Кодирование как изменение формы представления информации

автор:

Соснина Инна Александровна

учитель информатики МБОУ СОШ №44, г. Полысаево МБОУ ” Основная общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова”, г. Ленинск-Кузнецкий

Суздалева Светлана Дмитриевна

учитель информатики МБОУ СОШ №44, г. Полысаево МБОУ ” Основная общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова”, г. Ленинск-Кузнецкий

Кодирование как изменение формы представления информации

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока информатики в 5 классе

«Кодирование как изменение формы представления информации»

Цель урока: расширение представления учащихся о процессе кодирования и декодирования информации; знакомство с преобразованием информации по заданным правилам.

Задачи:

  1. научить изменять форму представления информации, сохраняя содержание;
  2. показать роль кодирования информации в окружающем мире;
  3. развивать логическое мышление, навыки исследовательской и творческой деятельности учащихся;
  4. развивать коммуникативные способности учащихся.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет Информатика Класс 5
Тема урока Кодирование как изменение формы представления информации
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
представление о кодировании как изменении формы представления информации;

преобразование информации по заданным правилам.

умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи понимание роли информационных процессов в современном мире, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; интерес к изучению информатики
Решаемые учебные проблемы 1) закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания;

2) расширение представления учащихся о круге задач, связанных с изменением формы представления информации.

Основные понятия, изучаемые на уроке информация; обработка информации; код; кодирование; декодирование.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска; ПК учащихся.
Аппаратное и программное

обеспечение

Персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Microsoft Office PowerPoint 2010.

Образовательные ресурсы Презентация «Кодирование информации»

Презентация «Обработка информации. Кодирование и декодирование информации»


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Содержание этапа урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Понимать и приводить примеры многообразия форм представления информации. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Ребята, на последних уроках мы рассматривали различные формы представления информации и работали с ними. Скажите, как вы понимаете:

  1. Что такое обработка информации?
  2. Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.

Давайте вспомним, с какими формами представления информации мы работали: слайды 1-2 презентации «Обработка информации. Кодирование и декодирование информации»

Разобрав эти примеры, мы приходим к выводу, что важным видом обработки информации является изменение формы ее представления.

Когда мы изменяем форму представления информации чем мы занимаемся?

Правильно,  ее кодированием.

Итак, теперь мы можем сформулировать тему нашего урока «Кодирование как форма изменения информации» (слайд 3 презентации).

Ребята, как вы думаете, чему сегодня на уроке мы будем учиться?

(ответы учеников)

Итак, цель нашего урока – расширение представления о процессе кодирования и декодирования информации. Кроме того, будем учиться преобразованию информации по заданным правилам.

Длительность этапа 7 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Просмотр и обсуждение презентации.
Методы обучения Словесный метод (беседа), наглядный метод (работа с презентацией), частично-поисковый метод.
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Презентация «Обработка информации. Кодирование и декодирование информации», 1-3 слайды
Формы организации деятельности учащихся Фронтальная работа
Функции/роль учителя на данном этапе Учитель-координатор
Основные виды деятельности учителя Учитель выясняет какие формы представления информации знакомы обучающимся, для чего информация представляется в различных формах
УУД Поиск и выявление необходимой информации;

целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.


ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Содержание этапа урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Формировать представление о коде, разнообразии кодов, способах кодирования информации. Учить кодировать и декодировать информацию. Учитель приводит примеры кодированной информации – жесты регулировщика, сигналы светофора, передача сигналов юнгой на корабле, дорожные знаки и т. д.

Ребята, кто может дать определение понятия «код»?

(ответы обучающихся)

Итак, код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью определенного кода.

(слайд 4)

Одна и та же информация может быть представлена различными способами, в зависимости от целей ее кодирования (слайд 5).

Кодов придумано много, вот некоторые из них (слайд 6).

Процесс, обратный кодированию, называется декодированием информации (слайд 7).

Попробуем воспользоваться некоторыми известными способами кодирования и декодирования для решения задач. (Презентация «Кодирование информации», игра «Колесо фортуны»).

Изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.

Длительность этапа 13 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Просмотр и обсуждение презентации, объяснение учителем решения задач по заданному алгоритму.
Методы обучения Наглядный метод обучения: демонстрация презентации, словесный метод: объяснение.
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Презентация «Обработка информации. Кодирование и декодирование информации», 4-7 слайды.

Презентация «Кодирование информации» (игра «Колесо фортуны»), интерактивная доска.

Формы организации деятельности учащихся Фронтальная.

Работа у доски.

Функции/роль учителя на данном этапе Учитель-тьютор, учитель-консультант.
Основные виды деятельности учителя Учитель консультирует учащихся в процессе решения задач.
УУД Структурирование знаний;

выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.


ЭТАП 3. Практикум

Содержание этапа урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Решение задачи №160

(Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика:  рабочая тетрадь для 5 класса, БИНОМ, 2015).

Практическая работа на ПК.

Ребята, попробуйте самостоятельно выполнить задание №160 в вашей рабочей тетради.

Проверим ваше решение?

Задача для самостоятельной работы (слайды 8-9).

Молодцы!

Ребята, попугай капитана Флинта принес нам карту сокровищ. Давайте выполним все его задания и найдем эти сокровища.

Презентация «Кодирование информации» (игра «Карта сокровищ»)

Длительность этапа 20 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Самостоятельная работа обучающихся в рабочей тетради и на ПК.
Методы обучения Самостоятельная работа обучающихся.
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Презентация «Обработка информации. Кодирование и декодирование информации», 8-9 слайды.

Презентация «Кодирование информации» (игра «Карта сокровищ»), ПК.

Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная
Функции/роль учителя на данном этапе Учитель-консультант
Основные виды деятельности учителя Учитель консультирует, наблюдает за работой учащихся
УУД Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Содержание этапа урока

Длительность этапа 3 минуты Оцените прохождение вами игры «Карта сокровищ».

За каждое правильно выполненное вами задание поставьте «+» в технологической карте, а если задание выполнено неверно, то «-».

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов Регулятивные: оценка своей работы (самооценка).
Методы контроля Сверка результатов самостоятельной работы со слайдами презентации №16,17
Способы коррекции Самопроверка
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная работа по технологической карте.
Функции/роль учителя на данном этапе Учитель-координатор
Основные виды деятельности учителя Учитель координирует работу по самопроверке
УУД Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.


ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Содержание этапа урока

Длительность этапа 2 минуты Ребята, посмотрите на слайд с критериями оценивания знаний, усвоенных на уроке (слайд 10). Поставьте себе отметку за урок.

Запишите домашнее задание (слайд 11).

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам Ученики оценивают урок, выставляя отметку по количеству правильно выполненных заданий.
Домашнее задание §12, стр. 83-88;  

РТ: №158, 161

УУД Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Литература

  1. Босова Л.Л.  Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.  : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л.  Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса : в 2 ч. Ч 2.  / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

 


Приложение 1


Технологическая карта

_________________________ 5__ класса

ФИ

Если Ваш ответ совпадает с правильным ответом, то поставьте «+», иначе «-».

 

№ задания Отметка о выполнении

(+/-)

1
2
3
4
5
Итого

 

Технологическая карта

_______________________ 5__ класса

ФИ

Если Ваш ответ совпадает с правильным ответом, то поставьте «+», иначе «-».

 

№ задания Отметка о выполнении

(+/-)

1
2
3
4
5
Итого


Технологическая карта

_________________________ 5__ класса

ФИ

Если Ваш ответ совпадает с правильным ответом, то поставьте «+», иначе «-».

 

№ задания Отметка о выполнении

(+/-)

1
2
3
4
5
Итого

 

Технологическая карта

_______________________ 5__класса

ФИ

Если Ваш ответ совпадает с правильным ответом, то поставьте «+», иначе «-».

 

№ задания Отметка о выполнении

(+/-)

1
2
3
4
5
Итого