Автор:
Тохтаулова Диана Ануаровна
Студент Мезенский педагогический колледж. Орел
Маркина Мария Викторовна Преподаватель Мезенский педагогический колледж. Орел
Анализ музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
Выполнение практической части работы мы начали с анализа перспективного плана,который составляется музыкальным руководителем в МБДОУ Детский сад №63 города Орла, для второй младшей группы с учётом воспитательных задач. Педагогам разных возрастных групп необходимо знать содержание плана.
На основе перспективного плана был составлен календарный план. В этом плане отмечается и учитывается работа в течении дня, определяется тема музыкального занятия, фиксируются игры в утреннее, дневное, вечернее время, предусматривается включение музыки песен танцев в различные моменты жизни ребёнка. Календарный план составляется музыкальным руководителем (Приложение № 4).
В календарном планировании учтены виды построения занятий праздников и т.д. Так например игры и занятия в группе проводятся в различных вариантах: тематических, в свободное время, на музыкальных занятиях, изо деятельности, корригирующей гимнастики.
В группе имеется наполнение методической копилки тематических занятий, дидактических музыкальных игр, хороводных игр с пением. В группе также есть фонотека с различными произведениями для повседневной жизни, игр, праздничных мероприятий, зарядки, занятий изо деятельностью и др.(Прил.№1. № 3 ).
Также для практической работы был произведён анализ музыкального уголка в группе. Наличие музыкальных инструментов, игр и пособий (Прил. № 2 ).
Для нашей практической работы во второй младшей группе мы использовали игры, наполнение фонотеки и музыкальный уголок.
Работой по музыкальному воспитанию детей занимается музыкальный руководитель, воспитатель может оказать помощь по улучшению качества музыкального воспитания.
Мы в свою очередь, на основе имеющейся базы во второй младшей группе, провели экспериментальную работу и вывели уровень музыкальности детей на начальном этапе эксперимента, во время практических занятий в МБДОУ Детский сад № 63 во второй младшей группе.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания,
Занятия проводились в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).
Для диагностики детей младшего дошкольного возраста использовать игры по критериям вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Ладовое чувство | Музыкальнослуховые представления | Чувство ритма |
Внимание | Подпевание знакомой мелодии | Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков |
Просьба повторить. | Соответствие движения характеру музыки. | |
Наличие любимых произведений | Соответствие
движений ритму музыки |
|
Эмоциональные проявления | ||
Узнавание знакомой мелодии. |
1.Ладовое чувство
Детям предлагалось послушать два разных по характеру произведения. Мы наблюдали за реакцией детей на музыкальные произведения:
А. Л. Вивальди. Времена года. Весна (март), П.И. Чайковский «Лебединое озеро».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла – внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. 2 балла – слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции.
1 балл – нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
- Музыкально-слуховое представление.
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
Ребёнку предлагается послушать и подпеть знакомую ему песню «паровозик».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла – пропевание всей фразы или мотива.
2 балла – подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.
1 балл – интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
- Чувство ритма.
1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «ладушки».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла – точное выполнение ритмического рисунка.
2 балла – допускает небольшие неточности.
1 балл – ритмический рисунок не соответствует мелодии
- Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.
Звучат фрагменты из трех произведений.
- М. И. Глинка «Полька»
- П. И. Чайковский «Танец пастухов»
- В. А. Моцарт «турецкий марш»
Ребенку предлагается задание – потанцевать под знакомую ему ранее музыку.
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла – выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
2 балла – есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
1 балл – малая двигательная реакция на музыку.
В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три уровня музыкальности: высокий, средний и ниже среднего.
Высокий (12-10 баллов) – проявляет интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает.
Средний (9-7 баллов) – проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения.
Ниже среднего (6-4 баллов) – интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется.
Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1
Таблица 1
№ п
/п |
Имя, фамилия ребенка | Ладовое чувство | Музыкальнослуховые представления | Чувство ритма | Общий
балл |
|
1 | Александрова | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Женя | ||||||
2 | Борисов Антон | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
3 | Валынина
Катя |
1 | 2 | 1 | 2 | 6 |
4 | Демичев Вова | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
5 | Елисеенко
Маша |
1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
6 | Игреев Саша | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
7 | Никитина
Ксюша |
1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
8 | Теплова Вера | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
9 | Харитонов
Ренат |
2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
10 | Шаповалов
Артем |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию музыкальности.
Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную подгруппу детей на два, по 5 человек в каждой.
Характеризуя музыкальность, надо рассмотреть те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества. Такими способностям являются:
- Способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и
дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);
- Исполнительские способности (чистота певческих интонаций,
согласованность движений при игре на детских инструментах);
- Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.
Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания.
Формируя музыкальность у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.
Нами были подобраны игры по развитию у детей музыкальности
В основном эти игры направлены на слушание музыки во время различных видов деятельности в группе: зарядка, подготовка ко сну, пробуждение, во время занятий, одевания на прогулку и др.
Слушание музыки – важнейшая составляющая музыкальности. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые песни, пьесы для шумового оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания, но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры, которые в будущем помогут ему без скуки и презрения воспринимать прекрасное.
Дети слушали музыку в игровой форме. Участвовал кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание стало более заинтересованным, чем прослушивание без кукольных героев.
Игра, это основная деятельность ребенка дошкольного возраста и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре.
В процессе игры у детей ярко проявлялись индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Постепенно у малышей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения.
Проверка эффективности проделанной работы на контрольном эксперимента должна была состояться в апреле 2020 на преддипломной практике. Но мы уже стали наблюдать изменения в развитии музыкальности у детей с которыми проводили эксперимент на практике в течении года. Мы провели промежуточную не контрольную диагностику в Ноябре. И в ходе диагностики увидели положительные результаты. Результаты которого, можно увидеть в таблице № 2
На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 2
№ п
/п |
Имя, фамилия ребенка | Ладовое чувство | Музыкальнослуховые представления | Чувство ритма | Общий
балл |
|
1 | Александрова
Женя |
2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
2 | Борисов Антон | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 |
3 | Валынина
Катя |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
4 | Демичев Вова | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 |
5 | Елисеенко
Маша |
2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
6 | Игреев Саша | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 |
7 | Никитина | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 |
Ксюша | ||||||
8 | Теплова Вера | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
9 | Харитонов
Ренат |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
10 | Шаповалов
Артем |
3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
В заключении, завершая нашу работу по проблеме организации работы по формированию восприятия музыки как средства музыкальности детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что поставленные задачи были в целом решены.
Изучив педагогическую методическую литературу по проблеме восприятия музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и проведя практическую работу на базе МБДОУ номер 63 города Орла, мы пришли к следующим выводам: после проведения игр на развитие музыкальности дети стали лучше воспринимать музыку, анализировать и узнавать знакомые произведения, реагировать на их звучание.
У детей развилось ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма.
На основе вышесказанного мы разработали рекомендации по улучшению развития музыкальности для воспитателей и родителей.
Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, расширяют их музыкальный опыт.
Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребёнка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, песен, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребёнка к музыке, и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем родственная. Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки. Тогда ребёнок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.