“Создание психолого-педагогических условий в группах ДОУ для сохранения психического здоровья воспитанников”

автор: Тазина Мария Юрьевна

педагог-психолог МБДОУ “Детский сад № 141”

“Создание психолого-педагогических условий в группах ДОУ для сохранения психического здоровья воспитанников”

 

1 слайд Тема: «Создание психолого-педагогических условий в группах ДОУ для сохранения психического здоровья воспитанников»
2 слайд Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Важное место занимают психическое здоровье детей, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.  Данный пункт стандарта не только предъявляет требования к условиям пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции.

3 слайд Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, – признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.

Именно поэтому рассматривая актуальность данной темы на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения детей, внедрения ФГОС на уровне образовательного учреждения.

4 слайд Для решения данной проблемы стал вопрос об организации в группах «центров психологической разгрузки». Поставлена следующая цель и задачи.

Цель:  способствовать созданию психолого-педагогических условий в группах ДОУ для сохранения психического здоровья воспитанников.

Задачи:

• охрана и укрепление психического здоровья воспитанников;

• способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;

• формировать у детей навыки сотрудничества;

создать условия для уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

5 слайд С целью преобразования предметно – развивающей среды, в группах ДОУ организованы центры психологической разгрузки.
6 слайд Центр психологической разгрузки организуется для достижения релаксации и отдыха. Он гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для психологического центра подбирается с учётом его основного назначения: (озвучиваю вслух)

7 слайд В младших и старших группах организована зона приветствия «Я пришел».

В младшей группе у каждого ребенка есть фото на петельке, приходя в садик, он ее переворачивает и тем самым сообщает о своем приходе. Либо в средней группе ребенок вывешивает свою фотографию. Данный прием позволяет способствовать сплочению детского коллектива, вызвать у детей желание идти в детский сад, помочь запомнить по именам своих сверстников.

В подготовительной группе приходя в детский сад ребята показывают свое настроение, т.е. эмоциональное состояние. Воспитатель имеет возможность не только определить эмоциональное состояние всех детей группы, но и оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка, если это необходимо.
8 слайд Зона для психологической разгрузки

В младших и старших группах организованы зоны для психологической разгрузки. Например, в  средней группе есть палатка и мягкий пуф, который служит для детей уголком уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть и способствует повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.  Такой домик позволяет детям “спрятаться” от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями, побыть в тишине, надев мягкие наушники.

В младших группах зона психологической разгрузки представлена в виде мягких игровых модулей и мини сухого бассейна. Его наполнитель способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом уникальных сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений.
9 слайд Обучение агрессивных детей способам выражения гнева

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, в младших группах используется зона воды и песка. В центре макросреды по работе с детьми размещены  атрибуты, которые используются в игровой деятельности.  В средних и старших группах для выражения гнева используются стаканчики для крика, но также могут быть и “Коврик злости”, «Мишень злости», мягкая подушка,, боксерская груша.

10 слайд Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

В младших и старших группах представлены разнообразные волшебные костюмы которые помогают педагогам вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.  Игры “Мешочки настроений”.

11 слайд

12 слайд

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

Для обучения детей бесконфликтному общению в группах как и младшего так и старшего дошкольного возраста используются такие д/игры как: “Азбука настроений”, “Куб эмоций”, «Зеркало настроений», и др.

“Остров примирения”, «Коробочка примирения», «Коврик примирения» способствуют примирению воспитанников друг с другом. Поссорившиеся дети берутся за руки, произнося разные стихи – мирилки.

13 слайд Успешность образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от степени слаженности работы педагогов и родителей. В этой связке очень важен обмен информацией, опытом, поиск интересных путей организации работы с детьми, а также осведомлённость о результатах воспитательно-образовательного процесса малышей. Все эти стороны сотрудничества находят своё отражение в информационном уголке для родителей, который имеется в каждой группе.
14 слайд Таким образом, в детском саду «Ладушки» осуществляется работа по сохранению и укреплению психологического здоровья своих воспитанников, которая выражается в непрерывности и тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Итогом систематической психолого – педагогической работы является стабильность и благополучие общего эмоционального состояния всех участников воспитательно – образовательного процесса.