Программа профессионального саморазвития по теме: «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»

Автор: Сикорская Людмила Борисовна

воспитатель МБДОУ “Детский сад № 141” г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Программа профессионального саморазвития по теме: «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»

Утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2018

«Утверждаю»

Заведующий  МБДОУ 

Центр развития ребенка – детский сад № 141 “Ладушки”

Ерофеева В.В.__________ 

 

Программа 

профессионального саморазвития педагога по теме:

«Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»

Сроки реализация программы: 2018-2019 учебный год.

Разработчик:

 воспитатель 2  младшей группы “2” Сикорская Людмила Борисовна

 

 г. Дзержинск 2018 г.

 

Тема профессионального саморазвития педагога:

 

«Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»

 

Сведения об образовании: 

среднее – специальное, Дзержинский педагогический колледж, 1996

Специальность: воспитатель дошкольных учреждений со специализацией физо; 

Должность: воспитатель

Категория: первая квалификационная категория.

Педагогический стаж: 10 лет.

Стаж работы в  МБДОУ “Детский сад № 141 “Ладушки: 10 лет

 

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………………………………4

Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….4

Источники самообразования………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………5

Ожидаемый результат самообразования……………………………………………………………………………………………………………………………………………..8

Планируемые результаты самореализации………………………………………………………………………………………………………………………………………….8

Программа профессионального саморазвития педагога………………………………………………………………………………………………………………….9

Приложения………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

  1. Пояснительная записка

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросе формирования у детей 2 младшей группы интереса к художественной литературе

Задачи:

  1. Расширить общепедагогические и психологические знания с целью совершенствования  формирования интереса у детей интереса к чтению художественной литературы
  2. Углубить знания по теории и методике чтения художественной литературы
  1. Обобщить результаты работы по теме «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»
  2. Подготовить методический материал по данной теме. Составить картотеку ООД по чтению художественной литературы с детьми 2 младшей группы.
  3. Подготовить предметно- пространственную развивающую среду в группе в соответствии с ФГОС ДО;
  4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях дома и детского сада;
  5. Источники самообразования:

Изучение нормативных документов

  1.        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.02.2014).
  2.       – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”

 – «Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования»

  1. Письмо  Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249

“Комментарии к ФГОС дошкольного образования”

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)  (воспитатель, учитель),  утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н,

         3.2.1. Трудовая функция      «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» Код   B/01.5       

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ  от 15 мая 2013 г. N 26

Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

“Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”

(с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ

от 04.04.2014 N АКПИ14-281)

         СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”

  1. Решение  Верховного Суда  Российской Федерации от 4 апреля 2014 г.

 N АКПИ14-281  о признании недействующим пункта 1.9 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.

  1. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

  Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста .

  1. Письмо МО РФ  от 3.12.2014 г. № 08-1937  «О направлении методических рекомендаций».   (об организации развивающей  предметно-пространственной среды).
  2. Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО 

Литература:

«Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 

Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 144 с.

Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского сада» -Спб: «Акцидент», 2010

Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» -М: «Педагогика», 2012

Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных  учреждений» -М: ТЦ «Сфера», 2012

Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» -М: ТЦ «Сфера», 2011

Ушакова О.С., ГавришН.В. «Знакомим дошкольников с литературой» (3-5 лет, 5-7 лет) –М: ТЦ «Сфера», 2012

Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические рекомендации» -М: ТЦ «Сфера», 2012

Изучение методики художественного чтения и рассказывания М.М.Кониной;

Изучение методики использования иллюстраций Е.А.Флёриной;

Изучение содержания методики д.п.н, профессора, зав.лабораторией Института развития дошкольного образования РАО, О.С.Ушаковой

  1. Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».

СМИ: 

http://www.solnet.ee/-  Детский портал ”Солнышко”

http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm – Все для детского сада

http://doshkolnik.ru/- Дошкольник

http://www.childpsy.ru/-  Детская психология

http://www.detskiysad.ru/-  Детский сад. ру

http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования

 http://doshvozrast.ru/- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

http://playroom.com.ru/- Игровая комната

http://www.openclass.ru/ -Сетевые образовательные сообщества ”Открытый класс” 

http://nsportal.ru/- Социальная сеть “Наша сеть”

http://www.doshkolnik.ru/-  Социально – педагогический портал  “Дошкольники”

www.pedsovet.org – Всероссийский Интернет – педсовет

http://www.maaam.ru/- Социальный образовательный интернет – проект “Мааам.ру”

Журналы по дошкольному образованию

http://www.dovosp.ru/- Издательский дом “Воспитание дошкольника» (“Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Музыкальный руководитель”, “Здоровье дошкольника”)

http://www.psyedu.ru/- Психологическая наука и образование

http://www.voppsy.ru/ – Вопросы психологии

http://www.obruch.ru/– Обруч

http://psyjournals.ru/- Портал психологических изданий (электронные версии журналов по психологии)

http://dob.1september.ru/- Газета ”Дошкольное образование”

http://sdo-journai.ru/- Современное дошкольное образование: теория и практика

http://doy.direktor.ru/index.htm – Практика управления ДОУ

http://www.logoped.ru – Логопед

http://www.arkty.ru/journal/ – Современный детский сад

  1. Ожидаемый результат самообразования:
  • Разработка конспектов ООД  по чтению художественной литературы
  • Повышение интереса детей к детским литературным произведениях, речевое развитие детей.
  • Разработка и апробирование дидактических материалов, игр, бесед по чтению художественной литературы
  • выработка методических рекомендаций по чтению художественной литературы.
  • Разработка и проведение мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • Доклады, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта;
  • Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  1. Планируемые результаты самореализации:
  • Разработка конспектов ООД по чтению детской художественной литературы ;
  • Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:
  • комплекта дидактики почтению художественной литературы во 2 младшей группе;
  • банка продуктов детской деятельности;
  • пакета психолого-педагогических материалов (диагностика).
  • Постоянное ведение электронного портфолио педагога.
  • Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.


Содержание деятельности Сроки Форма

результатов

Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы
1. Изучение нормативных документов

  1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.02.2014).

2. – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”

 – «Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования»

3. Письмо  Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249

“Комментарии к ФГОС дошкольного образования”

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)  (воспитатель, учитель),  утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н,

  4.1.1. Трудовая функция      «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» Код   B/01.5       

5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ  от 15 мая 2013 г. N 26

Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

“Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”

(с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ

от 04.04.2014 N АКПИ14-281)

         СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”

 6. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

  Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста .

7. Письмо МО РФ  от 3.12.2014 г. № 08-1937  «О направлении методических рекомендаций».   (об организации развивающей  предметно-пространственной среды).

2. Изучение литературы по теме:

 «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 

Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 144 с.

Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского сада» -Спб: «Акцидент», 2010

Изучение методики использования иллюстраций Е.А.Флёриной;

Изучение содержания методики д.п.н, профессора, зав.лабораторией Института развития дошкольного образования РАО, О.С.Ушаковой

3. Изучение статей в журналах: 

Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие

4. Изучение статей в интернете

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-chtenie-hudozhestvenoi-literatury-po-leksicheskim-temam-na-kazhdyi-den-mladshaja-grupa.html

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/chtenie-hudozhestvennoy-literaturyi-vo-2-mladshey-gruppe.html

Сентябрь-октябрь  Конспекты

Памятки

Рекомендации

Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
а) Научно-методическая работа
1. Разработка перспективного планирования  по чтению художественной литературы по книге Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 3 до 4 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 144 с.

 

2. Разработка дидактических игр по пальчиковой гимнастике

 

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Сентябрь-октябрь

В течении года

В течении года

Планирование 

Дидактические материалы

Создание РППС

Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
1. Публикация  статей в научно-педагогических и методических изданиях,  в том числе в сети Интернет.

2. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ.

В течении года

Май 

Раздел 4. Участие в системе  методической работы за весь период
Публикация авторских материалов в сетевых сообществах В течении года