автор: Стефанова Яна Юрьевна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №28 с. Ивановка
“Дорожите счастьем, дорожите…”
Конспект занятия внеурочной деятельности «Искусство слова»
«Дорожите счастьем, дорожите!»
Цель занятия: формировать у обучающихся представление о счастье, о жизненных ценностях и приоритетах человека.
Задачи:
- обучающие: формировать умение анализировать, сопоставлять, формулировать и отстаивать свою точку зрения; помочь понять, что нужно для счастья, научиться чувствовать себя счастливым и нести счастье другим людям, близким и незнакомым; на материале пословиц, стихов, высказываний известных людей доказать справедливость суждений обучающихся;
- развивающие: способствовать развитию навыков внимательного, вдумчивого, выразительного чтения, бережного отношения к художественному слову;
- воспитательные: обогатить внутренний мир обучающихся; способствовать воспитанию нравственных качеств, умению видеть, слышать, понимать прекрасное, ценить жизнь; развивать, совершенствовать коммуникативные навыки (сотрудничество, сотворчество, толерантность, умение организовать работу в группе).
ПознавательныеУУД: познакомить с определением слова «счастье», находить ответы на вопросы, развивать умение наблюдать, делать выводы.
Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель занятия с помощью учителя, высказывать свое предположение, строить речевое высказывание, организовывать рабочее место, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
КоммуникативныеУУД: развивать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное), умение выражать свои мысли точно и полно, высказывать свое мнение, слышать и понимать других; приходить к общему мнению путем обсуждения проблемы и собственных рассуждений.
Личностные УУД: проявлять доброжелательность, толерантность; понимать чувства других людей; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Ожидаемый результат: обучающиеся должны уметь ответить на вопросы: «Что нужно для счастья каждому человеку? Как научиться быть счастливым?»; понять, что счастье — в самом человеке, в его отношению к миру, к жизни, к людям.
Методы: проблемно-эвристическая беседа, поисковый метод, коллективное творчество, самостоятельная работа, работа в группах, ролевая игра.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения урока: педагогическая мастерская.
Подходы: личностно ориентированный, деятельностный, целостный (комплексный).
Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, магнитная доска, текст стихотворения И. А. Бунина «О счастье мы всегда лишь вспоминаем», текст стихотворения Э. А. Асадова «Дорожите счастьем, дорожите!», рисунки, карточки с солнышками, листки с пословицами, листки с высказываниями известных писателей, поэтов, мыслителей, ТСО.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
– С добрым утром, начат день, первым делом гоним лень, на занятии не зевать, а работать и писать! Сначала поприветствуем гостей. (о карточках)
Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем занятие.
ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слово учителя
— «Я жду тебя, Счастье! Я жду во сне, когда ночь тихонько опускается на землю. Я жду тебя, когда вступает в права новый день! Я ищу тебя! Ищу повсюду, даже там, где, казалось бы, бессмысленно искать. Я надеюсь на тебя, Счастье! Когда всё потеряно, когда ничего не вернуть, я надеюсь, что не забыта тобою»,— эти слова написала молодая поэтесса Татьяна Снежина.
Итак, вы уже, наверное, поняли, о чём пойдёт речь на нашем занятии: о том, что мы понимаем под словом счастье, о том, как великие люди (поэты, писатели, художники слова), создавая свои произведения, говорили о нём. Важна ли эта тема для вас? Почему? Надеюсь, наше занятие поможет вам осознать, счастливы ли вы.
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ
- Фронтальный опрос (индивидуальная работа)
– Счастье можно изображать по-разному. Я представила его в виде солнышка (рисунок на доске). Входя в класс, вы выбрали листочки с солнышком-счастьем и объединились по цвету рисунка в группы. На лучах солнышка напишите эпитеты, которые можно употребить со словом счастье.
(Ученики читают и аргументируют свои записи: яркое, неожиданное, большое, долгожданное, волшебное, мимолётное, запоздалое, заплутавшее, беглое, загадочное, зыбкое, непостоянное, нежданное, слепое, тайное, беспричинное, будничное, земное, неповторимое, тихое, шальное, детское, семейное, собственное, человеческое, чужое.)
— Хорошо! А иногда счастье называют хрупким. Что это значит? Вот поэтому тему нашего занятия я обозначила словами Эдуарда Аркадьевича Асадова: «Дорожите счастьем, дорожите!».
- Ролевая игра (в группах)
На листках-лучах вы, обсудив это в своей группе, напишете, что, по-вашему, человеку нужно для счастья. Затем каждая группа готовит защиту своих мнений, объясняет выбор, аргументирует, приводит примеры. При этом 1-й ученик — докладчик, 2-й — содокладчик, 3-й будет играть роль мудреца — то есть подтверждать идеи группы пословицами, поговорками, которые представлены у вас на столах, 4-й — творческий человек, художник слова, подтверждает выбор группы строками из стихотворений, высказываниями известных людей.
- Создание и защита коллективной работы
Докладчик и содокладчик начинают защиту своего мнения, называя составляющие счастья, написанные на лучах солнца. (Надписи у групп могут повторяться.) «Мудрецы» дополняют, «творцы» приводят примеры. В результате получается солнце, на лучах которого написано то, что, по мнению ребят, важно и нужно для счастья: природа, жизнь, семья, близкие, любовь, добрые дела, здоровье, любимая профессия, дружба, дом, родина и пр.)
- Проблемно-эвристическая беседа
Итак, что же такое счастье?
1) Счастье — это жизнь
На войне, да и в мирное время нас просто могло бы не быть: родители не встретились бы, не по- любили бы друг друга…
2) Счастье — это семья, это когда близкие рядом
Вспомним сказку «Общее счастье», которую мы с вами изучали ранее. О чём она?
3) Счастье — это родной дом, малая и большая родина
Однажды моим попутчиком был человек, которого грудным ребёнком 60 лет назад родители увезли в Сибирь. И вот спустя столько времени этот человек ехал в маленькую деревушку, где уже нет его дома, его родственников, где его никто не помнит и не знает. Только затем, чтоб пару часов постоять на земле, давшей ему жизнь, принявшей его в этот мир, и уехать обратно, в далёкую Сибирь,— счаст- ливым.
Вспомним строки Е. А. Евтушенко:
Дай Бог, чтобы твоя страна Тебя не пнула сапожищем…
Сегодня я хочу познакомить вас с текстом песни «Дом». Дом — это место, куда человек тянется сердцем, независимо от того, сколько лет прошло. Это место, где вас поймут, простят, где вас любят и ждут. Давайте вместе споём эту песню!
(Звучит песня «Дом» под аккомпанемент гитары или в аудиозаписи, автор муз. и слов М. Галь- перин.)
4) Счастье — делать добрые дела
Я как-то говорила вам: «Делая добро другим, мы делаем его самим себе».
Прочитаем притчу З. Поляковой «Осколки доброты». (Тексты лежат на партах. Обучающиеся выразительно читают текст сказки вслух.)
Семья проводила выходной на пляже. Дети купались в море, строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка и складывая в сумку какие-то предметы.
Родители, подозвав детей, велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась семье, но никто не отвечал на её приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Какие проблемы поднимает автор этой маленькой мудрой сказки? (Проблему смысла жизни, отношений между людьми, человеческой неблагодарности)
5) Счастье — это здоровье
Человек часто не ценит и не понимает этого. Но каждый раз, когда мы смотри программы о том, как люди с ограниченными возможностями в инвалидных колясках поднимаются на Эльбрус, как слепые, не видя нот, создают оркестр, как без рук или без ног участвуют в соревнованиях по плаванию, мы восхищаемся ими и понимаем, как незначительны наши проблемы. Да, эти люди не здоровы, но они тоже хотят быть счастливыми, стараются восполнить свои недостатки чем-то другим, интересным и полезным
6) Счастье — в приобщении к миру прекрасного, в единении с природой
Закройте глаза. Дадим им отдохнуть. Погрузимся в мир музыки. Дадим работу воображению. А потом расскажете, что вы представили. (Звучит запись звуков природы.)
Весной шли навстречу друг другу два человека. Услышав над собой в небе крики лебедей, они замерли, глядя на пролетающую стаю. Один с восторгом воскликнул: «Красота-то какая!» Другой сказал: «Сколько мяса-то летит».
Кто из них в жизни более счастлив? Почему?
Я бы хотела, чтоб каждый из вас научился удивляться и радоваться окружающему миру. Нужно лишь захотеть понять его тайны. Правда: чтобы понять это чудо, нужно, по словам А. де Сент-Экзюпери, иметь зоркое сердце.
- Ассоциации (работа в группах)
Сейчас я раздам каждой группе по 2 рисунка с солнышками. Соотнесите их с темой урока. Какие ассоциации у вас возникли? (Бледно- жёлтое солнце; оранжевое яркое солнце; оранжевое солнце и светлое облачко, чуть затеняющее его; оранжевое солнце, почти полностью закрытое тёмной тучей.)
А между тем это портреты. Охарактеризуйте человека, изображённого на каждом портрете. Какой из них, на ваш взгляд, является портретом счастливого человека? Что значит счастливый человек? (Он светится, глаза горят, с ним хорошо, он делает добро другим…)
- Проблемно-эвристическая беседа (в группах)
Можем ли мы сделать счастливее тех, кто рядом? Сформулируйте и запишите на листах 2–3 правила счастья, чтоб всем в классе жилось радостно. Ответы оформите на доске «Правила счастья в школе». (Учитель записывает на доске название «Правила счастья в школе», а ученики прикрепляют листики под названием.
Ориентировочные ответы
При встрече улыбаться и говорить друг другу хорошие слова, помогать, стараться понимать друг друга, не врать, не обижать, быть добрее…
- Анализ стихотворения И. А. Бунина
«О счастье мы всегда лишь вспоминаем»
Текст стихотворения — на партах
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка.
И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет. Небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне
Какое это стихотворение? (Стихотворение-раздумье, стихотворение-размышление)
Какие картины можно представить, слушая или читая его?
Каким настроением оно проникнуто? Какова главная мысль стихотворения?
Прочитайте выражение (на доске). Как вы его понимаете?
Счастье — это свойство характера. Одни всё время ждут, другие — ищут, а третьи — повсюду находят.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
V. РЕФЛЕКСИЯ
На обратной стороне листочка с солнышком написаны фразы, которые нужно продолжить.
«На уроке мне было…»
«Труднее всего было…»
«Я с удовольствием…»
«Мне понравилось, что всё…»
«Особенно запомнился момент, когда…»
«Я понял, что…»
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
- Просмотр мультипликационного фильма «Притча о счастье»
Предлагаю вам обратиться ещё к одной притче о счастье. После просмотра я бы хотела, чтоб вы ответили, о чём эта притча, кто же самый счастливый в ней?
- Заключительное слово учителя
Закончить наше с вами занятие я бы хотела небольшим лирическим отступлением.
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз… Разве будет это тыщу раз!
Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!
Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте –
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнуть, – не найти!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!
— Спасибо за работу на уроке, за интересные мысли, умение высказывать и отстаивать собственное мнение! Пусть ощущение счастья никогда вас не покидает. Умейте удивляться и радоваться миру, друг другу, цените жизнь, берегите близких. Будьте счастливы!
Пословицы и поговорки
В родной семье и каша гуще
Где семья дружна, не страшна беда.
Доброе дело без награды не остаётся.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины – соловей без песни.
Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
За морем теплее, а у нас светлее
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Здоровому все здорово
Где любовь да совет, там и горя нет.
Деньги – дело нажитое, о них нечего тужить, а любовь – дело другое: ею нужно дорожить
Родина – всем матерям мать
Жизнь дороже всех сокровищ.
Живет, как гармонь играет.
Здоровье дороже денег.
Не красна жизнь днями, а красна боевыми делами.
Поживешь подольше — узнаешь побольше.
Жизнь дана на добрые дела
С любовью везде простор, со злом везде теснота.
Добра желаешь, добро и делай!
Стихи и высказывания поэтов и писателей
- Сергей Александрович Есенин
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая! Дайте родину мою!»
- Сергей Александрович Есенин
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
- Игорь Северянин
Много видел я стран и не хуже её. Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить? С нею сердце моё…
И она для меня несравнима.
- Ольга Александровна Фокина
Только тот, кто счастлив дома, Знает счастье на земле.
- Владимир Семёнович Высоцкий
…Если не любил, значит, и не жил, и не дышал.
- Фёдор Михайлович Достоевский
Человеку для счастья нужен целый мир.
- Татьяна Минина
Делайте людям добро. Не для того, чтоб вернулось. Делайте просто его, Чтобы душа улыбнулась!
- Дени Дедро
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье большему количеству людей.
- Илья Резник
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
- Михаил Яснов
Спасибо!
Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят
А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
«Спасибо!» ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой.
- Сергей Михалков « Тридцать шесть и пять!»
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
- Анатолий Гришин
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
- Валентин Берестов
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
И. А. Бунин «О счастье мы всегда лишь вспоминаем»
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду.
Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка.
И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет. Небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне