Автор: Сменцовская Юлия Владимировна
Воспитатель МКДОУ ЦРР д/с № 55 “Искорка”
Проект “Овощи и фрукты – ценные продукты”
ТЕМА ПРОЕКТА: «Овощи и фрукты – ценные продукты»
Единственный способ сохранить здоровье – есть то,
что не любишь, пить то, что не нравится, и делать то,
чего не хочется делать.
Марк Твен
Актуальность проекта обусловлена значением правильного питания для здоровья дошкольников. Что нужно для того что бы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о своем здоровье. Давно доказано, что одним из важных факторов здоровья человека является правильное питание. Ведь здоровье – это то, что мы едим . Пища должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда – это, прежде всего свежие овощи, фрукты и ягоды. Поэтому так важно научить наших детей правильно питаться, что бы в дальнейшем избежать многих болезней.
Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Обогатить знания детей о пользе овощей и фруктов. Показать детям, что их здоровье и хорошее настроение во многом зависит от правильного питания. Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.
Задачи:
– Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах;
– Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека;
– Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью;
– Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
-Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания.
Сроки реализации: Проект краткосрочный (Сентябрь).
Тип проекта: информационно-познавательный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Форма организации детей: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Приемы: наблюдение, рассказывание, рассматривание, беседа, показ, художественное слово.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы.
Форма работы с родителями:
- Консультация «Овощи и фрукты – ценные продукты».
- Анкетирование «Питание ребёнка в семье».
- Беседа «что такое здоровый образ жизни»
- Папка – передвижка «Витаминный калейдоскоп».
Этапы реализации проекта:
- I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели и задачи проекта с родителями и постановка проблемы перед детьми;
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Перспективное планирование проекта;
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о витаминах, их значении для здоровья человека.
- III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде фотокаллажа;
- Организация и участие родителей в выставке «Полезные и вкусные рецепты из овощей и фруктов»;
- Проведение итогового мероприятия «Хотим быть здоровыми»
- Конкретные ожидаемые результаты.
- Расширение кругозора детей об овощах и фруктах, о здоровом питании.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
План работы по реализации проекта:
1-ая неделя
Тема: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
Цель: уточняем и расширяем знания детей об овощах и фруктах.
Анкетирование для родителей “Здоровый образ жизни”
Беседа: “Витамины и их роль в жизни человека”
Дидактическая игра «Овощное лото».
Игра “Рецепты доктора Пилюлькина”
Рисование на тему “Самые вкусные жители огорода и сада”
Беседа: “Откуда пришла картошка”
Чтение художественной литературы В. Сутеева «Яблоко».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста»
2-ая неделя
Тема: «По страницам любимых сказок»
Цели: активизировать речь детей.
Продолжать учить детей понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.
Чтение художественной литературы: рассказ Л.Толстой «Старик сажал яблони…»,
стихотворение И. Финк «Овощи и фрукты».
сказки: «Сказка про Яблочко»,
«Хрустик-путешественник»,
«Приключение Вишенки».
Рассматривание иллюстраций, муляжей фруктов-овощей.
Дидактическая игра :«Четвертый лишний».
Аппликация: «Что растет на грядке»
Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – ценные продукты».
Пальчиковая гимнастика :”Салат”.
3-я неделя
Тема:”Хотим быть здоровыми”
Цели: формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
Беседа: “Зачем нужно правильно питаться?”
Заучивание загадок и стихов об овощах и фруктах.
Беседа:”Что помогает мне быть здоровым”
Игра эстафета «Собери овощи и фрукты».
Рисование красками «Вкусная морковка»
Беседа: “Где найти витамины зимой?”;
Сюжетно-ролевая игра: “На рынке”
Рассматривание картин и плакатов о здоровом образе жизни.
Пальчиковая гимнастика :”Компот”
4-ая неделя
Тема:”Подводим итоги”
Беседа :”Что нового мы узнали из проекта?”
Создание альбома :«Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах»
Общение: «Для чего мы едим?», «Что ты ел вчера на ужин. Полезно это или нет?»
Составление плаката: “Полезная еда, вредная еда”.(коллект. аппликация).
Познавательное занятие :”Самые вкусные жители огорода и сада”
Выставка :«Полезные и вкусные рецепты из овощей и фруктов»;
Подготовка и проведение итогового развлечения на тему: «Хотим быть здоровыми»
Литература:
-Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
-Мороз В., Бурмистрова Л «Расскажите детям о фруктах» – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
-Мороз В., Бурмистрова Л «Расскажите детям об овощах » – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
-Иллюстрации: Е. Подколозин, А. Айгинина. Отпечатано:«АртПринтОфсет»
– Карапетова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2009 г.
– М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, М. 2004г
– Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» Москва 1997г.
Итоговое мероприятие
Тема: «Хотим быть здоровыми»
Цели:
–Обобщить знания об овощах и фруктах, о правильном питании;
–Закрепить знания о витаминах;
–Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.
Ход досуга:
Воспитатель: Сегодня наш праздник
Обещает быть неплох.
Мы расскажем обо всем,
Поиграем и споем.
А девиз у нас таков:
«Крепким будь и будь здоров!»
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье! Кто хочет быть здоровым?
Дети: Все!
Воспитатель: Какого человека можно назвать здоровым?
Дети: Веселого, подвижного, не болеющего.
Стук в дверь. В гости приходит Ваня Заболейкин.
Воспитатель: Здравствуй, мальчик? Ты кто?
Ваня:Заболейкин Ваня я,
Только болен я, друзья.
У меня унылый вид,
Очень голова болит.
Ломит спину, колет бок,
Нужен врач, он мне б помог.
Воспитатель:
Хватит охать и реветь,
Стыдно мальчику болеть.
Приходи к нам в детский сад,
Здесь узнаешь от ребят:
Как здоровым, сильным быть,
Как без грусти день прожить.
Правда, дети, мы ведь сможем?
Заболейкину поможем!
Дети: Да!
Воспитатель: Какая у тебя странная фамилия, Заболейкин!
Ваня: А мне нравится моя фамилия, она мне как раз подходит, потому что я постоянно болею. Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра я заболею и буду сидеть дома.
Воспитатель: Что-то непонятное с тобой творится? Неужели тебе нравится все время болеть, ходить по больницам, пить таблетки. А вы, ребята, любите болеть?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Скучно сидеть дома, лежать в постели.
Воспитатель: А что ты любишь кушать, Ваня?
Ваня: Конфеты, печенье, торт, кока-колу, лимонад, жвачки, чипсы.
Воспитатель: Это все вкусно, дети?
Дети: Да!
Воспитатель: А полезно ли это?
Дети: Нет!
Воспитатель: А какие полезные продукты вы знаете?
Дети: Это овощи, фрукты и ягоды!
Воспитатель:
А теперь посмотрим инсценировку стихотворения Ю.Тувима “ Овощи ”
Воспитатель: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!.. Вот овощи спор завели.
Перец: Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох: Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.
Свёкла: Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста: Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка: Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Баклажан: Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.
Воспитатель:
Спор давно кончать пора!
О чём спорите друзья?
Репа: Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Воспитатель: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья, в этом нет сомненья!Все овощи полезны. В них содержатся вещества, которые необходимы для роста и развития. Эти вещества, помогут стать здоровыми, румяными и бодрыми.
Ребята, о каких волшебных веществах я говорю?
Дети: О витаминах!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Ване Заболейкину, как полезны для здоровья витамины.
Небольшая сценка в стихах про витамины:
Света: Витамины – ценные вещества,
Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
Витаминов много – всех не перечесть,
Но самые главные среди них есть.
Без них не может организм существовать,
Учиться, работать, отдыхать.
Витамин А
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
Воспитатель: Витамин А – очень важен для зрения и роста, а есть он в моркови, сливочном масле, помидорах, яйцах, петрушке.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
Воспитатель: Витамин В – помогает работать нашему сердцу. Его можно найти в молоке, мясе, хлебе.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Воспитатель: Витамин С – укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней. Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней – лучше жить!
Воспитатель: Витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими. Его много в молоке, сыре, яйцах.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Воспитатель: И какой же здесь напрашивается вывод?
Дети: Все витамины важны для здоровья.
Заболейкин Ваня: Я понял,
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо фрукты, овощи любить.
Все без исключенья –
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Воспитатель: Ну конечно, Ваня,
– Скажите, что еще нужно делать, чтобы оставаться здоровым? (ответ детей).
Воспитатель: – Мы с вами знаем много правил, как оставаться здоровыми, и ребята сейчас про это расскажут. (Дети рассказывают стихи)
1.Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас сделаем не большую, но полезную зарядку.
2. Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе беда.
3.У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
4.Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
5.На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде
6. Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Воспитатель: Подведём итог, я вам буду называть правила, если вы со мной соглашаетесь, то хлопайте в ладоши. Если не согласны, то топайте ногами.
– Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
– Надо меньше двигаться.
– Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.
– Когда кушаешь можно разговаривать, глотать не пережёванную пищу.
– Есть надо медленно.
– Закаляться вредно.
– Зубы чистить два раза в день.
– Очень вредно полоскать рот после еды.
– Полезно пить газировку, есть чипсы и жирную пищу.
– Соблюдать режим.
– Плохо дышать свежим воздухом.
– Хорошо ходить с плохим настроением, грустить, плакать.
Воспитатель: Ребята, наше развлечение подошло к концу. Мы научили Ваню, как вести здоровый образ жизни. Теперь он болеть не будет. И вы не болейте, занимайтесь спортом, делайте зарядку, много гуляйте и правильно питайтесь. Будьте здоровы!