автор: Сокова Татьяна Владимировна
Учитель МБОУ ШКОЛА 144
Открытые уроки
Технологическая карта урока
Учитель: Сокова Татьяна Владимировна
Класс: 4
Предмет: математика
Тема урока: «План и масштаб»
Тип урока: урок введения новых знаний
Цель урока:
познакомить учащихся с понятием масштаб
-научить определять масштаб
-отработка вычислительных навыков
-развитие коммуникативных способностей
-привитие интереса к поисковой деятельности
-воспитание самостоятельности мышления
УУД:
Формирование УУД
Познавательные УУД
Развиваем умения:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; Развиваем умения:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Личностные УУД
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
– в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на умения:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
-самостоятельно формулировать цели урока
-составлять план решения отдельной учебной задачи;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
Коммуникативные УУД
– читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
– соблюдать для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
– отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах).
Личностные результаты
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
– в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Оборудование урока: учебник и рабочая на печатной основе тетрадь№1 “Математика 4 класс” В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева по программе “Начальная школа ХХI века”; индивидуальные карточки для работы в группах, лист планирования и оценивания;
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | I. Мотивация. | -На уроке математики вам понадобятся линейка, карандаш, ручка и черновик и ножницы
-Прочитайте крылатое высказывание: «Не знающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз!». -Как понимаете это высказывание? -Это высказывание и будет девизом урока. – Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг – другу, если в этом будет необходимость. – Свои успехи, отмечайте на листе оценивания, он лежит у вас на столе. За правильное выполнение задания(+) , за неправильное (-). – Откроем тетрадь и запишем дату и вид работы.(Классная работа) |
Проверка готовности к уроку.
Настрой на урок. |
Познавательные УУД
Развиваем умения: – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; Личностные УУД – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
2. | Проверка выполнения домашнего задания | Организуется фронтальная проверка домашнего задания | Чтение выполненного задания | Адекватное восприятие оценки своей работы учителем, товарищами |
3. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Устный счёт :
– Я буду диктовать числа, а вы должны будете записать в виде разрядных слагаемых.(дифференцированная работа) 432; 87; 1432; 23981; 165234. 2)- Найдите Р и S земельного участка, ширина-10м, длина – 25м. Взаимопроверка по эталону (работа в парах) Молодцы справились ( результат отметь в оценочном листе) |
1).400+ 30+20;
8 десят.7 ед; 1 ед. тыс. 4 сот. 3 дес. 2 ед.; 2дес.тыс. 3 еден тыс. 9 сот. 8 дес. 1 един. 1сот.тыс.6дес.тыс. 5 единиц тыс. 2 сот.3 дес.4 един. 2) Р=10+10+25+25=70м S= 10х25=250м в кв. Самостоятельная работа, проверка с правильными ответами на экране. ( взаимопроверка) |
Познавательные УУД
Развиваем умения: – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; – добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); |
4. | Постановка учебной задачи. | -Начертите этот участок у себя в тетради.
– Есть ли у вас затруднения в выполнении этого задания? -Кто вспомнит, наличие какого знания всё таки поможет нам выполнить это задание? Тема урока: «План и масштаб» – Что такое масштаб? -Где мы встречаемся в жизни с МАСШТАБОМ? (Демонстрация планов помещения, физической карты) Работа с учебником -Откройте учебник стр.94 и прочитайте определение. -Вы прочитали? Можете дать определение, что такое масштаб? (ответы учеников)
|
– Участок с такими размерами начертить невозможно.
– Масштаб. – Масштаб это -….. Встречались на уроке окружающего мира. |
Познавательное УУД
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; Регулятивные УУД Развиваем умения: -самостоятельно формулировать цели урока -составлять план решения отдельной учебной задачи; – работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; Коммуникативные УУД – читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; |
5. | Построение проекта выхода из затруднения | -Как вы думаете, какова цель урока и чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?
– Мы можем с вами приступить к выполнению заданий? Задание №1 |
Высказывают свои предположения.
Читают и выполняют задание №1 |
Регулятивные УУД
Развиваем умения: – самостоятельно формулировать цели урока -составлять план решения отдельной учебной задачи; – работая по плану, сверять -свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; |
6. | Первичное закрепление | –Учебник: страница 94, № 2 выполните устно.
– Учебник: страница 94, № 3. Запиши. – Внимательно смотри на величины! – Учебник: страница 94, № 4. Запиши решение. – Начерти отрезок, длина которого соответствует действительной длине ключа. – Учебник: страница 95, № 5. Устно. – Учебник: страница 95, № 6. Запиши |
№3. – Проверь: 1 : 10 000; 1 : 50; 1 : 1 000 ;1 : 100 000
№4. Ответ: длина ключа = 8 см. 4 см Масштаб 1 : 2 4 ∙ 2 = 8 (см) |
Регулятивные УУД
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательное УУД – делать выводы на основе обобщения умозаключений; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
7. | Физминутка. Мозговая гимнастика Пола Дэннисона | Комплекс упражнений:
1.Перекрестные шаги 2. Колпак для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь). «Наденьте колпак», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза. 3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками |
Выполнение упражнений | Регулятивные: контроль своей деятельности;
Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками. |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа в группах
(Проговорить работу в группах) Задание: – Измерить данные линейкой, перевести в масштаб, нарисовать этот объект. 1 группа – измеряют учительский стол; 2 группа- парту; 3 группа- стену ; 4 группа –шкаф и т.д . – Какова цель задания? – Удалось ли правильно решить поставленную задачу? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Какого уровня сложности было задание? – Оцените свою работу. |
Правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу
Выполняют задания
|
Коммуникативные УУД
Развиваем умения: – доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; Регулятивные УУД -в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
9. | Рефлексия деятельности (итог) | Давайте вернёмся к девизу урока: «Не знающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз!». Рассмотрите свой лист оценивания. Посчитайте количество (+) и (-), сделайте вывод. За правильное выполнение всех заданий оценка-«5».и т.д.
– Что нового сегодня узнали? – Чему ещё учились? – У меня вопрос вам пригодятся полученные знания в жизни? – Всё ли получалось? – Над чем ещё надо поработать? |
Читают хором девиз.
Подсчёт баллов и оценка (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.) |
Личностные результаты
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести |
10 | Домашнее задание | Уч.с. 97 №11,12 | Запись домашнего задания. | Принимать учебное задание в соответствие с уровнем своего развития |
Технологическая карта урока
Учитель:___Сокова Татьяна Владимировна________________________________
Класс:______4________
Предмет: литературное чтение
Тема урока: В. Гаршин «Cказка о жабе и розе».
Тип урока: урок закрепление и систематизации знаний учащихся.
Цель урока: анализ художественного произведения; составление характеристик главных героев.
УУД:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
– мотивация к обучению;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
– формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
– формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;
– формировать умения работать в информационно – образовательной среде
Оборудование урока : Хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс. Часть 1., рабочая тетрадь№1 по литературному чтению , мультимедийная доска, документ-камера, тексты для чтения на мультимедийной доске, презентация
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | I. Мотивация. | –Урок литературного чтения начнём
-Прочитайте пословицу: « Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить» -Почему так говорят, вы согласны с этим высказыванием? -Давайте проверим, правду ли говорят в пословицах. |
Проверка готовности к уроку.
Настрой на урок. |
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2. | Проверка выполнения домашнего задания | Организуется проверка домашнего задания. Образ лягушки из сказки «Лягушка –путешественница» | Чтение выполненного задания | Адекватное восприятие оценки своей работы учителем, товарищами |
3. | Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить. –(слайд1)- Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строки?
-Кто автор этого произведения?(слайд 2) -Работаем с произведением Гаршина «Сказка о жабе и розе» (слфйд3) -А вы знаете, после какого случая Гаршин написал такое произведение? – Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.
|
Слушают, отвечают.
(Из произведения В.Гаршина «Сказка о жабе и розе») |
Регулятивные: постановка учебных целей.
Познавательная: формулирование целей, поиск и выведение информации. Выполнение задания на основе рисунка |
4. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | – Каков жанр этого произведения?
-Что позволило Гаршину назвать своё произведение сказкой? -Что в ней сказочного? – Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? –– Над чем будем работать на уроке? —-Наша задача понять, что существует два мира- добро и зло.
|
Отвечают на вопросы.
(жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…) (говорить о жабе и розе, сравнивать их) |
Познавательные УУД
Развиваем умения: – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; – добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); |
5. | Применение знаний и способов действий | (работа в группах)
– А сейчас мы поработаем в группах 1группа: Как автор описывает внешний вид розы? 2группа: Как автор описывает внешний вид жабы? 3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу? 4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу? 5группа: Чем похожи роза и мальчик? Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы? |
Читают и выполняют задания. 1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)
2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.) 3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.) 4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.) 5 группа (Они не были свободны. У них была недолгая жизнь. Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни. Они являются частью жизни друг друга)
|
Познавательное УУД
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Регулятивные УУД -составлять план решения отдельной учебной задачи; – работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; Коммуникативные УУД – читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное. |
Физкультминутка для глаз | ||||
6. | Закрепление знаний и способов действий | – Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» –1. Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории? Ответьте на вопросы: – О чём заставляет задуматься это произведение? – 2.Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята? – 3.Что почувствовала роза? И какой последний долг она исполнила? – А как роза закончила свою жизнь? – Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? – Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..? – Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? – Забыли ли розу после этого случая?
-Что символизирует жаба? -Что символизирует роза? |
(Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).
(Они оба умирают, оба любили прекрасное). (Роза поняла, что не зря распустилась, т.к. она в последние минуты жизни принесла мальчику радость). (Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила ее на стол и поцеловала. Когда ставила, маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы). (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.) (Добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы). (Роза почувствовал, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом). (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) (зло, уродство.) (доброту, красоту, душевную чистоту) |
Регулятивные УУД
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательное УУД – делать выводы на основе обобщения умозаключений; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
7. | Рефлексия деятельности (итог) | Чем же закончилась история? Что вы думаете об этом? Почему так заканчивается произведение? – Чему научил вас рассказ? -А теперь давайте вернёмся к нашей пословице. Доказывается ли правдивость пословицы в этом произведении? |
Делают вывод | Личностные результаты
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести |
8 | Домашнее задание | Рассказать сказку от лица розы | Запись домашнего задания. | Принимать учебное задание в соответствие с уровнем своего развития |