Организация образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет «Волшебная соль.»

автор: Стафинова Елена Владимировна

Воспитатель МБДОУ детский сад “Колокольчик”

Организация образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет «Волшебная соль.»

Организация образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет «Волшебная соль.»

Цель: Систематизирование представлений детей о соли и её свойствах.

Задачи:

  1. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
  2. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
  3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
  4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Материал и оборудование: ноутбук с слайдами картинок, три вода соли, блюдце с кусочками льда, соль; халаты, шапочки на каждого ребенка; для опытов стаканчики с солью, тарелочки, увеличительные стекла, пипетки, схемы, мешочки, ложки, гуашь то же для каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель:

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.

У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, когда я утром пришла в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с письмом. Она наверно адресована вам. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

Хозяйка Медной горы («владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства»)

Отдельно — я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей) .

-А что же это такое в посылке? (достаю из посылки три вида соли) Это морская соль, которую используют как косметическое средство. Это соль каменная или поваренная, которую мы употребляем в пищу. А это техническая соль, которую используют в борьбе с обледенением.

Воспитатель: Ребята, кто знает, откуда берется соль(ответы детей).Дети проходят к ноутбуку

Соль добывается разными способами, посмотрите на картинку (показываю слайд). Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.

Воспитатель: Соль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же как и в крови, слезах содержится сольСоль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго. Вы видели, как мама солит? Много соли она добавляет?

Соль просто необходима для жизни человека ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю картинку).

А когда у вас болит горло?

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

Воспитатель: Обычная соль есть у каждого дома, а морская у кого ни будь есть? Что вы с ней делаете? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посыпим их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Выводсвойство соли растворять. И поэтому в городах пешеходные дорожки посыпают солью и лед растапливается.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: при работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я нашу группу превратила в лабараторию.Отправляемся.

 (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории

Наденьте халаты, шапочки. Перед вами стаканчик с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Дети: Соленая.

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?

ДетиСоль сыплется, значит, она сыпучая.

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли(соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)

Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).

Воспитатель: На что похожа соль(похожа на зернышки и кристаллики). Молодцы! А теперь оставьте на столе все аккуратно.

Физминутка

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Давайте вернемся в нашу лабораторию, и вспомним как мы выращивали соляные кристаллы. Рассказы детей.

А теперь перейдем с вами к проведению следующего опыта.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется(ответы детей).

Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась).

Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.

*Возьмите пипетку и капните воду на соль. Что произошло? (соль впитала воду)

А как вы думаете, почему соль, не растворилась от воды, а впитала ее (соли много, а воды мало), а теперь добавьте ложку соли в воду и перемешайте.

Воспитатель: Куда же делась соль?

Дети: Она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что пресная вода при низкой температуре замерзает, а как вы думаете, соленая вода замерзает? (ответы детей). Ребята для вас приготовила схемы, которые вы возьмете домой и вместе с родителями проведете дома опыт, и наследующий день вы нам расскажите, замерзает или не замерзает соленая вода. Ребята наша работа в лаборатории подошла к концу.

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок, который мы отправим хозяйке Медной горы. А подарок мы будем делать с помощью соли.

Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, мешочек, ложка, гуашь, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем стаканчик с солью и высыпаем в мешочек, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в мешочек, затем завязываем мешочек, и все это начинаем мять в руках, пока соль не окраситсяСоль окрасилась, открываем мешочек, высыпаем соль на тарелочку. Даем высохнуть. Ребята, а на следующем занятии мы с вами сделаем поделку из цветной соли, для хозяйки Медной горы.

Воспитатель: Ребята мы с вами проводили  опыты с солью и многое узнали о ней. Что вы можете рассказать про соль. Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах)добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски. Вот такая волшебница соль.