Всероссийские творческие конкурсы для детей
Всероссийские конкурсы для учащихся образовательных учреждений
Всероссийские профессиональные педагогические конкурсы для педагогов и воспитателей
Программа международных конкурсов для детей
автор: Ульдина Ирина Викторовна
воспитатель МБДОУ д/с №7 “Мечта”
Экологический проект «Цветы вокруг нас!»
Экологический проект «Цветы вокруг нас».
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта заключается в необходимости тесной связи дошкольников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры – одного из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать. Понимать, что цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать строение цветка, его внешний вид, особенности.
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.
Вид проекта: информационно – исследовательский, краткосрочный, коллективный, творческий.
Срок проведение проекта: с 04.07.2016 – 08.07.2016.
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
-
- Для чего люди выращивают цветы?
- Можно ли вырастить цветы?
- Нуждаются ли цветы в помощи человека? Можно ли вырастить цветы без тепла и света?
- Почему надо беречь цветы?
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
- формировать представления детей о том, что такое цветок, о роли цветов в природе и жизни человека; пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах садовых, комнатных;
- расширять познавательный опыт детей с помощью наглядных средств;
- развивать умение сравнивать и анализировать, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания;
- создать условия для организации самостоятельной исследовательской деятельности для ответа на интересующий вопрос;
- развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
- воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки;
Формы организации проекта:
- Совместная образовательная деятельность (познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, конструктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, двигательная, трудовая);
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Трудовая деятельность детей.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
- Методический инструментарий.
- Материально – техническое: аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, фонотека, кашпо для цветов, садово-огородный инвентарь.
- Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) схема ухода за комнатными цветами, модель «Цветок», схема посадки цветка.
Сроки реализации проекта: 1 неделя.
Ожидаемый результат:
Сформированность представлений о растениях: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о садовых и комнатных цветах.
Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
Сформированность навыков культурного поведения в природе, умения беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы): введение в игровую, сюжетную ситуацию, формулирование проблемы, определение цели и задач проекта. Задачами на этом этапе являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие цели и задач, а также дополнение задач проекта (формирование у детей активной позиции, уметь находить и определять интересную для себя деятельность).
2 этап. Разработка проекта: организационная деятельность, помощь детям в планировании собственной деятельности в решении поставленных задач.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом). Оказание по необходимости практической помощи детям; направление и контролирование осуществления проекта. Формирование знаний, умений и навыков у детей.
4 этап. Подведение итогов.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
- Сбор и анализ литературы по данной теме;
- Разработка плана реализации проекта;
- Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию;
- Подборка дидактических игр, пособий, иллюстративного материала;
- Подборка стихотворений, загадок, песен по теме;
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме;
- Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;
- Подготовка рассады комнатных цветов, кашпо.
- Задания родителям по изготовлению костюмов к «Балу цветов», поделок.
- Основной этап
СОД «Поможем зеленым друзьям» (пересадка комнатных растений). СОД «Бархатцы – садовый цветок».
Работа с родителями:
|
|
В ходе проекта:
У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; формируются навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-3 названия цветка то к концу – более 5-6.
В ходе поисково-познавательной деятельности у детей развивается воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий.
Список использованной литературы:
Методика экологического воспитания в детском саду, С.Н. Николаева, – Москва: Просвещение, 2000.
Игровые экологические занятия с детьми, Л.П. Молодова, – Минск: Ансар, 1996.
Под парусом лето плывет по земле, Л.А. Пенькова, – Москва: Линка-пресс, 2006.
Учим детей наблюдать и рассказывать, Н.В. Елкина, О.В. Мариничева, – Ярославль: Академия развития, 1997.
Детям о природе: экология в играх, Л.М. Потапова, – Ярославль: Академия развития, 1998.
Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники, – Москва: Линка-пресс, 2002.
Цветы. Какие они?, Т.А. Шорыгина, – Москва: Гном, 2001.
Родная природа в стихах и загадках, В.И. Мирясова, С.В. Коноваленко, Москва: Гном-пресс,1999.
Приложение
Экскурсия по территории детского сада.
Цель: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях цветов на цветочных клумбах.
Задачи:
Познакомить детей со строением цветочных растений (стебель, листья, цветок).
Показать разнообразие цветочных растений, сравнить цветы (ноготки и бархатцы).
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Словарная работа: Строение, стебель, ноготки, бархатцы.
Ход экскурсии
Педагог: Ребята, сегодня к нам прилетела в гости пчела и прошептала, что на нашей клумбе растут очень красивые цветы. А вы хотели бы их увидеть?
Дети: Да, очень.
Педагог: Тогда вставайте друг за другом – паровозиком. Я буду паровозом, а вы вагончиками – поедем к нашей клумбе. Как вагоны говорят?
Дети: Чух – чух; чух – чух.
Педагог: Вот мы и приехали. А вот и пчелка, она тоже прилетела посмотреть вместе с нами клумбу. (Воспитатель обращает внимание детей на клумбу). Вам нравится наша клумба? Почему?
Дети: Очень нравится. Здесь красиво, много цветов, жёлтенькие цветочки, красные.
Педагог: Ребята, а пчелка мне говорит, что она знает, как называются цветы на клумбе. А вы, знаете? (Ответы детей).
Кто покажет красные, оранжевые цветы? (Дети показывают на цветы, которые растут ближе к ним).
Педагог: Ребята, это – бархатцы их так назвали потому, что цветок очень напоминает бархат такой же нежный. Давайте все вместе скажем, как называется этот цветок?
Дети: Бархатцы (хоровые и индивидуальные ответы).
Педагог: Посмотрите, а у нас на клумбе растут не только бархатцы, но и другие цветы. Вот эти жёлтые цветы называются ноготки. Они такого же цвета и величины, что и бархатцы. А сейчас посмотрите вокруг, и скажите, где ещё среди цветов затерялись ноготки. (Показывают и повторяют название цветка).
Педагог: Дети, смотрите, у ноготков стебель, на нем растёт что?
Дети: Листья.
Педагог: У бархатцев тоже есть стебель, а на нём листочки. А если мы посмотрим на оба цветка сразу, то увидим, что на верхушке стебля у каждого растения есть цветок. (Рассматривание соцветий). Давайте их понюхаем. (Дети нюхают соцветия. Вкусно, ароматно). А теперь, понюхаем бархатцы. (Дети нюхают.). Одинаково пахнут бархатцы и ноготки? (Ответы детей).
Ребята, цветы не только украшение нашего двора, но ещё и польза. Перелетая с цветка на цветок, пчёлы собирают мёд. Пчелка говорит, что мёд, который она собирает с цветов тоже разный. И чтобы собрать много мёда, она должна летать очень далеко. Как мы можем помочь пчелке?
Дети: Не ломать и не рвать цветы.
Педагог: Вот и сейчас пчелка полетела дальше собирать мёд, чтобы зимой ей было что кушать. До свидания, пчелка, спасибо тебе.
Дети: До свидания, пчелка.
Педагог: Ребята, с какими цветами вы сегодня познакомились? (Ответы детей).
Где растут все цветы? (Ответы детей).
Педагог: Можно рвать и топтать цветы?
Дети: Нет. Будет некрасиво. Пчелки могут остаться без еды.
Педагог: Наша экскурсия подошла к концу. Поедем на свой участок.
Вставайте друг за другом – паровозиком. Я буду паровозом, а вы вагончиками – поедем к себе на участок.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Какие бывают цветы и зачем они на Земле?
- Где растут цветы?
- Из чего состоят цветы?
- Листья – какие они?
- Для чего люди выращивают цветы?
- Можно ли вырастить цветы?
- Нужен ли цветам уход?
- Нуждаются ли цветы в помощи человека?
- Почему цветам нужна почва?
- Растут ли цветы в воде?
- Можно ли вырастить цветы без тепла и света?
- Почему надо беречь цветы?
- Что будет, если долго не поливать цветы (листочки увядают, а цветок падает).
- Проращивание отростков цветов, рассматривание корешков.
Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.
Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.
Вопрос к детям: А где же корень?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно, в земле.
Далее детям предлагается нарисовать цветок.
Исследование 2: Детям предлагается ответить на вопрос: могут ли цветы прожить без тепла и воды?
Рассказ «Одуванчик и ромашки».
Посадил фермер ромашки. Солнышко припекало, дождик поливал землю, и выросли эти прекрасные цветы. А рядом на полянке рос одуванчик.
Однажды подул сильный-сильный ветер. Фермер накрыл ромашки пленкой. А одуванчика никто не накрыл. Он очень сильно замерз. Ромашки заметили это и попросили фермера накрыть одуванчика. Фермер накрыл одуванчика, потом выглянуло солнышко и согрело одуванчика. Солнышко грело все жарче и жарче. Цветам стало не хватать влаги. И тогда фермер полил ромашки, а одуванчика никто не полил. И тогда одуванчик очень сильно заболел. Ромашки заметили это и попросили фермера полить одуванчика, что он и сделал. И свершилось чудо – одуванчик выздоровел. С тех пор фермер ухаживает не толь коза ромашками, но и за другими цветами – поливает их, укрывает пленкой от ветра, потому что цветам нужна вода и тепло.
После чтения детям предлагается ответить на поставленный вопрос. Выслушивается мнение каждого ребенка. Затем делаются аппликации: солнышко и капелька, которые, в свою очередь, означают тепло и воду.
Исследование 3: Детям предлагается рассмотреть цветок в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.
Затем детям показывают проращенные ростки герани, традесканции – они находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить ростки в почву, полить их, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростками.
Исследование 4: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.
Задача воспитателя: научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.
Беседы:
«Для чего нужны цветы»
Воспитатель читает стихотворение:
Если я сорву цветок, Если мы сорвем цветы
Если ты сорвешь цветок, То не будет красоты
Если я и если ты, И не будет доброты!
– О чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? Почему не будет красоты, доброты? Как же быть? (рвать, срезать лучше те цветы, которые для этого выращиваются специально, а цветами, выращенными природой», нужно на природе и любоваться).
– Представьте себе, что у нас исчезли все цветущие растения. Что же будет? Какой станет наш детский сад, город? Что мы можем сделать, чтобы у нас стало еще красивее? (дети делятся своим мнением)
Беседа «Что мы знаем о цветах». Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?
Беседа «Что необходимо цветам для жизни».
Цель: дать элементарные представления об условиях жизни растений.
Задачи:
- формировать представления детей о том, какие условия необходимы растениям для роста и развития;
- расширять познавательный опыт детей с помощью наглядных средств;
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания;
Содержание организованной деятельности детей:
- Проблемный вопрос:
- Можно ли вырастить цветы?
- Нуждаются ли цветы в помощи человека?
- Можно ли вырастить цветы без тепла и света?
- Условия для роста и развития растений и цветов.
– Послушайте сказку «Кто что любит». Перевод с французского Г. Остера.
– Цветы, – сказал дядя Цезарь, – любят, когда их поливают.
– А я нет, – подумал Пиф, поливая цветы под дождем. – Был бы я цветком – непременно завел бы себе маленький непромокаемый зонтик.
Воспитатель показывает иллюстрацию к произведению.
– Прав ли Пиф?
– Правильно ли он понял дядю Цезаря?
– Когда необходимо поливать цветы?
С одной стороны растения требуют постоянного полива, а с другой – избыток влаги вреден для них. Во время дождя нет необходимости поливать растения.
- Просмотр видеопрезентации «Как растет цветок».
Вопросы: А если во время не полить растение что будет?
– Зачем растению нужна вода?
– Какие еще условия необходимы растению, чтобы расти и развиваться? (свет, тепло, почва)
- Введение модели «Условия для роста растений».
Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений».
Задачи:
- создать условия для организации самостоятельной исследовательской деятельности для ответа на интересующий вопрос;
- развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
- воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Воспитатель. Дети, сегодня нас в гости приглашают комнатные растения. Посмотрите, как они «себя чувствуют»? Что же нам необходимо сделать, чтобы наши цветы продолжали и дальше расти и нас радовать?
Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля поглубже.
Как вы узнали, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)
Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)
Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает). Такими растворами подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете самостоятельно ухаживать за растением. (дети выполняют практическое задание.)
Воспитатель. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения задания. (ответы детей.)
Как вы догадались, что цветку нужно протереть листья?
Почему вы полили цветы?
А почему вы решили убрать у цветка увядшие листья?
Сейчас ребята давайте подведем итог нашей беседы и еще раз повторим правила ухода за комнатными растениями (ответы детей).
Если ты возьмешь росточек и в горшок земли сыпнешь
Посади, полей цветочек, знаешь, что потом поймешь,
Что трудился не напрасно, появилась в том горшочке,
Шапка листиков зеленых в обрамлении цветочков!
Наблюдения за цветами на клумбах.
Цель – Закреплять названия цветов, их цвет; формировать эстетический вкус, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к растениям; закреплять знания о цветах, окраске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.
Наблюдение за цветами на клумбе
Цель: расширить представление о цветах на клумбе, закрепить умение поливать цветы.
Задачи:
– обучающие: уточнить с детьми названия цветов на клумбе, знакомить с особенностями строения и отличительными признаками цветов;
– развивающие: развивать умение ухаживать за растениями, поливать их; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о цветах на клумбе;
– воспитательные: воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним.
Ребята, какое сейчас время года? (лето)
– А что летом больше всего радует глаз, что летом самое красивое, разнообразное, чудесное в природе? (Цветы)
Мне не нужен огород, ягода клубника
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди не поленись в сад мой на минутку.
Воспитатель подводит детей к клумбе.
– Где растут цветы? Куда их сажают? (на клумбу)
Посадили мы цветы небывалой красоты,
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие — все цветы красивые
Как прекрасен каждый цвет –
Лучше нашей клумбы нет!
Беседа по строению цветка. (Показ плаката с изображением строения цветка)
– Ребята, а из каких частей состоят цветы? (Стебель, лист, цветок, корень)
– Для чего нам нужен корень?( чтобы удерживаться в земле, чтобы пить воду и питательные вещества).
– Для чего нужен стебель? (стебель держит растение; На нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).
– Для чего нужен цветок?
(Чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)
– Все ли цветы одинаковые? (нет)
– Что у них разное? (Цвет)
– Назовите какие цвета у них? (белые, красные и т.д.)
– А по форме цветы одинаковые?
– Ребята, посмотрите, какие разные по окраске и форме цветы на клумбе.
– Для чего это нужно? Почему это так?
(Для насекомых, для радости, красоты, доброты)
– Как называются все цветы, которые выращивают на клумбах? (Садовые цветы)
Опытно-экспериментальная деятельность:
– Ребята, как вы думаете, везде могут расти цветы?
– Хотите проверить?
– Возьмите палочки. Представим, что это цветок. Давайте посадим его около дорожки.
(Дети пробуют, не протыкается земля)
– Земля какая? (твердая)
– Будет здесь цветку хорошо жить?
– Почему?
– Подойдем к клумбе. Проткнем палочкой землю.
– Земля какая? ( мягкая)
– Так какой должна быть земля, почва для растений, цветов? (мягкой, рыхлой, влажной)
Оказывается, цветы не везде растут, а только там, где для них созданы благоприятные условия.
Трудовая деятельность:
Воспитатель предлагает наклониться к цветам и понюхать.
– Наклонитесь к цветам и понюхайте их.
– Вам хочется сорвать цветы? (Выслушать ответы)
Мы должны над цветами наклониться
Не для того, чтоб сорвать или срезать
Чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Давайте ещё раз наклонимся и улыбнемся цветам.
– А теперь улыбнемся друг, другу.
– Кто из вас видел, как цветы улыбаются?
– А чтобы они ещё больше улыбались, что нужно сделать? (Ухаживать за цветами, напоить их водой)
– А если их не поливать? (засохнут)
– Давайте польём цветы и они ещё долго будут нам улыбаться. (Полив цветов)
-Ребята, какое мы сделали дело? (Доброе)
– Почему Вы так сделали? (Чтобы наша клумба была красивая)
– От доброты, добрых дел всё становится краше.
– Мы специально сажаем цветы, ухаживаем за ними, поливаем и цветы радуют глаз, приносят счастье и хорошее настроение всем людям Земли, нашего города и детского сада.
– Можно рвать и топтать цветы?
Нет, ими надо любоваться
Итог прогулки:
-А теперь скажите, что же Вас больше удивило на прогулке?(Ответы детей)
– И что бы вы показали, понравилось ли Вам на прогулке или не очень прикрепите бабочку на ромашку.
Красную, если вам радостно, понравилось
Зеленую, если вам не очень понравилось
Желтую, если вам грустно не понравилось
– Посмотрите наши ромашки в красных бабочках. Значит у всех радосное, теплое, счастливое настроение.
Наблюдение за цветами
Цель: побуждать детей радоваться цветам, познакомить с названием цветка бархатцы, с особенностями строения: стебель, листья, цветок.
Учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений. Познакомить с разнообразием цветов.
Основное содержание: Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: трава и цветы ниже, чем деревья. На клумбе цветут: синие, красные, белые цветы. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада.
Зачитать стихотворение
Здравствуй, милый мой цветок,
Ты цветешь, как огонек,
Солнце целый день тебя
Весело ласкает, лучами согревает, дождик поливает,
Пролетает ветерок,
И с тобой играет.
Воспитатель: Сегодня утром, когда я поливала (кормила) цветок, мне показалось, что он немного опечален. А знаете чем? Цветок так хочет подружиться с каждым из вас. Давайте познакомимся с цветком!
Воспитатель и дети подходят к растению.
Воспитатель от имени цветка «Здравствуйте, дети! Как я рад видеть всех вас около себя. Давайте познакомимся. Меня зовут Бархатец. А как вас зовут? Дети называют себя по имени.
Воспитатель предлагает детям дружить с цветком, здороваться с ним.
Изучение цветка бархатец. Отметить, из чего он состоит? (из нежных, красных, желтых, оранжевых лепестков и серединки.) Предложить детям рассмотреть серединку цветка, потрогать ее: на пальцах осталась желтая «пыль» пыльца. Рассказать детям, что пчелы, бабочки прилетают к цветкам пить вкусный сок. Когда насекомые садятся на цветок, на их лапках остается желтый порошок пыльца. Так, перелетая с цветка на цветок, насекомые переносят пыльцу опыляют цветы.
Рассматривание других цветов на цветнике
Обследование цветов
Отметить их цвет, запах, строение.
Чем отличаются от травы?
Как же мы можем узнать о внешнем виде цветов? (рассмотреть, потрогать)
Как мы чувствуем запах цветов? (нужно понюхать)
Для чего нужны цветы?
Труд: взрыхлить землю на клумбе. Поощрять самостоятельность в труде
Дидактическая игра «Узнай и назови цветок»
Воспитатель от имени растения просит детей иногда навещать его.
Ребята наш цветочек дарит нам картинки с изображением бархатцев (картинки с изображением цветка лежат на цветнике, спрятаны заранее) .
Скажем спасибо? Давайте попрощаемся с цветами “до скорых встреч”.
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
Цель: уточнить знания детей о цветах. Закрепить представление о строении цветка (стебель, листья, цветы). Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Учить детей видеть прекрасное в привычном. Воспитывать познавательный интерес и эстетические чувства.
Чтение художественной, познавательной литературы:
- Сказка «На цветочной полянке».
Летом на солнечной полянке расцвело много разных цветочков. У каждого цветка свой особый, тихий-тихий голосок. Все они радуются солнышку и поют весёлые песенки. Колокольчик, например, поёт такую песенку:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь!
В небе ясном — синь-синь-синь!
В тонкой юбке голубой —
Вот нарядный я какой!
У одуванчика своя песенка:
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Зеленеет вся земля!
В жёлтой шапке я хорош
И на солнышко похож!
А ромашки-сестрички поют хором:
Весёлые сестрички мы
С белыми ресничками,
Жёлтенькими глазками
Смотрим очень ласково!
На цветочную полянку прилетел большой полосатый шмель. Он тоже напевает песенку:
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
На цветочки я гляжу.
На полянку я лечу.
Сока сладкого хочу!
Шмель подлетел к колокольчику и просит:
— Колокольчик, колокольчик, дай мне сладкого сока!
Колокольчик отвечает:
— Залезай в мою чашечку и попей немножко сока.
Шмель забрался в цветок и спрятался там, как в домике. Одуванчики и ромашки тоже зовут шмеля в гости:
— Лети к нам, дяденька шмель, и мы угостим тебя!
Вдруг налетел лёгкий ветерок и стал играть с цветочками. Он раскачивал их тонкие стебельки, словно качели. Было очень весело.
Но вот наступила ночь. На полянку выпорхнула ночная бабочка и сказала, что уже пора спать. Цветы опустили головки, сложили лепестки и заснули. Тихо на полянке. Все спят.
Заучивание и чтение стихотворений:
День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
Цель – Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Бархатцы
Ярким солнечным букетом
Предо мною – бархатцы.
Расцветают ранним летом.
Я смеюсь от радости!
Пусть просты, зато нарядны.
Пышным кустиком горят.
Запах горький, но приятный,
И лучистый добрый взгляд.
Даже осенью дождливой
Будут радовать они.
Но особенно игривы
Утром в солнечные дни.
РОМАШКИ
З. Александрова
Маленькое солнце на моей ладошке, —
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком жёлтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Наши мастерицы принялись за дело –
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козлёнку Тимке, и телушке Машке
Нравятся большие вкусные ромашки.
ОДУВАНЧИК
Ольга Высотская
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
КОЛОКОЛЬЧИК
В модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.
С кем не повстречается –
До земли склоняется.
Загадывание загадок: «Загадки Феи цветов».
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Много нежных лепесточков,
У красивеньких цветочков,
Запах ароматный-
Не для всех приятный.
Лепесточек бархатный,
У цветочков – Ответ: Бархатцев
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. Ответ: Цветы
Стоит в саду кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? Ответ: Ромашка
Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится, в еду не годится. Ответ: Василек
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. Ответ: одуванчик
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. Ответ: Колокольчик
СОД «Тайны комнатных растений»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи:
- Выяснить с детьми условия для благоприятного роста комнатных растений.
- Создать условия для поисковой деятельности детей;
- Учить выполнять трудовые поручения по уходу за комнатными растениями.
- Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
Материалы и оборудование: Кукла Буратино, иллюстрации комнатных растений, атрибуты к дидактической игре «Собери правильно», фонограмма
Предварительная работа:
– наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
– рассматривание частей растения в процессе пересадки.
– уход за комнатными растениями в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев.)
– Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чего не хватает?», «Найди, что порошу», «Что лишнее?».
Ход.
– Ребята я загадаю вам трудную загадку
«Ни рук не ног, а двигается,
Нет носа, а дышит,
И рта нет, а пьет и ест?»
– Правильно растение
– Как двигается растение? (поворачивается к свету).
– А как оно дышит? (через листья и корни.)
– А как оно пьет и ест? (корнями.)
– Ну а где же пища для них хранится? (в земле, почве.)
– Правильно ребята, растения питаются не как человек и если его лишить почвы, оно не сможет жить и что произойдет? (погибнет.)
– Ребята, а раз растения могут питаться, дышать и двигаться, что можно о них сказать? (они живые как мы.)
– Знаете ребята, я сегодня расскажу о тайнах комнатных растений. Первую мы уже узнали что, комнатные растения живут только в домашних условиях.
А еще некоторые из них могут лечить людей. (Алоэ, «живое дерево», герань.)
– Алоэ затягивает и обеззараживает ранки, «живое дерево» лечит насморк, оно вызывает и чихание и болезнетворные микробы просто «вылетают» из носа;
– Листочки герани успокаивают боль в ушах.
– А чтобы узнать еще одну тайну, я предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (клумба, цветущая летом и комнатные растения на подоконнике, то же, но зимой.)
– Что можно сказать? (комнатные растения живут круглый год, а садовые, луговые, лесные погибают;
Но ведь комнатные растения тоже вырастают большими, или теряют листья.
– Как они выживают? (появляются отростки, рассаживаем.)
– Еще одну маленькую тайну мы узнаем чуть позже, а я превращаю всех в цветы.
Физминутка «Цветы».
Я прошу тебя цветочек
Подними свой лепесточек,
Вылез из горшочка
Топни три разочка,
И головкой покачай
В окне солнце повстречай
Стебель наклони слегка
– вот зарядка для цветка,
Вымой ты свой корешок,
И опять залазь в горшок
Шевелятся листья все
День встречай в своей красе!
(дети выполняют действия согласно тексту.)
– Превращаю всех в детей!
– Посмотрите, какие все стали красивые! Ребята мы можем зимой любоваться красотой цветения, зеленью.
– На улице? (нет.) В доме? (да.) Комнатные растения как кусочек лета греют нас и радуют.
– Ребята, кто-то здесь непорядок устроил, разбросал карточки.
– Ах это ты Буратино! А что ты такой грустный?
– Давайте поможем Буратино правильно собрать картинку!
– Дидактическая игра «Собери правильно» (Цветочный горшок, корень, стебель, листья, цветок, если растение цветет.)
– Молодцы ребята, Буратино очень рад и вас благодарит. Куда торопишься? (Буратно убегает к своим друзьям рассказать обо всем ).
– А мы с вами присядем на ковер и представим, что мы маленькие комнатные растения.
Психогимнастика « Я растение» (под музыку).
– Вас посадили в теплую, мягкую землю, вы еще ростки, беззащитные и хрупкие, но чьи -то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют ваши листья. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике с другими комнатными растениями.
Рефлексия:
– Что Вам понравилось сегодня?
– Вам нравится ухаживать за комнатными растениями?
– Вспомните «тайны» комнатных растений.
СОД «Поможем зеленым друзьям» (пересадка комнатных растений).
Цель: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закрепить знания о строении растения, о функциональной значимости его частей. Формировать понятие, что растение – это живой организм (оно пьет, растет, питается). Продемонстрировать посадку растения с посильным участием детей.
Материал: комнатное растение, черенки комнатных растений, земля, кашпо, лейка, прочий инвентарь для пересадки.
Ход:
Дети вместе с педагогом осматривают комнатные растения в уголке природы. Все ли растения чувствуют себя хорошо. На всех растениях висит знак «улыбка» (они политы, вымыты). На одном из растений дети замечают знак «печаль». Вместе с педагогом стараются определить причину: проверяют, полито ли растение? (растение полито, земля в горшке влажная) Чистые ли листочки? (Да, листочки чистые)
П.: Что же тогда случилось, почему наш зеленый друг загрустил?
Обращает внимание на то, что растение большое, а растет в маленьком горшке. Подводит детей к выводу, что растению нужен горшочек побольше.
П.: Все наши растения живут в своих домиках – горшочках. Каждый в своем домике. Когда цветочек еще маленький, ему нужен маленький горшочек (демонстрирует небольшое растение в маленьком горшке). Но все растения живые и как вы, они тоже растут. Этот цветочек вырос и ему сейчас нужен другой домик. Давайте поменяем нашему зеленому другу домик, пересадим его в горшочек побольше.
Педагог предлагает выбрать подходящий горшочек из трех предложенных (меньшего размера, такого же и большего размера). Дети выбирают нужный горшок, проверяя себя путем сравнения, приставляя горшочки к объекту.
Педагог вместе с детьми переходят к столу для пересадки растения, на котором расположен инвентарь. Педагог предлагает рассмотреть оборудование (совок, лейка и т.п.) В процессе рассматривания каждого предмета уточняет название, внешние характеристики и детали, а так же функциональное назначение. Далее педагог приступает к пересадке растения. Все свои действия он комментирует, задает вопросы детям, предлагает оказать посильную помощь.
П.: Сначала растение надо аккуратно вынуть из горшка со старой землей. Что значит аккуратно? Я осторожно тяну растение за основной стебель, но растение не вытаскивается. Значит, что-то его там держит, давайте посмотрим.
Педагог бережно вытаскивает растение вместе с комом земли (предварительно аккуратно обведя его тупой стороной ножа по краю горшка) и также бережно стряхивает старую землю в тазик (при этом начинают оголяться корни растения).
П.: Вот что так прочно держит растение в земле. Это корни. Корни не только держат растение и не дают ему упасть, но и с помощью их растение пьет воду. Посмотрите, какие большие корни у этого растения, они заполнили весь горшок, им некуда больше расти. Если мы не пересадим растение в горшочек побольше, то оно может заболеть и погибнуть. И не будет тогда красивых листьев, и цветов.
Что еще есть у растения? (стебель, листья, цветы)
Затем педагог начинает заполнять горшок свежей землей, привлекает к этому детей. Наполнив горшок примерно на одну треть, педагог опускает туда растение, присыпает корни землей, слегка поливает землю. После этого насыпает еще земли, покрывая полностью корни, и снова поливает.
Все любуются выполненной работой. Педагог заменяет знак «печаль» на знак «улыбка».
Педагог благодарит детей, говорит о том, что без их помощи растения могли бы погибнуть, обращает внимание на то, что сегодня они помогли только одному растению, а в баночке с водой у отростков уже появились корешки, и они тоже хотят иметь свой «домик-горшочек».
Продолжение:
В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне,
Скорей, скорей расти цветок,
Ты очень нужен мне!
Черенок посадим в землю
И польем его водой,
Чтобы вырос на окошке
Садик летнею порой.
Посажу я бальзамин,
Был росток всего один,
Он окрепнет, подрастет
Ярким цветом зацветет!
Мы сажаем хлорофитум,
Приживайся поскорей!
Мы польем его водою
Осторожно у корней.
Лей водичку, не жалей,
Ну, а ты расти скорей.
Посажу я на окошке
Сансивьеру – щучий хвост!
Пусть странное растение
В горшочке подрастет.
Листья длинные в полоску,
Как большие языки,
Только вам болтать не просто,
Вы не люди, а цветы.
(дети под музыку высаживают в горшочки отростки и поливают).
СОД «Бархатцы – садовый цветок»
Образовательная область «Познание».
Задачи:
- Продолжать формировать представления детей о садовых цветах – бархатцах;
- Закреплять знания детей о строении цветов, росте;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать бережное отношение к цветам.
Оборудование и наглядный материал: цветы бархатцы; кусочек бархатного материала.
Ход:
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли цветы. Кто знает, как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы?
Дети: Бархатцы
Воспитатель: Что привлекает вас в этом букете? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте.
Дети обследуют лепестки. Нюхают.
Дети: У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.
Воспитатель предлагает потрогать кусочек бархатной ткани, сравнивая на ощупь и на вид ткань и лепестки.
– Имеют ли запах эти растения?
– Какие листья у бархатцев?
Дети: Темно-зеленые, резные, красивые.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко
Строительно-конструктивная игры:
«Столик для букета с цветами», «Заборчик для клумбы», «Построй магазин цветов», «Поливочная машина»
Цель: развитие интереса детей к строительным играм, использование содержания построек в сюжетно ролевых играх, умение строить не только по образцу, но и по намеченной самими детьми теме.
Художественно-творческая деятельность: «Раскрась цветок»,
Лепка барельефная «Красивые цветы»
Цель: побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.
Рисование «Цветок другу» (методом примакивания)
Цель: закрепить способ рисования методом примакивания в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.
Рисование «Мой любимый цветок»
Цель: продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинируя их между собой для создания выразительного образа.
Ручной труд «Клумба»
Цель: научить заниматься коллективной деятельностью; развивать эстетический вкус, умение составлять композицию; развивать воображение, творческое мышление.
Слушание музыки: П. И. Чайковский “Вальс цветов”, Ю. Чичков “Волшебный цветок”, Олег Сачков «Музыка для роста цветов».
Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за комнатными цветами.
Поливка комнатных растений.
Цель: воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.
Мытье комнатных растений.
Цель: закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.
Поливка клумб.
Цель: закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
Картотека дидактических игр:
Дидактическая игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Дидактическая игра «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»
Цель: развивать умение описывать растения и находить их по описанию.
Дидактическая игра «Собери цветок из геометрических фигур»
Цель: учить составлять цветок из геометрических фигур.
Дидактическая игра «Рассади цветы на клумбах». – На эти клумбы будем сажать цветы. Посмотрите и скажите, на какие геометрические фигуры похожи эти клумбы?
Вот клумба в виде круга, а вот клумба похожая на прямоугольник, а эта клумба квадратная.
Посадите в середине каждой клумбы по одному цветочку.
На круглой клумбе можно рассадить цветы по-кругу. На прямоугольной — в ряд. А на квадратной клумбе посадите цветы — в углах.
Дидактическая игра «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
Дидактическая игра «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
Дидактическая игра «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки
Дидактическая игра «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например: Цветы – цветочки. Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.
Двигательная деятельность:
Дыхательная гимнастика «Одуванчик».
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует. (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
Динамическая пауза «На лугу растут цветы»
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе! /дети выполняют действия согласно тексту/
Пальчиковая игра « Цветок»
Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться (пальцы начинают расходиться в стороны). Цветок распустился, смотрит на солнце, лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка (пальцы расходятся полностью, даже немного прогибаются; чуть – чуть шевелятся кончики пальцев). Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает (пальцы вновь медленно смыкаются). Игру можно выполнить и под такие стихи:
Наши красные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки.
Закрывают лепестки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
Пальчиковая игра «Венок»
На зелёном лужочке
Расцвели цветочки.
Давай-ка, дружок,
Сплетём венок!
Берём василёк — плетём венок.
Делаем «колечки» большими и указательными пальчиками правой и левой ручки, сцепив одно «колечко» с другим (наподобие «цепочки»).
Берём колокольчик—плетём веночек.
Делаем «колечки» большими и средними пальчиками обеих ручек, сцепляем «колечки» друг с другом.
Берём клеверок — плетём венок.
Делаем «колечки» большими и безымянными пальчиками обеих ручек, сцепляем «колечки» друг с другом.
Берём ромашку-цветок — плетём венок.
Делаем «колечки» большими пальчиками и мизинчиками обеих ручек, так же сцепив их друг с другом.
Каждый цветок
Украсил венок!
Психогимнастика «Я растение» (дети закрывают глаза).
– Представьте, что вы маленькие растения. Вас посадили в теплую, черную землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые и хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы корни ваши дышали. Вы начинаете расти. Ваши лепестки подросли, стебель становится крепким. Вы тянетесь к свету. Как вам хорошо и на подоконнике и на клумбе с другими красивыми цветами.
– Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (За ними ухаживают, рыхлят землю, поливают).
– То же самое чувствуют наши растения на подоконнике и на клумбе. Мы будем каждый день ухаживать за нашими цветами, им будет очень приятно жить в нашей группе. Мы будем у них спрашивать: «Хорошо ли вы себя чувствуете?»
– А теперь давайте внимательно посмотрим, все ли у нас в порядке в уголке, где живут наши комнатные растения. Может быть, какое-то растение надо полить или подрыхлить?
Физминутка «Цветы».
Я прошу тебя цветочек
Подними свой лепесточек,
Вылез из горшочка
Топни три разочка,
И головкой покачай
В окне солнце повстречай
Стебель наклони слегка
– вот зарядка для цветка,
Вымой ты свой корешок,
И опять залазь в горшок
Шевелятся листья все
День встречай в своей красе! (автор Сычевская Т. Г.)
(дети выполняют действия согласно тексту.)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ
Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.
Подвижные игры:
Цель – Развивать умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения; развивать воображение.
«Раз, два, три – букет собери»
Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек… » Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери! » Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.
«Достань цветок»
На ветках деревьев или на других предметах на разной высоте развесьте цветы. Попросите детей попрыгать и достать цветок.
«Цветы»
(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов)
1-2-3- выросли цветы!
(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись)
К солнцу потянулись высоко (на носочки)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)
Влево качнулись- низко пригнулись,
Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)
Развлечение «Бал цветов»
Цель: создать детям праздничное настроение; продолжать расширять знания о цветах; развивать экологическую культуру детей, опираясь на эмоциональное воздействие музыки.
Материалы и оборудование:
Презентации «Загадки о цветах», «Цветочная фантазия», «Город Зеленогорск», цветы; экологические знаки, фонограмма «Вальс цветов» П.Чайковского.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о цветах (заучивание стихотворений о цветах, разучивание пальчиковой гимнастики «Цветки», разучивание игры в движении «Танец в кругу»).
Ход развлечения:
Воспитатель: Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Воспитатель: Послушаем стихи о лете.
Есть много праздников весёлых
На свете и у нас в стране:
Есть День учителя, шахтёра,
Есть даже праздник – День земли!
А почему бы не устроить
Нам новый праздник – Бал цветов?
Цветам и взрослый, и ребёнок
Любовь свою отдать готов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы отправимся с вами на летний луг. Кто из вас был на лугу? А знаете ли вы, какие растения там растут? А какие насекомые ползают и летают? (ответы детей). На летнем лугу очень красиво! Цветы белые, желтые, лиловые, красные. Самые разные! А как они пахнут! Даже голова кружится. Вот на летний луг мы и отправимся. Сейчас мы с вами превратимся в волшебных бабочек и полетим (дети превращаются в бабочек и летят под музыку по залу)
Неси нас, бабочка, над полями.
Неси нас, бабочка, над лесами.
Опустимся на лугу.
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Сейчас еще раннее утро, цветы еще не раскрыли свои лепестки, не жужжат пчелы и шмели, трава вся в росе. Идем по росе на носочках, осторожно, чтобы ножки не промокли. (дети идут высоко поднимая ноги на носочках) .
А вот и солнышко взошло!
Динамическая пауза «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети! (Встать на носочки, потянуться вверх, вытянув руки.)
Яркие лучики к нам протяни. (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Ручки мы вложим в ладошки твои. (Дети берутся за руки.)
Нас покружи, оторвав от земли. (Покружиться.)
С солнышком водим мы хоровод. (Держась за руки, спокойным шагом «хоровод»)
Солнышко с нами по кругу идёт. (то же.)
Хлопают радостно наши ладошки. (Хлопаем)
Быстро шагают резвые ножки. (Топаем.)
Воспитатель: Без солнышка не вырастут цветы, не полетят бабочки, не вырастут ягоды и грибы, давайте, и мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик», и поднимем друг другу настроение.
Игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: На лугу много цветов самых разных, а вы знаете цветы? Сейчас проверим. Отгадайте загадки.
Презентация «Загадки о цветах».
Воспитатель: Как прекрасно украшают нашу землю цветы, давайте посмотрим, какие цветы есть на свете.
Презентация «Цветочная фантазия»+ музыка.
Воспитатель: На лугу очень хочется танцевать и я приглашаю наших девочек показать свой веселый танец.
Стихотворение «Цветы».
Воспитатель: Приглашаем наших ребят на веселый танец.
Танец «С цветами».
Воспитатель: На лугу, в лесу, на природе мы должны соблюдать правила поведения. Я буду показывать вам экологические знаки, а вы мне расскажите, какие правила они обозначают.
Показ экологических знаков.
Воспитатель: Чтобы наш город оставался чистым и красивым нужно в городе соблюдать чистоту и не мусорить, и тогда город наш останется таким же цветущим и прекрасным.
Презентация «Город Зеленогорск».
Воспитатель: А наше путешествие ребята на луг закончилось. Давайте превратимся в волшебных бабочек и полетим назад в детский сад.
Неси нас, бабочка, над полями.
Неси нас, бабочка, над лесами.
Прямо в детский сад.
Работа с родителями:
- Проведение беседы с детьми на тему «Что мы знаем о цветах».
Цель: обогащать знание детей о мире цветов.
- Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».
Что такое коллаж?
Само слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». Уже из этого значения понятно, что суть коллажа состоит в наклеивании чего-либо на определенную поверхность. По сути, коллаж – это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. И это вовсе не новомодное течение в декоре. Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае, но особую популярность и развитие получила в 20 веке. В определенный момент коллаж стал видом искусства. Ведь используя приемы наложения и различных комбинаций, можно создать действительно достойный арт-объект.
Чтобы сделать коллаж не нужно специальных навыков и материалов. Составляющими работы могут стать любые подручные материалы – от тканей и фотографий до проездных билетов. Хотя сейчас арт-коллаж можно составить и на компьютере, при помощи специальных программ. Но более ценным и атмосферным является именно коллаж, сотворенный своими руками. Вам понадобятся острые ножницы: обычные и маникюрные для мелких деталей. Для некоторых элементов может пригодиться нож для бумаги или лезвие. Клей для скрепления и приклеивания объектов лучше выбрать резиновый, потому что ПВА оставляет пятна и подтеки.
Как сделать коллаж из цветов
Флористический коллаж – один из самых популярных в оформлении интерьеров. Ведь с помощью цветов можно оживить любое помещение, а особенно, если они будут со вкусом оформлены в коллаж. И не только цветы, но и другие дары природы. Это могут быть ветки, осенние листья, различные травы, кора деревьев, ягодные плоды и бутоны, камушки и ракушки. Перед работой все элементы необходимо хорошо высушить, а листья и растения прогладить утюгом.
Создавая коллаж, добавьте красок или гуаши для большей яркости. Чтобы придать коллажу фактурность, используйте цветную шпаклевку. В работе все должно быть выразительно и гармонично. Можете сделать объемное панно или коллаж на плоскости. Изобразите при помощи листьев пейзаж или составьте красивую и оригинальную композицию из цветов. Когда все части коллажа будут собраны и приклеены, подберите для него рамку. Для плоских коллажей понадобится рама со стеклом, а для объемных только каркас. Флористический коллаж внесет в любое помещение дыхание природы.
Как сделать коллаж из фотографий
В любом арт-коллаже, прежде всего, важна идея. Из фотографий можно создать композицию, посвященную какому-либо важному для вас человеку или жизненному моменту. Это может быть коллаж из фотографий с отдыха или фото вашей свадьбы. Можно посвятить коллаж ребенку или любимому человеку. В дополнение к фотокарточкам используйте предметы, связанные с основной тематикой коллажа. Если он про отдых, добавьте в коллаж ваши билеты, рекламные морские проспекты, сувениры, привезенные из путешествия или мелкие ракушки и песок.
Если это фотоколлаж, посвященный свадьбе, то приложите открытки и поздравления, сохранившиеся предметы из конкурсов, частички из букета невесты или даже подвязку. Можно вырезать из журналов подходящие к коллажу фразы или иллюстрации. Здесь подключайте ваше воображение. Когда вы соберете все необходимые материалы, разложите это на плотном листе бумаги. Попробуйте разные комбинации их расположения. Используйте эффекты наложения и разный угол наклона. Затем выберите лучший вариант и приклейте. Можете отсканировать коллаж на цветном сканере. Не забудьте оформить свою работу в рамочку и повесить на стену.
Как сделать коллаж из бытовых материалов
Такой коллаж может быть посвящен любой тематике. Вы можете использовать вырезки из журналов, обрезки газет, афиши, открытки, карты, кусочки ткани и кружева, обертки и этикетки, пуговички, фольгу, цветную или упаковочную бумагу и другие материалы – в общем, все, что поможет вам полностью отразить идею коллажа. Такой стиль называют «мусорным», потому что в нем используется много ненужных вещей.
Играйте с цветом и формой, создавайте новые образы из уже существующих. Подойдите к делу творчески. Это вполне может быть коллаж в стиле авангард или поп-арт. Для наглядного примера посмотрите классические работы в стиле «коллаж» известного мастера Пабло Пикассо. Можете подбирать цветовую гамму коллажа, исходя из общего колора интерьера, или сыграйте на контрасте. Главное, чтобы коллаж смотрелся органично и законченно.
Чтобы сделать коллаж, не нужно соблюдать правил. Это творческий процесс, в котором вы отразите свои мысли, эмоции или воспоминания. В потоке вдохновения и полете фантазии вы сделаете неповторимый элемент для дизайна вашей комнаты.