Рабочая программа по учебному предмету “Речь и альтернативная коммуникация” для обучающихся 3б класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант ФГОС)

автор: Сыргий Ирина Сергеевна

Учитель КОУ “Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Рабочая программа по учебному предмету “Речь и альтернативная коммуникация” для обучающихся 3б класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант ФГОС)

КОУ «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся 3б класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(2 вариант ФГОС)

 

Составила:

Учитель 1 категории

Сыргий Ирина Сергеевна

 

С.п.Солнечный, 2018г

 

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена для  обучающихся 3б класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации программы 2018-2019 год.  Учебная недельная нагрузка – 2 часа.

 

Период обучения Количество часов
1 четверть 18
2 четверть 14
3 четверть 20
4 четверть 16
За год 68

 

1.Планируемые  результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты

Минимальный уровень.

-понимать обращенную речь;

-понимать слова, обозначающие предметы, явления природы;

-соотносить себя со своим изображение на фотографии, отражением в зеркале;

-проговаривание и повторение за учителем слов и словосочетаний.

 

Личностные результаты

1.Развитие навыков коммуникации.

2.Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

  1. Способность ориентироваться в окружающем мире.

 

Базовые учебные действия

1. Готовность к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:

-направленность взгляда (на говорящего, на задание);

– умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

-в течение определённого периода времени.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии:

– сигнализировать учителю о выполнении задания.

 

  1. Содержание учебного предмета

 

№ раздела (темы), подраздела Название и содержание раздела (темы) Кол-во часов Виды и количество практических занятий
Экскурсии
1. Представление о себе «Я». Идентификация себя по фамилии и имени. Идентификация себя по половому признаку.    Работа с фотографией. Игра «Волшебный мяч». Игра «Мальчик или девочка?» 7
2. Школа. Узнавание своего рабочего места в классе. Отработка правильной посадки за партой.  Обводка по контуру. Школьные принадлежности, Игра «Собери портфель». 4
3. Я – человек. Представление о собственном теле. Части тела. Отработка навыка понимания эмоций. Игра «Я смеюсь, радуюсь, плачу».  Игра «Зеркало». 7
Итого за I четверть 18
4. Природа и человек.* Время года: осень. Изменения в неживой природе (звезды, луна). Явления природы (листопад, дождь). Упражнения на развитие коммуникативных навыков. Экскурсия. 6 2
5. Мир вокруг нас.* Фрукты, овощи, игрушки, домашние животные. Развитие навыка согласования слов в предложении. Проговаривание слов и словосочетаний. 8
Итого за II четверть 14 2
6. Мир вокруг нас.* Дикие животные, посуда.  Работа с трафаретами. 5
7. Звуки и буквы.  Артикуляция звуков. Слушание, различение звуков [А], [У], [О], [М], соотнесение звуков с буквой. Письмо печатных буквы А,У,О,М. Лепка, конструирование букв. Проговаривание изученных букв. 12
8. Природа и человек.* Время года: зима. Явления природы: снег. Различение и употребление в речи существительных множественного и единственного числа. Упражнения  на развитие коммуникативных навыков. Экскурсия. 3 2
Итого за III четверть 20 2
9. Мир вокруг нас.*  Одежда, обувь, мебель. Проговаривание слов и словосочетаний.   11
10 Природа и человек.*  Времена года: весна, лето. Различение и употребление в речи существительных множественного и единственного числа. Экскурсия. 5 4
Итого за IV четверть 16 4
Итого за год 68 8

 

Разделы программы I II III IV За год
Количество часов
Представление о себе «Я». 7 7
Школа. 4 4
Я – человек. 7 7
Природа и человек.* 6 3 5 14
Мир вокруг нас.* 8 5 11 24
Звуки и буквы. 12 12
Итого: 18 14 20 16 68

Примечание:* изучение тем по разделам предусмотрено на протяжении всего учебного года.

 


  1. Календарно-тематическое планирование уроков (68 часов за год)

 

№ урока Дата проведения урока Тема урока Кол-во часов Виды учебной деятельности Примечание
год четверть              план факт
I четверть
Представление о себе «Я» (7ч)
1. 1. 03.09.18 Дай мне ответ – да или нет. Установление контакта. 1 Отработка навыка отвечать на вопрос: кивком, жестом, мимикой, словом. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика. Работа в коллективе.
2. 2. 05.09.18 Я. Мое имя. 1 Идентификация себя по имени.  Работа с фотографией. Игра «Узнай себя». Соотнесение себя со своим именем. Проговаривание своего имени. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
3. 3. 10.09.18 Я. Моя фамилия. 1 Идентификация себя по фамилии.  Работа с фотографией. Игра «Волшебный мяч». Соотнесение себя со своей фамилией. Проговаривание своей фамилии. Работа в коллективе. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
4. 4. 12.09.18 Кто я? Мальчик, девочка. 1 Просмотр слайдов. Работа над словами: мальчик, девочка. Идентификация себя как мальчика или девочку. Сравнение мальчика и девочки по внешним признакам (по картинке).

Игра «Мальчик или девочка?». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика. Работа в паре. Раскрашивание. Отработка навыка использовать указательный жест.

5. 5. 17.09.18 Мальчики и девочки. Кто что носит? 1 Просмотр слайдов. Идентификация себя как мальчика или девочку. Сравнение мальчика и девочки по внешним признакам. Дидактическая игра «Кто что носит?». Работа в коллективе. Обводка предмета по контуру, штриховка в заданном направлении. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
6. 6. 19.09.18 Мальчики и девочки. Кто что носит? 1
7. 7. 24.09.18 Просьбы.  Покажи. Положи. 1 Отработка навыка выполнять инструкции педагога; проговаривание совершенного действия «Я положил». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
Школа (4ч)
8. 8. 26.09.18 Мой портфель. 1 Работа над словами по теме «Школьные принадлежности».  Игра «Собери портфель». Отработка навыка собирать портфель.

Закрепление предметного словаря «Покажи (дневник, тетрадь и т.д), «Где (тетрадь)». Классификация предметов по назначению. Отработка навыка понимания слов – действий. Работа в коллективе. Рисование по трафаретам учебных принадлежностей по инструкции учителя. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.

9. 9. 01.10.18 Мой портфель. 1
10. 10. 03.10.18 Мой класс. 1 Рассматривание иллюстраций. Показ объектов по инструкции учителя (доска, парта, стул, шкаф). Соотнесение иллюстрационного материала с реальным объектом. Действия по инструкции (сядь за парту, встань у доски, подойди к шкафу и т.д.) Узнавание расположения своего класса,  рабочего места в классе. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
11. 11. 08.10.18 Моя парта. 1
Я – человек (7ч)
12. 12. 10.10.18 Части тела. Голова. 1 Просмотр слайдов. Работа над словами по теме «Части тела: голова, руки, ноги». Узнавание, показ и называние на себе частей тела. Отработка навыка словообразования (единственное и множественное число существительных).

Игра «Руки – я всё делаю».  Игра «Ноги – я хожу». Работа в коллективе.

Пальчиковая гимнастика.

Ориентировка в собственном теле. Отработка навыка использовать указательный жест.

13. 13. 15.10.18 Части тела. Мои руки. Левая и правая рука. 1
14. 14. 17.10.18 Части тела. Мои ноги. Левая, правая нога. 1
15. 15. 22.10.18 Моё лицо. 1 Работа над словами по теме «Части тела.  Лицо». Игра «Зеркало». Отработка умения узнавать, показывать  и называть части лица. Развитие мимики. Моделирование лица человека. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
16. 16. 24.10.18 Моё лицо. Эмоции. 1 Работа над словами по теме «Части тела.  Лицо». Отработка навыка понимания эмоций.  Работа с сюжетными картинками (описание настроения изображённых детей).  Игра «Я смеюсь, радуюсь, плачу». Работа в коллективе. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.  
17. 17. 29.10.18 Рот. Что умеет язычок. 1 Просмотр слайдов. Работа над словами по теме «Части тела. Рот». Выполнение артикуляционных упражнений. Игра «Что умеет язычок». Работа в паре.  Раскрашивание. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
18. 18. 31.10.18 Глаза и нос. 1 Просмотр слайдов. Работа над словами по теме «Части тела. Глаза и нос». Работа по картинке. Узнавание, показ и называние  частей лица на картинке. Отработка умения узнавать, показывать и называть части лица (глаза, нос). Пальчиковая гимнастика со словесным сопровождением. Раскрашивание. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
II четверть
Природа и человек (6ч)
19. 1. 12.11.18 Осень,  в гости просим! 1 Просмотр слайдов. Участие в беседе. Формирование представлений об осенних признаках (тучи, дождь, листья падают). Работа по картинке. Узнавание и показ на картинках изменений в природе осенью. Проговаривание словосочетаний за учителем: листья желтые, дождь холодный  и т.д. Раскрашивание картинок. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика. Отработка навыка использовать указательный жест.
20. 2. 14.11.18 Деревья и листья осенью. 1 Работа по сюжетным картинкам. Работа над опорными словами (деревья, листья, осень). Отработка навыка образования слов множественного числа.

Выполнение аппликации «Осеннее дерево». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.

21. 3. 19.11.18 Экскурсия.

Явления природы. Листопад.

1 Экскурсия во дворе школы. Наблюдение за явлением  природы: листопад. Отработка навыка словоизменения (множественное число).

Рисование листопада. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.

22. 4. 21.11.18 Явления природы. Дождь.  Экскурсия. 1 Наблюдение за явлением природы: дождь. Узнавание (различение) явлений природы. Упражнение на развитие коммуникативных навыков.
23. 5. 26.11.18 Объекты природы. Звезды. 1 Рассматривание иллюстраций.   Работа над словами по теме «Объекты природы. Звезды». Нахождение и показ знакомых объектов на картинках. Отработка навыка образования слов множественного числа. Выполнение аппликации» Звездное небо». Работа в коллективе. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
24. 6. 28.11.18 Объекты природы. Луна. 1 Рассматривание иллюстраций.   Работа над словами по теме «Объекты природы. Луна». Нахождение и показ луны  на картинках. Проговаривание слов за учителем. Отработка навыка согласования существительного с прилагательными (желтая, круглая).  Раскрашивание. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
Мир вокруг нас (8ч)
25. 7. 03.12.18 Фрукты. Слива. 1 Работа над словами по теме «Фрукты». Работа по картинкам. Нахождение и показ  фруктов на картинках. Проговаривание слов за учителем (слива, банан). Выполнение аппликации «Фрукты». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
26. 8. 05.12.18 Фрукты. Банан. 1
27. 9. 10.12.18 Овощи. Помидор. 1 Работа над словами по теме «Овощи». Работа по картинкам. Нахождение и показ  овощей на картинках. Рисование овощей по трафаретам. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
28. 10. 12.12.18 Овощи. Картофель. 1
29. 11. 17.12.18 Игрушки. Машина. 1 Работа над словами  по теме «Игрушки». Работа по картинкам. Узнавание, показ   игрушек на картинках. Понимание и произношение простых глаголов (катать, собирать, одевать, играть). Дидактическая игра «Четвертый лишний». Работа в паре. Выполнение аппликации «Моя игрушка». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
30. 12. 19.12.18 Игрушки. Кукла. 1
31. 13. 24.12.18 Домашние животные. Свинья. 1 Показ слайдов. Участие в беседе. Работа над словами по теме «Домашние животные». Работа по картинкам. Нахождение и показ домашних животных на картинках.  Упражнение на развитие мыслительной деятельности «Сложи картинку». Штриховка контуров домашних животных в заданном направлении. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
32. 14. 26.12.18 Домашние животные. Коза. 1
III четверть
Мир вокруг нас  (2ч)
33. 1. 14.01.19 Дикие животные. Волк. 1 Работа над словами  по теме «Дикие животные». Работа по картинкам. Узнавание, показ   диких животных на картинках. Отработка навыка согласования существительного с прилагательными (рыжая, серый,  пушистая, злой). Проговаривание слов за педагогом. Дидактическая игра «Определи животного».

Обводка животного по трафарету. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.

34. 2. 16.01.19 Дикие животные.  Лиса. 1
Звуки и буквы (12ч)
35. 3. 21.01.19 Звук  и буква А. 1 Ознакомление с артикуляцией звука А. Слушание, различение звука А  среди других звуков, соотнесение звука с буквой. Работа с азбукой букв. Выделение буквы А среди других букв. Дидактическая игра «Найди букву А». Работа в парах. Письмо печатной буквы А. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
36. 4. 23.01.19 Звук и буква А. 1 Слушание, различение звука А  среди других звуков. Выделение буквы А среди других букв. Конструирование буквы А их полос бумаги. Письмо

печатной буквы А. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.

37. 5. 28.01.19 Звук и буква А. 1 Слушание, различение звука А  среди других звуков. Выделение  буквы А среди других букв. Лепка буквы А из пластилина.  Письмо печатной буквы А. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
38. 6. 30.01.19 Звук  и буква У. 1 Ознакомление с артикуляцией звука У. Слушание, различение звука У  среди других звуков, соотнесение звука с буквой. Работа с азбукой букв. Выделение буквы У среди других букв. Дидактическая игра «Найди букву У». работа в парах. Письмо печатной буквы У Конструирование буквы У из полосок бумаги. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
39. 7. 04.02.19 Звук  и буква У. 1
40. 8. 06.02.19 Звук  и буква У. 1 Слушание, различение звука У  среди других звуков.

Выделение буквы У среди других букв. Письмо печатной буквы У. Лепка буквы У из пластилина. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.

41. 9. 11.02.19 Звук  и буква О. 1 Ознакомление с артикуляцией звука О. Слушание, различение звука О среди других звуков, соотнесение звука с буквой. Узнавание (различение) буквы О среди других букв. Работа с кассой букв. Дидактическая игра «Найди букву О». Работа в парах. Письмо печатной буквы О. Конструирование буквы О из готовых форм.
42. 10. 13.02.19 Звук  и буква О. 1
43. 11. 18.02.19 Звук  и буква О. 1 Отработка навыка правильного произношения звука О.  Выделение буквы О среди других букв. Работа с азбукой букв. Лепка буквы О из пластилина.  Письмо печатной буквы О. Упражнение на развитие коммуникативных навыков.
44. 12. 20.02.19 Звук и буква М. 1 Ознакомление с артикуляцией звука М. Слушание, различение звука М среди других звуков, соотнесение звука с буквой. Работа с кассой букв. Выделение буквы М среди других букв. Дидактическая игра «Найди букву М». Работа в парах. Письмо печатной буквы М. Конструирование буквы М из полосок бумаги. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
45. 13. 25.02.19 Звук и буква М. 1 Слушание, различение звука М среди других звуков. Выделение буквы М среди других букв. Работа с дидактическим материалом «Касса букв». Дидактическая игра «Найди буку М». Работа в парах. Лепка буквы М из пластилина. Письмо печатной буквы М. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
46. 14. 27.02.19 Звук и буква М. 1
Природа и человек (3ч)
47. 15. 04.03.19 В гостях у Зимы. 1 Просмотр слайдов. Участие в беседе. Формирование представлений  о зимних признаках (снег, снежинки, мороз). Работа по картинке. Узнавание и показ на картинках изменений в природе зимой. Проговаривание за учителем словосочетаний : белый снег, холодная погода  и т.д. Дидактическая игра «Лото. Зима». Работа в парах. Выполнение аппликации из готовых форм «Снеговик». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
48. 16. 06.03.19 Явления природы. Снег.

Экскурсия.

1 Наблюдение за явлением природы: снег. Узнавание (различение) явлений природы.  Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Рисование снежинок. Узнавание (различение) явлений природы.
49. 17. 11.03.19 Деревья зимой. Экскурсия. 1 Наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой. Узнавание (различение) деревьев зимой.

Выполнение аппликации «Деревья в снегу».

Мир вокруг нас (3ч)
50. 18. 13.03.19 Посуда. Тарелка. 1 Показ слайдов. Ознакомление, уточнение названий посуды. Работа по картинкам. Узнавание, показ   посуды (тарелка) на картинках. Проговаривание слов за педагогом. Дидактическая игра «Покажи посуду». Работа в паре. Выполнение аппликации «Красивая тарелка». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
51. 19. 18.03.19 Посуда. Чашка. 1 Работа над словами  по теме «Посуда». Работа по картинкам. Узнавание, показ   посуды (чашка) на картинках. Проговаривание слов за учителем.  Дидактическая игра «Исключи лишнее». Работа в коллективе. Выполнение аппликации «Чашка» из готовых форм. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
52 20. 20.03.19 Посуда. Ложка, вилка. 1 Работа по картинкам. Узнавание, показ   посуды (ложка, чашка) на картинках. Проговаривание слов, словосочетаний  за учителем. Дидактическая игра «Разложи посуду». Работа в коллективе. Рисование ложки, вилки по трафаретам. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.
IV четверть
Мир вокруг нас  (9ч)
53. 1. 01.04.19 Одежда. Рубашка. 1 Ознакомление, уточнение названий  одежды. Работа по картинкам. Показ и называние одежды на картине. Различение и употребление в речи существительных множественного и единственного числа.

Дидактическая игра «Исключи лишнее». Работа в паре. Работа с сигнальными карточками.  Выполнение

аппликации «Цветная юбка». Раскрашивание предметных изображений одежды. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест.

54. 2. 03.04.19 Одежда. Юбка. 1
55. 3. 08.04.19 Обувь. Туфли.   1 Ознакомление с видами обуви и их назначением.  Работа над словами по теме «Обувь». Работа по картинкам. Показ и нахождение обуви  на картинках. Проговаривание, слов за учителем. Работа с сигнальными карточками. Раскрашивание предметов обуви. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
56. 4. 10.04.19 Обувь. Тапочки. 1
57. 5. 15.04.19 Одежда для мальчика и девочки. 1 Работа по сюжетным картинкам. Отработка навыка разделение предметов одежды по половым признакам. Проговаривание слов (юбка девочке, брюки мальчику). Осознание своей половой принадлежности. Упражнение, направленное на развитие коммуникативных навыков «Мы дружны».

Выполнение коллажа  «Кто, что носит». Работа в коллективе. Пальчиковая гимнастика.

58. 6. 17.04.19 Мебель. Стул.   1 Ознакомление, уточнение названий мебели. Работа по картинкам. Показ и называние мебели на картине. Различение и употребление в речи существительных множественного и единственного числа.

Раскрашивание предметных изображений мебели. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.

59. 7. 22.04.19 Мебель. Диван. 1
60. 8. 24.04.19 Овощи. Лук. 1 Ознакомление, уточнение названий овощей. Работа по картинкам. Нахождение и показ  овощей на картинках. Дидактическая игра «Покажи овощ…» Работа в паре. Проговаривание  за учителем слов предметов. Раскрашивание овощей по трафаретам. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
61. 9. 29.04.19 Овощи. Свекла. 1
Природа и человек (3ч)
62. 10. 06.05.19 Пришла Весна! Экскурсия. 1 Экскурсия по территории школы. Наблюдения за изменениями в природе весной. Узнавание (различение) деревьев весной. Отработка навыка словоизменения (множественное число). Упражнение на развитие коммуникативных навыков.
63. 11. 13.05.19 Деревья и листья весной. 1
64. 12. 15.05.19 Явления природы. Капель. Экскурсия. 1 Экскурсия по территории школы. Наблюдения за явлением природы: капель. Узнавание (различение) капели.  Проговаривание слов (капает с крыши, побежали ручьи).

Выполнение аппликации «Капель». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.

Мир вокруг нас (2ч)
65. 13. 20.05.19 Комнатные цветы. Фиалка. 1 Работа по картинкам.  Работа над словами по теме «Комнатные цветы». Показ и называние комнатных цветов (фиалка) на картинках. Выполнение аппликации «Фиалка». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Пальчиковая гимнастика.
66. 14. 22.05.19 Уход за комнатными цветами. 1 Отработка навыка ухода за комнатными цветами. Выполнение последовательности и проговаривание слов при уходе за комнатными цветами. Работа в коллективе. Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Делаем все дружно».
Природа и человек (2ч)
67. 15. 27.05.19 Экскурсия. Скоро лето! 1 Экскурсия по территории школы. Наблюдения за изменениями в природе летом. Узнавание (различение) деревьев и листьев летом. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Раскрашивание картинок.
68. 16. 29.05.19 Деревья и листья летом. Экскурсия. 1