Автор: Стяжкина Наталия Юрьевна
воспитатель МКДОУ д/с “Березка” д. Рябиновщина Нолинского района Кировской области
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера как средство для развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера как средство для развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в младшем дошкольном возрасте.
В ФОП дошкольного образования в области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет основными задачами являются :
– совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы; – формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;
Решение данных задач осуществляется в рамках сенсорного развития. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее..
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие. составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Основное содержание сенсорного воспитания – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах. Восприятие ребёнка раннего возраста носит предметный характер, то есть ознакомление с признаками объекта происходит при выполнении действий с предметами.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с “живого созерцания”, с ощущения, т.е. отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств, и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка
В ходе наблюдения за детьми группы выяснилось, что дети плохо ориентируются в таких понятиях как : цвет, величина , форма. Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства для сенсорного развития детей раннего возраста. Значительное место в сенсорном развитии детей раннего возраста занимают дидактические игры. Взяв за основу мнение великих педагогов, и изучив литературу пришла к выводу, что помочь в решении проблемы может современная технология .При подборе дидактического материала обратила внимание на блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они ориентированы на усвоение знаний и формирование умений в ходе интересных игровых действий.
Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Исходя, из обозначенной проблемы мной была определена цель – создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования универсальной игровой технологии – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера
Для реализации поставленной цели определила задачи:
1.Изучить теоретический и практический материал о современных дидактических средствах – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера
- Апробировать технологию работы с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми раннего возраста
3.Вовлечь родителей в процесс сенсорного развития детей раннего возраста
Свою работу я начала с обогащения предметно – развивающей среды- дополнила сенсорный уголок , разместив в нем наборы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, картотеку дидактических игр , альбомы по работе с данными пособиями. Был разработан перспективный план использования дидактических игр и конспекты игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Старалась большое количество дидактических игр планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально -дифференцированный подход.
Блоки Дьенеша специально созданы для малышей и привлекают своей красочностью. Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), которые отличаются цветом, размером, толщиной. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: с детьми младшего дошкольного возраста используются блоки разные по форме и по цвету, цвету и размеру и т.д. (12 штук).В игровой форме малыши учатся находить нужные фигуры, сравнивать их, цветовая гамма помогает изучать цвета. С логическими блоками можно выполнять различные действия: выкладывать менять местами, прятать, искать. Это современное дидактическое пособие, которое можно использовать как в совместной деятельности, так и в самостоятельной.
Работу с блоками Дьенеша проводила поэтапно:
1 этап «Знакомство»
Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, на первом этапе можно дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, без поручений со стороны воспитателя.
2 этап «Обследование»
На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети могут подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например: красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д.
3 этап «Игровой»
Когда знакомство и обследование произошло, предлагается детям одна из игр. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д.
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами.
Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?» Например, перед детьми находятся блоки только круглой формы, но разного размера, цвета. Вопрос: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечают: «Это круг, и это круг, и это круг».
- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?»
- «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».
- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечают : «Этот маленький, а этот большой».
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат.
Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например – синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например – синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2-х фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер)
В этом возрасте для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, как «Такой же», «Не такой»
Можно использовать серию игр с игрушками
- «Игры с обручем»
В красный обруч положите фигуры красного цвета
В синий – синего цвета
А желтый – желтого цвета
- «Дорожки у домика»
Ребята, посмотрите какой красивый домик. А кто в нем живет? (собачка). Посмотрите, к домику ведут разные дорожки (красная, синяя, желтая) Давайте станем волшебниками и украсим дорожки (украшают в соответствии с цветом дорожки)
3.«Гости» К нам пришли в гости белочка, зайка, ежик. Давайте угостим их вкусным печеньем. Белочка любит квадратное печенье, зайка любит треугольное печенье, а ежик – круглое печенье.
Знакомлю детей с символами свойств.
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Для игр использую готовые альбомы : «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2». Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Таким образом, в процессе разнообразных действий с блоками у детей раннего возраста развивается цветовосприятие, формируются представления о сенсорных эталонах, происходит знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером. Так же дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах сначала одно свойство (форму, цвет, размер, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств, а затем по двум (форма и цвет; форма и размер).
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Палочки использую с детьми 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Сначала познакомила детей с набором палочек, рассмотрели из чего он состоит. Предлагаю выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки.
Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по величине – использую игры : «Длинные и короткие», «Какая палочка длиннее?»;
Для обучения группировать, соотносить предметы по цвету: «Найди свой цвет», «Найди такую же»;
Для закрепления качеств предметов (величина, форма, цвет) : «Собери пирамидку», «Построй башенку», «Заборчик » также используем игры с предметами.
Благодаря таким развивающим играм знакомлю детей с разнообразием цветов, с понятиями «один и «много», высокий«, «низкий», «длинный- короткий», «больше- меньше»
Для самостоятельной деятельности использую готовые альбомы «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком»
Дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» активизирует умственную деятельность детей, вносит разнообразие в игровую деятельность, дети могут его использовать и в самостоятельной деятельности
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это технологии , которые не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая новые интересные задания.
Работу по сенсорному развитию дошкольников с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера провожу во взаимодействии с родителями. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:
- анкетирование и тестирование родителей;
- групповые и индивидуальные консультации «Блоки Дьенеша, как с ними играть»
- семинар – практикум «Давайте вместе поиграем
- методические рекомендации и буклеты для родителей;
Предоставляю родителям теоретический и практический материал , стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении.
Проанализировав результаты работы по данной теме, можно сделать вывод, что опыт работы в данном направлении эффективен.
Дети показали значительные успехи в сенсорном развитии:
− выделяют цвет, форму, величину,
− группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
– выделяют признаки предмета, сравнивают их;
-проявляют активность в процессе обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины.
Таким образом, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это уникальное средстводля развития сенсорного развития у детей раннего возраста.
В дальнейшем планирую продолжать использовать это универсальное пособие в работе с детьми своей группы,учитывая их особенности – абстрактность, универсальность и высокую эффективность.