам)
Пухленькие щёчки! (круговые движения кулачками по щекам)
Плюх-плюх-плюх! (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щёлк, щёлк, щёлк! (3 раза щёлкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Привет! (приветственно машут рукой над головой) .
В работе по развитию песенного творчества использую приёмы, которые дают возможность слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение. Пение по очереди, пение небольшим ансамблем, с солистами, творческие задания «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», дидактическую игру «Передай звук по цепочке» развивает песенные и коммуникативные навыки.
Звуковые цепочки, или игра в музыкальный мяч»
Эти упражнения проводятся, начиная с самых первых занятий и на протяжении всего периода обучения. В этой игре взрослый предлагает каждому из детей внимательно слушать и повторять за взрослым цепочку звуков, слогов, слов. Для оживления игры и привлечения внимания ребенка к активному слушанию взрослый перебрасывает мяч по кругу каждому из детей и проговаривает звуковые цепочки. Ребенок повторяет их за взрослым в нужном порядке и возвращает ему мяч. Начинать с двух звуков, прямых или обратных слогов; простых по составу слов. Затем увеличить объем произносимого материала до трех звуков, слогов, слов и т. д. Усложняется и звуковой материал: сначала изолированные гласные, затем три гласных звука, где первый и последний звуки повторяются, затем три различных гласных звука в цепочке и т. д. Повторение слогов может быть следующим: два слога на один согласный звук (па – пу); два слога с оппозиционными согласными и одинаковым гласным (та -да); два слога с согласными, различающимися по твердости -мягкости (ты – ти); обратные слоги с гласными 1-2 ряда (ат -ут; ат – ят);.обратные слоги с твердыми и мягкими согласными в конце (ат – ать); закрытые слоги с твердыми и мягкими согласными (сас – сос; пап – пяп); слоги со стечением твердых и мягких согласных (ста – сты; стя – сти; ста – стя; сты -сти). Увеличивая объем до трех слогов и более, первый и пос-
Большую помощь в развитии общения дошкольников оказывают игры с голосом. У ребенка развиваются не только певческие навыки, дети становятся более уверенные в себе, перестают бояться публичного выступления.
Выразительное исполнение и разъяснение содержания песни воспитывает у детей любовь песне и потребность в ее исполнении. Исполнять произведения для детей нужно выразительно, с указанным темпом и динамикой. Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т. е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
- Танец. Производят положительные, радостные эмоции, так как построены в основном на жестах и движениях.
Контакт соприкосновения, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию добрых и доверительных отношений между детьми.
Особенно дети любят танцы-игры, где выстроен простой сюжет, так например,
Игра «Для самых маленьких»
Количество игроков: любое.
Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.
Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.
Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»
Количество игроков: любое.
Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.
Игра «Ручеёк»
Количество игроков: не меньше 9 человек.
Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.
- Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой.
Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.
Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп, оказывая поддержку и помощь друг другу. В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению товарищей, признавать и поддерживать его, согласовывать свои действия с ними. Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребенка, развивает его самостоятельную музыкальную деятельность. Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. В своей работе использую игры на занятиях, включаю в программу утренников и развлечений, в самостоятельную игровую деятельность. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения.
Например «Солнышко и тучка»,
«Кто поет?»
Поиграйка ___ с нами
Выходи скорей вперед
И закрытыми глазами
Догадайся кто поет?
Эту песенку свою я тебе дружок пою, ты глаза не открывай
Ну ка кто я угадай.