автор: Смирнова Елена Викторовна

воспитатель МКДОУ Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как появились буквы?»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок»                                                       Чухломского муниципального района Костромской области

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

 

Дата проведения: 17.11.2017г.                                                                                                         

Педагог (ФИО): Смирнова Е. В.

Возрастная группа детей: подготовительная группа.

Тема совместной деятельности:                                                                             

 

«Как появились буквы?»

Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.       

Задачи:                                                                                                      Образовательные: формирование представлений о происхождении славянского алфавита; познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.

Развивающие: развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения; развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.        

Воспитательные: воспитание интереса к истории жизни наших предков.

Предварительная работа: знакомство  с буквами, рассматривание иллюстраций.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная.

Оборудование: иллюстрации, набор букв старославянского алфавита.                                                                                           

Форма работы с детьми: группа детей.

 

                        Деятельность воспитателя Деятельность детей
Цель:                                1 часть-вводная
Создание образовательной ситуации  Здравствуйте ребята!  Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов.                                                                                              Дети находятся рядом с воспитателем
Мотивация детей на предстоящую деятельность Психологический этюд «Скажи что-нибудь приятное» Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, хвалят. Принимающий  кивает головой  и говорит: «Спасибо, мне очень  приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми – Отгадайте-ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей»?                                 Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их (картинка 1).                                      – Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если отправимся в прошлое.  У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».                                                                                                   Беру часы, кручу стрелки назад. Звучит музыка.                                     

– Буквы.           

Ответы детей.                                                                                       

Цель                    2 часть-основная
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым – Вот мы с вами и  попали в прошлое (картинка 2).

– Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Ещё не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения. А вы ребята хотите узнать, как появились первые буквы и кто их придумал?          – В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы.  Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать (картинки 3).  Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами. (картинка 4)  Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.                                                                                                                           Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии (картинка 5). Это Кирилл и Мефодий. Они были очень образованными людьми. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей (картинка 6). Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля (картинка 7). Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».  В кириллице  43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

А теперь предлагаю  вам поиграть.

Пальчиковая игра «Мы учимся письму».

Мы учимся письму.

Для чего? И почему?            

Из крючков, из крючков,         

Из кружков, из кружков        

Сможем буквы написать,      

Если будем мы стараться –

Буквы будут получаться.      

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.        

Дружно мы их встряхнем

И опять писать начнем!        

 

 

– Молодцы,  вы отлично справились.

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая.  В  Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти (картинка7).

Два брата, Кирилл и Мефодий, 
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб  научить нас читать.

– Пришла пора нам  возвращаться в детский сад.

«Вперёд стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперёд)

– Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети руками показывают на тетрадь.

Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

Пальцы складываются колечками.

Имитация в воздухе движений как при письме.

Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Энергичное встряхивание кистей рук.

Цель:     3 часть-заключительная.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей – Понравилось вам наше путешествие?

– Что интересного вы сегодня узнали?

– Что было для вас трудным?

– Как в прошлом люди обменивались информацией?

– На чём делали надписи? (картинка 9)                             

Ответы детей.

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность – Мы сегодня познакомились со старославянскими буквами, с историей их рождения. Я думаю, что в школе вы будете прилежными и старательными учениками. Научитесь быстро читать и красиво писать.                 А теперь предлагаю  вам поиграть.

Игра «Собери букву из частей».

Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.     – Буквы из прошлого распались  на части, вам необходимо «спасти» их: собрать из частей.

Дети собирают буквы из частей.