автор: Тазина Мария Юрьевна
педагог-психолог МБДОУ “Детский сад № 141”
“Создание психолого-педагогических условий в группах ДОУ для сохранения психического здоровья воспитанников”
1 слайд | Тема: «Создание психолого-педагогических условий в группах ДОУ для сохранения психического здоровья воспитанников» |
2 слайд | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Важное место занимают психическое здоровье детей, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Данный пункт стандарта не только предъявляет требования к условиям пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции. |
3 слайд | Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.
Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, – признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Именно поэтому рассматривая актуальность данной темы на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения детей, внедрения ФГОС на уровне образовательного учреждения. |
4 слайд | Для решения данной проблемы стал вопрос об организации в группах «центров психологической разгрузки». Поставлена следующая цель и задачи.
Цель: способствовать созданию психолого-педагогических условий в группах ДОУ для сохранения психического здоровья воспитанников. Задачи: • охрана и укрепление психического здоровья воспитанников; • способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; • формировать у детей навыки сотрудничества; • создать условия для уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций; • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
5 слайд | С целью преобразования предметно – развивающей среды, в группах ДОУ организованы центры психологической разгрузки. |
6 слайд | Центр психологической разгрузки организуется для достижения релаксации и отдыха. Он гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для психологического центра подбирается с учётом его основного назначения: (озвучиваю вслух) |
7 слайд | В младших и старших группах организована зона приветствия «Я пришел».
В младшей группе у каждого ребенка есть фото на петельке, приходя в садик, он ее переворачивает и тем самым сообщает о своем приходе. Либо в средней группе ребенок вывешивает свою фотографию. Данный прием позволяет способствовать сплочению детского коллектива, вызвать у детей желание идти в детский сад, помочь запомнить по именам своих сверстников. |
В подготовительной группе приходя в детский сад ребята показывают свое настроение, т.е. эмоциональное состояние. Воспитатель имеет возможность не только определить эмоциональное состояние всех детей группы, но и оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка, если это необходимо. | |
8 слайд | Зона для психологической разгрузки
В младших и старших группах организованы зоны для психологической разгрузки. Например, в средней группе есть палатка и мягкий пуф, который служит для детей уголком уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть и способствует повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей. Такой домик позволяет детям “спрятаться” от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями, побыть в тишине, надев мягкие наушники. |
В младших группах зона психологической разгрузки представлена в виде мягких игровых модулей и мини сухого бассейна. Его наполнитель способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом уникальных сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений. | |
9 слайд | Обучение агрессивных детей способам выражения гнева
Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, в младших группах используется зона воды и песка. В центре макросреды по работе с детьми размещены атрибуты, которые используются в игровой деятельности. В средних и старших группах для выражения гнева используются стаканчики для крика, но также могут быть и “Коврик злости”, «Мишень злости», мягкая подушка,, боксерская груша. |
10 слайд | Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции
В младших и старших группах представлены разнообразные волшебные костюмы которые помогают педагогам вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности. Игры “Мешочки настроений”. |
11 слайд
12 слайд |
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр
Для обучения детей бесконфликтному общению в группах как и младшего так и старшего дошкольного возраста используются такие д/игры как: “Азбука настроений”, “Куб эмоций”, «Зеркало настроений», и др. “Остров примирения”, «Коробочка примирения», «Коврик примирения» способствуют примирению воспитанников друг с другом. Поссорившиеся дети берутся за руки, произнося разные стихи – мирилки. |
13 слайд | Успешность образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от степени слаженности работы педагогов и родителей. В этой связке очень важен обмен информацией, опытом, поиск интересных путей организации работы с детьми, а также осведомлённость о результатах воспитательно-образовательного процесса малышей. Все эти стороны сотрудничества находят своё отражение в информационном уголке для родителей, который имеется в каждой группе. |
14 слайд | Таким образом, в детском саду «Ладушки» осуществляется работа по сохранению и укреплению психологического здоровья своих воспитанников, которая выражается в непрерывности и тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Итогом систематической психолого – педагогической работы является стабильность и благополучие общего эмоционального состояния всех участников воспитательно – образовательного процесса. |