автор: Сикорская Людмила Борисовна
воспитатель МБДОУ “Детский сад № 141 “Ладушки”
«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творчества детей старшей группы»
1 сл. | Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творчества детей старшей группы». | ||||||
2 сл. | Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности.
Дошкольный возраст – это период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением не только «особо» одарённым, но и всех детей. Одной из задач государственной политики, которая нашла отражение в государственном образовательном стандарте, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, в том числе и в изобразительной деятельности. Одним из приёмов, направленных на создание условия для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, данные виды техники помогают организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельности. |
||||||
3 сл. | Все дети любят рисовать, когда у них это хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмов работы.
Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребёнка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным. На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используется редко, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойства, способов действий с ними. Наблюдение за эффективностью применения нетрадиционных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привело меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые позволяют воспитанникам реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца». |
||||||
4 сл.
_______ 5 сл. |
Методика обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности опирается на общепедагогические принципы:
Эти принципы отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребёнка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения. _____________________________________________ В начале года была проведена диагностика. На первоначальном этапе были выявлены следующие показатели развития изобразительных умений и навыков: осваивают 51% (12 ч.) детей, недостаточно осваивают 40% (11 ч.), не осваивают 10% (3 ч.)
Критерии: – Создание эмоционально – яркого образа; -Умение изображать движение в графике; – Умение различать предметы народных промыслов по материалам, содержанию. |
||||||
6 сл. |
Исходя из диагностики, мной была поставлена цель.
Цель: Развитие детского творчества средствами нетрадиционных техник рисования. Были поставлены задачи:
|
||||||
7 сл. | Мой опыт работы формировался поэтапно. | ||||||
8 сл. | Подготовительный этап
На этом этапе я познакомилась с литературой по заданной мне теме: А.В. Никитина «Нетрадиционная техника рисования в детском саду», И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.В. Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», «Программа «Развитие» автор Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, и др. |
||||||
9 сл. | Планирование является важным аспектом, помогающим выработать систему работы. В соответствии с комплексно – тематическим принципом планирования, заложенным в образовательную программу дошкольного учреждения, мной было разработано перспективное планирование изобразительной деятельности, в которое было включена и непосредственно образовательная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, а так же разработаны конспекты. | ||||||
Создание и пополнение развивающей предметно – пространственной среды является одним из необходимых условий развития изобразительных умений и навыков.
В группе имеется уголок изобразительной деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска. Для развития художественно – эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащён предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец и т.д) Так же имеются дидактические игры, а так же разнообразные альбомы по разным видам искусства. Действуют персональные и тематические выставки рисунков детей. |
|||||||
10 сл. | Для родителей организовывала выставки творческих работ.
Была предложена информация ширма «Зачем рисовать?», папка передвижка «Нетрадиционная техника рисования». |
||||||
11сл. | Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. | ||||||
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: рисование ладошкой и пальчиками, кляксография, ниткография, рисование по «сырому», граттаж и многое другое.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. |
|||||||
12 сл. | Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группы с рисования пальчиками и ладонью – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. | ||||||
13 сл. | С удовольствием ребята освоили, технику рисования прижми и отпечатай. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет | ||||||
14 сл. | Очень интересная и такие приёмы как рисование тычком (жёсткой кистью, ватными палочками, тычками).
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности |
||||||
15 сл. | Кляксография
Выдувая разноцветные пятна при помощи коктейльной соломинки, дети не боятся сделать “что-то не так”. Образ получается сам собой, как бы направляя и подсказывая ребятам, что они хотели изобразить, а маленьким художникам нужно лишь придумать подходящий образ и дорисовать его недостающие детали при помощи любых изобразительных средств. Данная техника отлично развивает творческие способности дошкольников, наглядно-образное и логическое мышление, воображение и фантазию; помогает развивать глазомер, чувство цвета, координацию и ориентировку на листе бумаги. |
||||||
16 сл. | В старшей группе знакомились с более сложной техникой. Рисование восковыми карандашами и акварелью. Ребятам эта техника очень нравится. Им интересно наблюдать, как восковой карандаш отталкивает краску проявляет рисунок. Техника проста в исполнении, но вызывает большой интерес у детей и дает возможность создавать эффектные и яркие рисунки. А главное, дети чувствуют уверенность в своих силах и в том, что ничего не потечет ни туда и рисунок не будет испорчен. | ||||||
17 сл. | Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Развивает чувства композиции, цветовосприятия. Когда мы рисовали ветку клена, то использовали две техники это технику кляксография и печатанье листьями. | ||||||
18 сл. | Увлекательная техника «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебный лес». | ||||||
19 сл. | Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу.
Этот вид техники рассчитан на изображение неясных расплывчатых предметов. Так как краска легко растекается на мокром листе, происходит смешивание краски, образуя плавные переходы цветов и оттенков. Такие работы получаются нежными и изящными. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. |
||||||
20 сл. | На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры дышат, живут, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками, научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов.
Заключительный: Об этом свидетельствуют данные диагностики образовательной программы. Результаты проведении диагностики, свидетельствуют о положительной динамике развития изобразительных умений и навыков. На конец года диагностика показала: осваивают 69% (17 ч.), недостаточно осваивают 29% (8 ч.),не осваивает 2% (1ч.)
|
||||||
21 сл. | В дальнейшем я планирую продолжать свою работу по этой теме. | ||||||
22 сл. | Спасибо за внимание! |