Анализ музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

Автор:

Тохтаулова Диана Ануаровна

Студент Мезенский педагогический колледж. Орел

Маркина Мария Викторовна Преподаватель Мезенский педагогический колледж. Орел

 

Анализ музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

Выполнение практической части работы мы начали с анализа перспективного плана,который составляется музыкальным руководителем в МБДОУ Детский сад №63 города Орла, для второй младшей группы с учётом воспитательных задач. Педагогам разных возрастных групп необходимо знать содержание плана.  

На основе перспективного плана был составлен календарный план.  В этом плане отмечается и учитывается работа в течении дня, определяется тема музыкального занятия, фиксируются игры в утреннее,  дневное,  вечернее время, предусматривается включение музыки песен танцев в различные моменты жизни ребёнка. Календарный план составляется музыкальным руководителем (Приложение № 4). 

В календарном планировании учтены виды построения занятий праздников и т.д. Так например игры и занятия в группе проводятся в различных вариантах: тематических, в свободное время, на музыкальных занятиях, изо деятельности, корригирующей гимнастики. 

 В группе имеется наполнение методической копилки тематических занятий, дидактических музыкальных игр, хороводных игр с пением. В группе также есть фонотека  с различными произведениями для повседневной жизни, игр, праздничных мероприятий, зарядки, занятий изо деятельностью и др.(Прил.№1. № 3 ).  

Также для практической работы был произведён анализ музыкального уголка в группе.  Наличие музыкальных инструментов, игр и пособий (Прил. № 2  ). 

Для нашей практической работы во второй младшей группе мы использовали игры, наполнение  фонотеки и музыкальный уголок. 

Работой по музыкальному воспитанию детей занимается музыкальный руководитель, воспитатель может оказать помощь  по улучшению качества музыкального воспитания.   

Мы в свою  очередь, на основе имеющейся базы во второй младшей группе, провели экспериментальную работу и вывели уровень музыкальности детей на начальном этапе эксперимента, во  время практических занятий в МБДОУ Детский сад № 63  во второй младшей группе. 

Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания,  

Занятия проводились в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека). 

 Для диагностики детей младшего дошкольного возраста использовать игры по критериям вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. 

Ладовое чувство  Музыкальнослуховые представления  Чувство ритма 
Внимание  Подпевание знакомой мелодии  Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков 
Просьба повторить.  Соответствие движения характеру музыки.   
Наличие любимых произведений  Соответствие 

движений ритму 

музыки 

 
Эмоциональные проявления     
Узнавание знакомой мелодии.     

1.Ладовое чувство 

Детям предлагалось послушать два разных по характеру произведения. Мы наблюдали за реакцией детей на музыкальные произведения: 

А. Л. Вивальди. Времена года. Весна (март), П.И. Чайковский «Лебединое озеро». 

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах): 

3 балла – внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. 2 балла – слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. 

1 балл – нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. 

  1. Музыкально-слуховое представление. 

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением. 

 Ребёнку предлагается  послушать и подпеть знакомую ему песню «паровозик». 

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах): 

3 балла – пропевание всей фразы или мотива. 

2 балла – подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука. 

1 балл – интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. 

  1. Чувство ритма. 

1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «ладушки». 

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах): 

3 балла – точное выполнение ритмического рисунка. 

2 балла – допускает небольшие неточности. 

1 балл – ритмический рисунок не соответствует мелодии 

  1. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки. 

Звучат фрагменты из трех произведений. 

  1. М. И. Глинка «Полька» 
  2. П. И. Чайковский «Танец пастухов» 
  3. В. А. Моцарт «турецкий марш»  

Ребенку предлагается задание – потанцевать под знакомую ему ранее музыку. 

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах): 

3 балла – выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. 

2 балла – есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. 

1 балл – малая двигательная реакция на музыку. 

В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три уровня музыкальности: высокий, средний и ниже среднего. 

Высокий (12-10 баллов) – проявляет интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает. 

Средний (9-7 баллов) – проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения. 

Ниже среднего (6-4 баллов) – интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется. 

 

Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1 

                                                                                             Таблица 1 

№ п

/п 

Имя, фамилия ребенка  Ладовое чувство  Музыкальнослуховые представления  Чувство ритма  Общий 

балл 

   
Александрова 
Женя 
Борисов Антон 
Валынина 

Катя 

Демичев Вова 
Елисеенко 

Маша 

Игреев Саша 
Никитина 

Ксюша 

Теплова Вера 
Харитонов 

Ренат 

10  Шаповалов 

Артем 

 

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию музыкальности. 

Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную подгруппу детей на два, по 5 человек в каждой. 

Характеризуя музыкальность, надо рассмотреть те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества. Такими способностям являются: 

  1. Способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и 

дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности); 

  1. Исполнительские способности (чистота певческих интонаций, 

согласованность движений при игре на детских инструментах); 

  1. Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях. 

Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания. 

Формируя музыкальность у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении. 

Нами были подобраны игры по развитию у детей музыкальности 

В основном эти игры направлены на слушание музыки во время различных видов деятельности в группе: зарядка, подготовка ко сну, пробуждение, во время занятий, одевания на прогулку и др. 

Слушание музыки – важнейшая составляющая музыкальности. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые песни, пьесы для шумового оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания, но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры, которые в будущем помогут ему без скуки и презрения воспринимать прекрасное. 

 Дети слушали музыку в игровой форме. Участвовал  кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание стало более заинтересованным, чем прослушивание без кукольных героев.  

Игра, это основная деятельность ребенка дошкольного возраста и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре.   

В процессе игры у детей ярко проявлялись индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. 

Постепенно у малышей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения. 

 Проверка эффективности проделанной работы на контрольном эксперимента должна была состояться в апреле 2020 на преддипломной практике.  Но мы уже стали наблюдать изменения в развитии музыкальности у детей с которыми проводили эксперимент на практике в течении года. Мы провели промежуточную не контрольную диагностику в Ноябре. И в ходе диагностики увидели положительные результаты. Результаты которого, можно увидеть в таблице № 2 

На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента. 

                                                                                      Таблица 2 

№ п

/п 

Имя, фамилия ребенка  Ладовое чувство  Музыкальнослуховые представления  Чувство ритма  Общий 

балл 

   
Александрова 

Женя 

Борисов Антон  10 
Валынина 

Катя 

Демичев Вова  10 
Елисеенко 

Маша 

Игреев Саша  10 
Никитина 
Ксюша 
Теплова Вера  10 
Харитонов 

Ренат 

10  Шаповалов 

Артем 

12 

 

В заключении, завершая нашу работу по проблеме организации работы по формированию восприятия музыки как средства  музыкальности детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что поставленные задачи были в целом решены.  

Изучив педагогическую методическую литературу по проблеме восприятия музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и проведя практическую работу на базе МБДОУ номер 63 города Орла, мы пришли к следующим выводам: после проведения игр на развитие музыкальности дети стали лучше  воспринимать музыку, анализировать и узнавать знакомые произведения, реагировать на их звучание. 

У детей развилось  ладовое чувство,  музыкально-слуховое представление, чувство ритма.  

На основе вышесказанного мы разработали рекомендации по улучшению развития музыкальности для воспитателей и родителей. 

Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, расширяют их музыкальный опыт. 

Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребёнка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, песен, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребёнка к музыке, и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем родственная. Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки. Тогда ребёнок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. 

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.