Роль воспитателя в реализации инклюзивного обучения и воспитания в группах для детей с ЗПР

автор: Соколова Наталья Васильевна

Воспитатель МАДОУ №18 г.Челябинск

«Роль воспитателя в реализации инклюзивного обучения и воспитания в группах для детей с ЗПР»

«Роль воспитателя в реализации инклюзивного обучения и воспитания в группах для детей с ЗПР»

1.В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей, и поэтому  ,воспитатель, работающий с детьми ОВЗ и детьми –инвалидами , должен владеть теоритическими знаниями, знать индивидуальные особенности ребенка , взаимодействовать со специалистами и родителями.

2.1  Мы должны  обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

  • Наша задача   : умело использовать в разнообразные методы и приемы  в организации сюжетно-ролевых и дидактических игр. У детей с интеллектуальными нарушениями сюжетно – ролевая игра не вызывает интереса  , не носит продолжительного характера; в процессе игры дети действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий ; у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности .Принцип ведущей роли педагога предполагает, что педагог полностью руководит процессом игровой деятельности. Педагог ставит цель игры, знакомит детей с  ее сюжетом, распределяет роли, выбирает игровые предметы, выполняет с детьми исполнительные действия . Постепенно детям дается некоторая доля самостоятельности в игровой деятельности (выборе игровых предметов, выборе роли, которую ребенок желает выполнять ).

У  детей с расстройствами аутистического спектра  сюжетно-ролевая игра испытывают наибольшие сложности, трудности аутичных детей мешают развитию сюжетно-ролевой игры: ребенок  оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных действиях. Развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый . И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети. А поскольку реакции детей в ходе игры непосредственны и возникают спонтанно, взрослый может влиять на ход игры лишь отчасти. У детей с ЗПР становление  игры развивается и усложняется. Формирование игровой деятельности у детей  с ЗПР подчиняется тем же закономерностям, что и у детей с нормой, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей: ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой с нормой развития активность детей. Функции педагога при организации сюжетно-ролевых игр у детей с  ЗПР сводятся к наблюдению за деятельностью детей, оказанию им помощи в спорных ситуациях, совершенствованию замысла игры. Участие в играх педагог может принимать только по просьбе воспитанников.

 

На сегодняшний день, в группах для детей с ЗПР воспитанниками являются -22 ребенка; из них – инклюзивно обучаются -3 детей . Это дети с интеллектуальными нарушениями, которым рекомендовано было обучение и воспитание по программе для детей  с интеллектуальными нарушениями ,но по желанию родителей ,эти дети обучаются в нашей группе для детей с ЗПР. Из 22 детей , 13- имеют расстройства аутистического спектра,13-являются детьми-инвалидами Воспитатель, работающий в группе с детьми с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности   детей данной категории. Поэтому  при проведении любого вида занятий или игр, в том числе и дидактических, воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.  

  •  В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала. При подборе и разработке дидактических игр особое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка.    Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям. Зная  особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного). Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
  • Сегодня  мне бы хотелось познакомить вас с теми дидактическими играми ,которые мы активно используем в инклюзивном обучении и воспитании наших детей. Мы искали новые формы, методы, средства обучения, которые могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности речевого и социально – коммуникативного взаимодействия всем участникам образовательного процесса – детям, имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья, логопеду, воспитателям и родителям. Нас заинтересовал метод с модным названием – лэпбук

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют -тематическая папка, – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками-гармошками, коробочками с подарками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми.

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук :

-информативен;

– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Свой первый лэпбук  я разработала по лексической теме

 

Тема «Насекомые».  В данный лэпбук входят следующие разделы:

  • Виды (лесные, водные, ночные, вредные…)
  • Питание
  • Стихи
  • Загадки
  • Раскраски
  • Разрезные картинки
  • Строение
  • Развитие
  • Лото и др.

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку:

организационную (экскурсии, походы);

техническую (фото, видео);

информационную (сбор информации для лэпбука);

      мотивационную (поддержание интереса и   уверенности в успехе)

Объединение детей, родителей и педагогов – социальная направленность Дети  учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться. Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка – развивается речь. Ребенок учится самостоятельно собирать и            организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.  Мы отметили ,что он помогает лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что наглядно-образное мышление).

  1. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбуки с радостью повторяет пройденное, рассматривая  книжку.
  2. Ребенок старшего дошкольного научается самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
  3. Лэпбукхорошо подходит для занятий в группах, где можно выбрать задания под силу каждому.

Не только для лэпбука характерно разнообразие видов работы для разных категорий детей ,мы, воспитатели стараемся каждую дидактическую игру представить по разным уровням сложности для разных категорий детей

 

Игра « Божьи коровки»

Задачи : развитие восприятие цвета, величины предметов, развитие мелкой моторики.

Ожидаемые результаты:

Развитие восприятия цвета, величины,

Развитие умения различать цвета ,различать величины (большой, маленький).

Развитие навыка цветового соотнесения, соотнесения величин.

Развитие тактильных ощущений.

1 вариант : для детей с интеллектуальными нарушениями

Задачи: Учить детей выбирать предметы одного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Ход игры:

Педагог:  Божья коровка собралась в гости и решила собрать букет для своей подруги. Давай ей поможем, собери букет из желтых (зеленых) цветочков.

 

2 вариант: для детей с РАС

Задачи:  Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Ход игры:

Педагог: Божья коровка решила сплести венок из желтых и зеленых ,красных ,синих  и оранжевых цветков и просит тебя ей помочь. Сначала педагог сам показывает, как нужно складывать венок, а потом предлагает сделать это ребенку.

3 вариант: для детей с ЗПР

Задачи: закреплять понятие о размере (большой – маленький), упражнять в сравнении предметов по величине, цвету.

Ход игры:

  1. Педагог: Сегодня к нам в гости прилетела божья коровка. Она попросила собрать для ее мамы и бабушки два букета (цветы разного цвета). Один из больших цветов (например, зеленые), а другой из маленьких (например, желтые).
  2. Педагог: На поляне растут большие и маленькие цветы. Покажи какие цветы большие (например, желтые), а теперь, покажи, пожалуйста, какие цветы маленькие (например, зеленые). На полянку прилетела божья коровка и села на большой  цветок (ребенку необходимо положить божью коровку на большой цветок). А потом, божья коровка перелетела на маленький цветок (ребенок перекладывает божью коровку на маленький цветок).