Нетрадиционные формы организации обучения детей дошкольного возраста

автор: Сухова Ирина Викторовна

воспитатель МБДОУ № 48

Нетрадиционные формы организации обучения детей дошкольного возраста

Нетрадиционные формы организации обучения детей дошкольного возраста. 

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Идеи обучения детей дошкольного возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как науки. Вопросы дошкольной дидактики находили свое отражение в педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля и других зарубежных ученых. В русской педагогике проблема обучения детей получила свое развитие в трудах В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Е.В. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой и других исследователей. Обучение дошкольников рассматривалось как процесс, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые считали, что главное – научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное обоснование и глубокую экспериментальную разработку в исследованиях А.П. Усовой в 50-х годах 20 века [7, с 34]. Коллектив ученых под руководством А.П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как о единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователями были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, методы обучения. 

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, а основной формой организации обучения детей дошкольного возраста является занятие. 

Все мы знаем, что ведущим видом  деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает мир, усваивает новое. Только в руках опытного, знающего и любящего детей воспитателя, игра становится инструментом, с помощью которого можно дать ребенку знания, сформировать те качества, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, отношения с окружающими его людьми.

В настоящее время стало актуально проводить занятия в нетрадиционной форме. Нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются от традиционных по организации деятельности детей, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог – ребенок. Цель этих занятий предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей образовательной деятельности. Нетрадиционные занятия – это всегда праздники, когда участвуют все воспитанники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Главное, чтобы дети были увлечены, чтобы их интерес повышался, и результативность всего образовательного процесса. 

Чаще всего такие занятия проводятся в системе дошкольного образования, так как специфика дошкольного образования – это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.

Специфика и возможности социально-педагогической деятельности позволяют объединять в сотворчестве детей- одарённых, имеющих физические недостатки и т.д. Это обстоятельство уже само по себе предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дошкольного образования детей.  Детям предлагаются широкие возможности для того, чтобы занять свой досуг.

В последнее десятилетие начали получать широкое применение занятия проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Обо всех формах и типах нестандартных занятий можно говорить много.

Нетрадиционные занятия могут быть самыми разнообразными.

Виды нетрадиционных занятий:

Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.

Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.

Формы проведения учебных занятий в ДОУ подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы ДОУ, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы: Для дошкольного возраста: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия-игры, занятия-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

При проведении открытых занятий нетрадиционная форма является всегда выигрышным вариантом, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке, но и в проведении самих занятий через различные формы коллективной и групповой работы. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы воспитанников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно нестандартные занятия необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничная образовательная деятельность. Поэтому использовать такие занятия в своей практике следует всем педагогам.

Литература

  1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.-Ростов н/Д: Учитель,2007.-288 с.
  2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник /Н.В. Бордовская. – СПб., 2011. – 304 с.
  3. Варламова, Г.Г. Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов. Урок – лабиринт. /Г.Г. Варламова. //Нач. шк. – 2011. – № 10. – с. 10-14.
  4. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) /Авт. – сост. С.В. Савинова.- Волгоград: Учитель, 2003. – 85 с.