Каталог всероссийских педагогических конкурсов
Каталог всероссийских конкурсов для детей
Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ
Программа международных педагогических конкурсов
автор: Солодун Наталья Викторовна
учитель начальных классов МБОУ “Новосельская СОШ”, Брянская область, Стародубский район, село Новое Село
Конспект урока по теме “Как украшает себя человек”
Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе
«Как украшает себя человек»
Ф.И.О. учителя: Солодун Наталья Викторовна
МБОУ «Новосельская СОШ»
Тема: Как украшает себя человек
Цель: Дать представление об орнаменте, рассмотреть виды орнамента; научить использовать орнамент в украшение рукавичку, работая в паре.
Задачи: 1) предметные: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; украшать рукавичку так, чтобы она составляла пару с другой рукавичкой,
учить детей писать акварельными красками – аккуратно, не выходя за пределы контура рисунка.
2) личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда
3) метапредметные: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД
Планируемый результат:
Предметные умения: Различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой рукавичкой
УУД:
Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа.
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.
Познавательные:
логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);
общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.
Основные понятия: Орнамент; мотивы: растительный, геометрический; национальный орнамент; шаблон
Межпредметные связи: Окружающий мир (знание своей национальности).
Развитие речи (обогащение словарного запаса).
Формы работы: Фронтальная, в паре, индивидуальная
Оборудование: 1) Учебник «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь», автор Л.А.Неменская, М.: «Просвещение», 2018.
шаблоны рукавичек, шаблоны узоров для рукавичек, презентация, элементы русских узоров, смайлики «звезда» для рефлексии урока.
Этапы урока | Ход урока | УУД |
1-й этап.
Мотивация к деятельности |
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Наталья Викторовна. Я проведу у вас сегодня урок изобразительного искусства. Ребята, давайте, поприветствуем наших гостей. Садитесь.
А сейчас я проверю все ли у вас готово к нашему уроку. Нарисуешь всё, что хочешь. Вы простым карандашом Нарисуйте школу, дом, А цветным карандашом Свой листок раскрасьте. Чтоб подправить всё потом, Пригодится… (ластик) Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Краски и кисть) Любим нос везде совать: (Цветные карандаши) Все рисунки нецветные Разукрасит без труда, Для него дела такие — Пустяки и ерунда. Он ведь настоящий мастер. А зовут его… (фломастер (слайды 1-6)
Ребята посмотрите на экран. Перед вами сундук с сокровищами. Найдите в сундуке королевский алмаз, кольцо, корону, браслет, шкатулку. (слайд 7) Кольцо, корона, браслет что это такое? Как одним словом можно назвать все эти предметы? О. Украшения Если мы обратимся к толковому словарю русского языка найдем такое определение: Украшение – это предмет, украшающий собой кого то или что то. А как еще человек может себя украсть? Каким образом? О. Украсить одежду, головной убор – Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? О.О том как украшает себя человек (слайд 8) – Правильно. Тема нашего урока «Как украшает себя человек» Украшения могут быть повсюду. Даже обычные вещи могут быть красивыми. Мастер украшения учится у природы и много фантазирует. Вы уже знакомы с ним. Он на протяжении нескольких уроков помогает вам овладеть искусством украшения. Как вы думаете, какие цели нашего урока О. Мы будем учиться украшать человека А точнее одежду Сейчас я загадаю вам загадку, и вы поймете, какой предмет тоже может служить украшением для человека (зачитываю загадку) Дали братьям тёплый дом Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился, И отдельно поселился. Отгадка (слайд 9) |
Познавательные учебные действия
Выполнять универсальные логические действия: – выполнять анализ (выделение признаков); – выбирать основания для сравнения, классификации; – устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Регулятивные учебные действия Учиться определять цель своей деятельности; Составлять план выполнения творческой задачи; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе. Коммуникативные действия Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами; Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение; Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими. Личностные: самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения. |
2-й этап. Учебно-познавательная деятельность.
Актуализация знаний учащихся Цель: актуализировать знания учащихся о назначении рукавиц; о различных узорах. Расширение знаний Цель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента» – Сформулируйте цель нашей работы? О. Научиться использовать узоры в украшении рукавички |
– Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны?
О. ……….. Рукавицы — это одежда, появились они очень давно. Кто и когда изобрел самые первые рукавицы , доподлинно не известно. Рукавицы на Руси известны с XIII века. В те времена их носили крестьяне. Женские рукавички были многоцветными и нарядными, а мужские были простыми – для удобства работы. Вслед за крестьянами рукавицы стала носить и богатые люди. Ранее бояре на Руси в морозы опускали рукава шубы до подола и подбивали их изнутри для тепла мехом – им не нужно было лишний раз выставлять руки на холод, т.к. они не работали.Однако крестьянские рукавицы пришлись по душе боярам: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Рукавицы богачей отличались дорогими украшениями и красивейшими орнаментами и вышивками. Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки) – Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных рукавички. Посмотрите, какие разные варежки я нашла в нашем волшебном сундучке поделок (рисунки на доске). – Так зачем же человек украшает варежки узорами? О. Чтобы они не только грели, но и радовали нас своей красотой – А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения? О. Придумывали сами – Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Кто же им помогал создавать узоры? (слайд 10) О. Природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры. – Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Прочитаем это трудное слово по слогам и повторим все вместе хором. (карточка на доске) Слово орнамент – словарное слово, запомните его правописание. Слово орнамент в переводе с латинского языка означает «украшение». Орнаментом называют узор, состоящий из повторяющихся элементов. – Существует несколько видов орнаментов. Мы познакомимся с некоторыми из них. – Посмотрите перед вами орнаменты. (слайд 11 ) Из каких элементов они состоят? ( Ответы детей) – А вы догадались, как называются этот вид орнамента? (Геометрический орнамент) – Правильно, перед вами геометрический орнамент. Элементами этого орнамента могут быть линии, точки, геометрические фигуры (овал, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезда). 2. Растительный орнамент – Посмотрите на другой вид орнамента (слайд 12 ) Из каких элементов они состоят? (Ответы детей) – А как называется данный вид орнамента? (Растительный орнамент) – Правильно, перед вами растительный орнамент. При создании растительного орнамента используют изображение частей растений: листьев, цветов, веток, плодов. 3. Животный орнамент – Перед вами следующий вид орнамента (слайд 13) Из каких элементов состоят эти орнаменты? (Ответы детей) – А как называется данный вид орнамента? (Животный орнамент) – Правильно, перед вами животный орнамент. Он включает изображения реальных и/или фантастических животных. Декоративные изображения птиц, насекомых и рыб также относятся к этому виду орнамента. 4. Смешанный орнамент – Ребята, обратите внимание, что также бывают и смешанные орнаменты. Они включают сочетания геометрических, растительных или животных элементов. (слайд 14). – А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, скатерти, полотенца русские мастерицы. (слайд 15). Мастерицы наблюдали за окружающим миром и создавали свои удивительные орнаменты. Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, он служил оберегом – защитой от злых сил. Не удивительно, что узоры-заклинания на одежде располагали на вороте, рукавах и нижней части одежды. Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками. Ребята, вы сейчас узнали многое об орнаментах. А пригодятся ли нам эти знания. Как мы их сможем применить. – Теперь когда вы увидите на одежде какой-нибудь орнамент, сможете определить его вид. А еще эти знания на будут необходимы при выполнении творческой работы, когда мы будем украшать нашу рукавичку. А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших рукавичек? О. Зимой Правильно. Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем вместе с Зимней физминуткой которую проведет для вас Снеговичок. Выполняйте упражнения вместе с ним, а заодно обратите внимание на его рукавички и шарфик. Как вы думаете каким орнаментом они украшены? |
|
3-й этап Практическая работа в паре.
Сообщение плана работы. Цель: формировать умение принимать учебную задачу. Изготовление и украшение варежки. Цель: научить ученика подбирать узор, договариваясь в паре, и украшать им варежку, постоянно контролируя свое действие с действиями друга. |
Отдохнули? Хорошо. Тогда настало время нашей творческой работе. Мы будем украшать рукавичку. Рукавичка – это одежда парная, поэтому работать будем в парах.
Сначала давайте вспомним правила работы в паре. 1. Работай дружно. Не ссорься. 2. Советуйся с другом. 3. Умей договариваться. 4. Помогай другу. Проговорим порядок выполнения работы. У вас на столе лежат белые рукавички. Вы изготавливаете одну пару рукавичек на двоих. – определим положение рукавичек (у кого левая , а у кого правая); – достаньте орнаменты из конвертиков. Рассмотрите их. – выберите нужный вам орнамент. – посоветуйтесь друг с другом, как лучше его расположить на рукавичке, посмотрите, обсудите цвет. – выполним украшение рукавички карандашом; – выполним украшение рукавички в цвете (фломастеры, цветные карандаши, краски). О. Узоры на рукавичках должны быть одинаковые. Ребята, не забывайте про то, что ваши рукавички должны быть одинаковыми. Почувствуйте себя настоящими мастерами украшения. Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль. |
|
4-й этап. Оценка результатов деятельности.
Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. |
– Ребята, какие красивые рукавички у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре. С помощью скрепок закрепите свои работы на листе картона.
Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите: 1) составляют ли ваши рукавички пару; 2) одинаковые ли получились узоры; 3) аккуратна ли ваша работа. Подойдите к доске и разместите свои рукавички под смайликом, который покажет, как вы поработали. С чем мы сегодня познакомились на уроке? (Познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента). – Какие основные виды орнаментов бывают? – Каковы характерные особенности каждого вида орнамента? Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, что изображено на узоре» Давайте вспомним, все о чем мы говорили на сегодня уроке На вас на столах лежат изображения орнаментов Имена детей выберите изображение растительного орнамента Имена детей выберите изображение животного орнамента Имена детей выберите изображение геометрического орнамента Имена детей выберите изображение смешанного орнамента Молодцы!!! Кому на уроке было трудно? Почему ? Кому было интересно выполнять такую работу? Ребята, а что можно сделать с нашими работами? Давайте подарим их нашим гостям. (дети выходят и дарят свои работы присутствующим) Мои юные мастера, я благодарю вас за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы. (слайд 16) |
Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе |
Уровни оценивания сформированности умения работать в паре: низкий – в узорах преобладают явные различия, нет сходства; в ходе работы не умеют договариваться, каждый настаивает на своем; средний – частичное сходство; высокий – одинаковый или очень похожий узор; в ходе работы обсуждают варианты, сравнивают работы для достижения результата.
Самоанализ урока ИЗО. (Солодун Н.В.)
Класс: 1
Тема урока: Как украшает себя человек.
– Урок проведен в соответствии с тематическим планированием и является одним из уроков раздела «Ты украшаешь».Урок связан с предыдущими темами и знания полученные на данном уроке будут использоваться в изучении последующих тем.
Цель: Дать представление об орнаменте, рассмотреть виды орнамента (растительный и геометрический); научить использовать орнамент в украшение варежек, работая в паре.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма организационной деятельности : работа в парах.
Для достижения наилучших результатов была выбрана следующая структура урока:
- Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности к уроку)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(Определение темы и задач урока. Мотивирование учащихся на изучение темы через вопросы и стихотворение –загадку.)
- Учебно – познавательная деятельность.
а) Актуализация знаний . (На данном этапе частично применяется метод проблемного обучения.)
б) Получение новых знаний .
(Этап урока знакомит с особенностями орнамента. Используется словесный и наглядный метод. Метод обучения на данном этапе- информационно- репродуктивный.)
- Практическая работа в парах . (Работа в парах, где ребята определяют положение варежки и выбирает орнамент для своей пары.)
- Итог урока. Оценка результатов деятельности. Рефлексия.
(Учащиеся самостоятельно анализируют свои пары варежек и определяют правильность выполнения работы).
На каждом этапе урока шло формирование УУД:
Познавательные– знакомство с видами орнамента (растительный и геометрический);
Коммуникативные- сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
Личностные- демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;
Предметные- демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства;
Регулятивные- анализирует и оценивает результат своего труда;
-Время, отведенное на все этапы урока рационально распределялось и все этапы были логично связаны между собой.
-На данном уроке использовались методические разработки , презентация «Как украшает себя
человек», учебники, шаблоны рукавички, музыкальный ряд. Это позволяет привлечь
внимание ребят и активизировать их творческий процесс.
Урок был направлен на:- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, внимания и памяти учащихся.Осознание ими содержания урока. Формирование рефлексивной, адекватной самооценки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.