Творческая мастерская “Маленькие волшебники” ( система работы)

автор: Тимошенко Татьяна Ивановна

Воспитатель МК ДОУ “Детский сад №137” г. Новокузнецка

Творческая мастерская “Маленькие волшебники” ( система работы)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 137»

 

Творческая мастерская

«Маленькие волшебники»

Формирование навыков конструктивного взаимодействия старшего дошкольника в процессе организации совместной продуктивной деятельности

/система работы/

 

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Тимошенко Татьяна Ивановна

 

«Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»             

                                               Л. Н. Толстой

Актуальность

Проблемы социализации человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений, встает особенно остро.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагаются особа ответственность по социально-личностному развитию ребенка. Социальное развитие (социализация)- процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, предметов и природы. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни. Социальное воспитание детей в условиях детского сада рассматривается как специально организованная педагогическая деятельность,  понимается как целенаправленный процесс формирования социально-значимых качеств личности ребенка (доброта, сочувствие, отзывчивость), необходимых ему для успешной жизнедеятельности. В рамках социального воспитания создаются предпосылки для овладения навыками взаимодействия с окружающими, проявляющиеся в виде устойчивых форм социально одобряемого поведения и становления базовых характеристик его личности: самооценки, социально-психологических особенностей в общении с людьми, нравственных ценностей и установок, и возможностей применить это на практике.

Наше учреждение посещают дети с туберкулезной интоксикацией или имеющие контакт с больным туберкулезом. Особенности работы с детским коллективом заключаются в том, что поступление детей происходит в течение всего года и время пребывания их в детском саду кратковременно (6-9 месяцев). Затем дети возвращаются в свой детский сад или уходят  в школу. На начало учебного года детский коллектив представляет собой разрозненную детскую группу, незнакомую с особенностями организации жизнедеятельности в новых условиях. Новая социальная ситуация взаимодействия вызывает в ребенке определенные стрессовые ситуации: ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма. Возникает противоречивая ситуация в том, что условия оздоровительного учреждение призваны повысить защитные силы организма ребенка, но сам процесс адаптации к новому образовательному учреждению ослабляет физическое и психологическое состояние. Поэтому возникла необходимость найти оптимальные формы организации жизнедеятельности ребенка  в период адаптации и его социально-личностном развитии. В ходе проведенного исследования с целью определения особенностей адаптации у детей дошкольного возраста к условиям оздоровительного образовательного учреждения, были выявлены нарушения в протекании адаптации по поведенческим, личностным, социальным критериям. Эти нарушения проявляются в не владении детьми навыками игровой и учебной деятельности, в не умении сосредоточиться на игре, не соответствии уровню познавательного развития возрастной норме, присутствие эмоционального дискомфорта, неадекватная самооценка, не владение навыков общения со сверстниками, не владение правилами поведения на занятиях и в процессе общения.

Как известно, в старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение преодолевать трудности, настойчивость, появляется стремление управлять собой и своими поступками, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, начинает развиваться самосознание. Одним из реальных достижений ребенка старшего дошкольного возраста – возникновение новых форм взаимоотношений с другими детьми. Именно в обществе сверстников дети учатся ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретают практический опыт, оказания действенной помощи другому ребенку, у них закладываются основы сотрудничества, справедливости, социальной активности. В процессе совместной деятельности проявляется собственная инициатива ребенка, участие в поддержке и оценке другой инициативы, участие в коллективной поддержке и оценке другой инициативы, в формировании системы ценностей, общих критериев.

В психолого-педагогической литературе таких педагогов и психологов как Лисина М.И., Выготский Л.С. и других,  мною были отмечены особенности взаимодействия дошкольников друг с другом, возможности и влияния общения в различных видах деятельности на развитие межличностных отношений. Так, Р.С.Буре основное внимание уделяет воспитательной роли коллективной деятельности на занятиях, в частности, вопросам развития нравственно-волевых качеств. В работах Е.Е.Кравцовой рассматривается влияние общения и взаимодействия детей друг с другом на психологическую готовность к обучению в школе. Обнаружилось, что в результате специального педагогического руководства возникает кооперативно-соревновательный вид общения со сверстниками, который способствует повышению уровня подготовленности к школьному обучению, позволяет ребенку адекватно действовать в условиях учебной деятельности.

Учитывая многообразие  видов деятельности по социально-личностному развитию дошкольников, особое внимание я отдаю наиболее привлекательным для детей, а именно продуктивным: конструированию и работе  с природным и бросовым материалом, рисованию, лепке, аппликации.

Цель работы: формирование положительных  навыков взаимодействия детей в процессе совместной продуктивной деятельности, как условия успешной социализации в будущем.

Задачи:

  1. Способствовать созданию условий для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в продуктивных видах деятельности; формированию у старших дошкольников положительного самоощущения: уверенности, самоуважения, признательности окружающими.
  2. Сформировать ценностное отношение к другим  людям в процессе совместной деятельности: умение оказывать помощь друг  другу, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать их с партнёрами по деятельности.
  3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника.
  4. Привлечь родителей к решению проблем связанных с социализацией ребенка в обществе.

Поставленные задачи решаются  на основе следующих принципов:

  • Принцип стартности. Выстраивая работу с детьми, следует  учитывать их стартовые предпочтения, т.е. начинать с того, что  ближе и приятнее;
  • Принцип сотрудничества детей друг с другом и взрослым;
  • Принцип выбора, который предполагает создание педагогически целесообразных условий, в которых ребенок  самостоятельно выбирает цели, содержание, формы и способы реализации своих способностей и потребностей открывать и творить самого себя;
  • Принцип индивидуального подхода, единства требовательности и уважения к личности ребенка, веры в его возможности;

Новизна заключается в разработке взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. Практическая значимость представлена в организации жизнедеятельности старших дошкольников на основе сотрудничества и заключается в следующем:

  1. Определены потенциальные возможности детей 5-7 лет к усвоению способов взаимодействия в совместной деятельности;
  2. Выявлена специфика организации совместных действий старших дошкольников при решении познавательных и творческих задач.
  3. Отобраны методы и приемы организации взаимодействия;
  4. Составлена методика организации совместной деятельности старших дошкольников.

 

Описание  работы

Организация педагогического процесса, направленного на социализацию детей – это очень сложен процесс. В процессе социализации ребенок  познает социальную действительность, учиться владеть навыками индивидуальной и совместной деятельности, формами человеческих отношений. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми – показать им социальный мир “изнутри” и помочь каждому ребенку найти свое место в этом мире, стать её  частью, участником событий, преобразователем. А собственное познание ребенком социальной действительности будет происходить через общение и деятельность, которая ему понятна, доступна и интересна.

Попадая в новую группу, каждый ребенок испытывает трудности в общении с педагогом и со сверстниками. И очень важно в этот момент прийти ребенку на помощь. Помочь ему легко, безболезненно адаптироваться к новым условиям, дать  прочувствовать, что ему здесь рады, что здесь он полноправный участник совместной коллективной жизнедеятельности. Главная роль все же отводится педагогу и от того как я буду вести общение с ребенком зависит его взаимодействие со сверстниками.

Учитывая возрастные особенности детей, я определила тематику и содержание тем для творческой работы. Работа эта ведется в соответствии с перспективными и календарными планами. Модульная модель организации  жизнедеятельности детей позволяет охватить разнообразные образовательные области, а совместная деятельность детей внутри модуля делает процесс познания более увлеченным и продуктивным. Так, в рамках модуля  «Здравствуй, гостья Зима» дети закрепляют знания о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, выявляют особенности природных явлений, готовятся к встрече с дедом Морозом. Овладев техникой вырезания снежинок, ребята  работают над творческим применением своих поделок. Так, например, был создан «Кружевной лес».

Организация совместной деятельности состоит из четырех этапов. На каждом этапе дети учатся взаимодействовать друг с другом, и здесь важно научить их уважительно относится к способностям каждого участника, вызвать чувство ответственности за общее дело. Увлечь ребенка продуктивным творчеством не сложно, но сложно включить его в совместную работу с другими, пока ещё не знакомыми детьми. Очень важно создать эмоциональную обстановку, способствующую раскрытию творческого потенциала, деловому общению. Ребята любят играть в превращения, поэтому часто они становятся дизайнерами, архитекторами, кондитерами, пекарями. Если ребенок не готов вступить в совместное взаимодействие со сверстниками, он просто становится гостем  в мастерской. Попадая в « Арт-студию» он поближе знакомится с процессом создания будущей поделки. В процессе наблюдения со стороны у ребенка появляется интерес и он если не сразу, то в следующий раз принимает участие.

Любая деятельность начинается с проблемы или цели. Дети по своей натуре народ любознательный  и любое предложение принимают с интересом. Поэтому чтобы начать какое-то новое дело необходимо детей заинтересовать. Для старших дошкольников важна мотивация: Для кого делается? Зачем это необходимо сделать?  В рамках реализации проекта «Цветочный город для коротышек» дети знакомятся с профессиями, с архитектурой, рассматривают разнообразие зданий на слайдах, открытках, в журналах, создают эскизы дома своей мечты, а затем по эскизам изготавливают дома из бросового материала. Так, например, озвучив проблему, что маленьким игрушечным жителям нашей группы негде жить, детям предлагалось высказать свои идеи по дальнейшему строительству. Давая возможность каждому выдвигать свои идеи, важно обратить внимание на интересный замысел, удачный подбор материала, при этом направить детей на оценивание своих возможностей: что они умеют делать, а с чем ещё незнакомы. С  помощью метода диалогового обоснования, можно направить детей к принятию наиболее удачного решения проблемы исходя из материалов и возможностей каждого ребенка. В процессе такой деятельности у детей развивается умение выносить свои идеи на совместное обсуждение, сравнивать задуманные объекты с более или менее аналогичным объектом из другой области. Обратившись к методу фокальных объектов, дети могут зарисовать объекты, которые можно расположить в городке. После этого можно переходить ко второму этапу.

Приняв нужное решение,  совместно переходим к планированию процесса: определяется содержания работы и последовательность выполнения каждого этапа, подбор инструментов и материалов. На этом этапе дети разбиваются  на группы по желанию совместно работать, учатся распределять обязанности в зависимости от своих предпочтений и способностей. Реализация модуля «Мир, в котором я живу» предполагает создание атрибутов к игре «Магазин», в группе открывается  «Хлебокомбинат». Работая, дети распределяются на мини-группы: изготовители «опары», «замесители» теста, пекари, подготавливающие продукцию к отправке в печь. Подбираются необходимые каждой мини-группе материалы и инструменты. После этого все приступают к технологическому процессу. В процессе технологического этапа осуществляется пошаговый самоконтроль и коррекция. Дети ещё не могут самостоятельно оценить свою деятельность, но в совместном обсуждении педагог помогает ребенку увидеть недостаток и его исправить. Мини-группы работают последовательно: деятельность следующей группы зависит от выполнения работы предыдущей. Дети  стараются выглядеть в глазах сверстников умелым и ловким, постепенно учатся советом и делом помогать товарищам. Учатся терпеливо выслушивать советы и принимать помощь. Видя результаты своего труда в практической деятельности, у детей формируется бережное отношение к результатам чужого труда.

В конце творческой работы всегда следует рефлексия. Здесь происходит сопоставление конечного результата с задуманной изначально целью, самооценка и взаимооценка. Дети учится рассказывать об этапах своей работы, делают ей анализ и оценку, выслушивать мнение педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои умения. Также детей необходимо обучать к осуществлению коллективной рефлексии, в процессе которой идет совместный анализ по таким вопросам:

  • Как мы планировали нашу деятельность?
  • Получился ли результат таким, каким мы его планировали?
  • Что лучше задуманный или реальный результат?
  • Что получилось?
  • Что не получилось?

Самое главное, необходимо давать оценку совместной деятельности детей и  подводить детей к тому, что итог всей работы зависит от вклада каждого участника проекта.

Организуя продуктивную деятельность детей на основе совместно-индивидуальной модели сотрудничества, совместно-последовательной модели и  совместно-взаимодействующей модели дети учатся сотрудничать. Учатся планировать и выделять этапы, координировать и оценивать как промежуточный результат, так и конечный; принимать общую цель деятельности, действовать параллельно, сохранять необходимый темп и ритм; совместно оценивать результат. Обмениваясь мнениями, высказывая  своё отношение к работе товарища у ребят формируется умение координировать, регулировать совместные действия; повышается понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнера и общим итогом. Очень важно при оценке работы разбирать ход взаимодействия группы и подчеркивать человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Организую коллективную работу по подгруппам детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, никогда не принуждаю. Если кто-то пожелал работать в одиночку, то он праве поступить так, как хочет.

Совместно с педагогом-психологом в процессе наблюдений за детьми в разнообразной  деятельности выявляется общая картина реального общения детей в группе, обнаруживаются микрообъединения; выявляются дети, которые чаще остальных играют в одиночку, изучается положение детей в группе сверстников, исследуется  самооценка ребенка. Такая работа способствует целенаправленному выявлению трудностей у ребенка и коррекции их в дальнейшей работе.

Для поддержания интереса к самостоятельной продуктивной деятельности в группе создан «Уголок Самоделкина», который организован исходя из следующих условий: учета индивидуальных социально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста: интересов, склонностей и потребностей; развития любознательности и творческих способностей; учета полоролевых особенностей ребенка. Здесь  находятся разные виды бумаги, шаблоны, трафареты, картон, пластилин, глина, лоскуты тканей, бросовый материал, оборудование; альбомы с образцами разнообразных творческих поделок; альбомы с образцами разнообразных материалов, которые могут понадобиться для изготовления объекта. Есть место для «Выставки работ».

В результате такой организации жизнедеятельности в группе дети быстрей адаптируются, у них появляется желание идти в детский сад и стрессовые ситуации практически не наблюдаются. Также в процессе совместной деятельности положение неблагополучных детей улучшилось. Изменился психологический климат в группе: дети стали доброжелательны, успешны, более инициативны в других видах деятельности, способны занять себя полезной и интересной деятельностью. Созданные детьми «шедевры» дают возможность проявлять активность, инициативность, формируют способность к целенаправленной деятельности, самоутверждению, волевой регуляции поведения, креативности, образному мышлению. Действия с материалами и инструментами имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие рук ребенка, координацию их движений, глазомер. За счет повышения качества конструктивных умений, у детей повышается и оценочный статус в группе. Целенаправленная деятельность детей в процессе совместных взаимодействия способствует развитию эмоционально-устойчивого, нравственно-воспитанного, социально-адаптированного ребенка. Модель выпускника составляют качества: любознательность, инициативный, чувствующий прекрасное, настойчивый, ориентированный на сотрудничество, сообразительность, толерантность

Л.С. Выготского, там, где субъект чувствует себя источником своего поведения и деятельности, он поступает личностно.