Автор: Сикорская Людмила Борисовна
воспитатель МБДОУ “Детский сад № 141” г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Программа профессионального саморазвития по теме: «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2018 |
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 141 “Ладушки” Ерофеева В.В.__________ |
Программа
профессионального саморазвития педагога по теме:
«Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»
Сроки реализация программы: 2018-2019 учебный год.
Разработчик:
воспитатель 2 младшей группы “2” Сикорская Людмила Борисовна
г. Дзержинск 2018 г.
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»
Сведения об образовании:
среднее – специальное, Дзержинский педагогический колледж, 1996
Специальность: воспитатель дошкольных учреждений со специализацией физо;
Должность: воспитатель
Категория: первая квалификационная категория.
Педагогический стаж: 10 лет.
Стаж работы в МБДОУ “Детский сад № 141 “Ладушки: 10 лет
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………………………………4
Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….4
Источники самообразования………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………5
Ожидаемый результат самообразования……………………………………………………………………………………………………………………………………………..8
Планируемые результаты самореализации………………………………………………………………………………………………………………………………………….8
Программа профессионального саморазвития педагога………………………………………………………………………………………………………………….9
Приложения………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
- Пояснительная записка
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросе формирования у детей 2 младшей группы интереса к художественной литературе
Задачи:
- Расширить общепедагогические и психологические знания с целью совершенствования формирования интереса у детей интереса к чтению художественной литературы
- Углубить знания по теории и методике чтения художественной литературы
- Обобщить результаты работы по теме «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы»
- Подготовить методический материал по данной теме. Составить картотеку ООД по чтению художественной литературы с детьми 2 младшей группы.
- Подготовить предметно- пространственную развивающую среду в группе в соответствии с ФГОС ДО;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях дома и детского сада;
- Источники самообразования:
Изучение нормативных документов
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.02.2014).
- – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
– «Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования»
- Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249
“Комментарии к ФГОС дошкольного образования”
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н,
3.2.1. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» Код B/01.5
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. N 26
Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13
“Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”
(с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ
от 04.04.2014 N АКПИ14-281)
СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”
- Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 г.
N АКПИ14-281 о признании недействующим пункта 1.9 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста .
- Письмо МО РФ от 3.12.2014 г. № 08-1937 «О направлении методических рекомендаций». (об организации развивающей предметно-пространственной среды).
- Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Литература:
«Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 144 с.
Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского сада» -Спб: «Акцидент», 2010
Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» -М: «Педагогика», 2012
Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений» -М: ТЦ «Сфера», 2012
Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» -М: ТЦ «Сфера», 2011
Ушакова О.С., ГавришН.В. «Знакомим дошкольников с литературой» (3-5 лет, 5-7 лет) –М: ТЦ «Сфера», 2012
Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические рекомендации» -М: ТЦ «Сфера», 2012
Изучение методики художественного чтения и рассказывания М.М.Кониной;
Изучение методики использования иллюстраций Е.А.Флёриной;
Изучение содержания методики д.п.н, профессора, зав.лабораторией Института развития дошкольного образования РАО, О.С.Ушаковой
- Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».
СМИ:
http://www.solnet.ee/- Детский портал ”Солнышко”
http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm – Все для детского сада
http://doshkolnik.ru/- Дошкольник
http://www.childpsy.ru/- Детская психология
http://www.detskiysad.ru/- Детский сад. ру
http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования
http://doshvozrast.ru/- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
http://playroom.com.ru/- Игровая комната
http://www.openclass.ru/ -Сетевые образовательные сообщества ”Открытый класс”
http://nsportal.ru/- Социальная сеть “Наша сеть”
http://www.doshkolnik.ru/- Социально – педагогический портал “Дошкольники”
www.pedsovet.org – Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.maaam.ru/- Социальный образовательный интернет – проект “Мааам.ру”
Журналы по дошкольному образованию
http://www.dovosp.ru/- Издательский дом “Воспитание дошкольника» (“Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Музыкальный руководитель”, “Здоровье дошкольника”)
http://www.psyedu.ru/- Психологическая наука и образование
http://www.voppsy.ru/ – Вопросы психологии
http://www.obruch.ru/– Обруч
http://psyjournals.ru/- Портал психологических изданий (электронные версии журналов по психологии)
http://dob.1september.ru/- Газета ”Дошкольное образование”
http://sdo-journai.ru/- Современное дошкольное образование: теория и практика
http://doy.direktor.ru/index.htm – Практика управления ДОУ
http://www.logoped.ru – Логопед
http://www.arkty.ru/journal/ – Современный детский сад
- Ожидаемый результат самообразования:
- Разработка конспектов ООД по чтению художественной литературы
- Повышение интереса детей к детским литературным произведениях, речевое развитие детей.
- Разработка и апробирование дидактических материалов, игр, бесед по чтению художественной литературы
- выработка методических рекомендаций по чтению художественной литературы.
- Разработка и проведение мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- Доклады, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
- Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
- Планируемые результаты самореализации:
- Разработка конспектов ООД по чтению детской художественной литературы ;
- Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:
- комплекта дидактики почтению художественной литературы во 2 младшей группе;
- банка продуктов детской деятельности;
- пакета психолого-педагогических материалов (диагностика).
- Постоянное ведение электронного портфолио педагога.
- Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.
Содержание деятельности | Сроки | Форма
результатов |
||
Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы | ||||
1. Изучение нормативных документов
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.02.2014). 2. – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” – «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 “Комментарии к ФГОС дошкольного образования” 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, 4.1.1. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» Код B/01.5 5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281) СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” 6. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста . 7. Письмо МО РФ от 3.12.2014 г. № 08-1937 «О направлении методических рекомендаций». (об организации развивающей предметно-пространственной среды). 2. Изучение литературы по теме: «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 144 с. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского сада» -Спб: «Акцидент», 2010 Изучение методики использования иллюстраций Е.А.Флёриной; Изучение содержания методики д.п.н, профессора, зав.лабораторией Института развития дошкольного образования РАО, О.С.Ушаковой 3. Изучение статей в журналах: Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие 4. Изучение статей в интернете: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-chtenie-hudozhestvenoi-literatury-po-leksicheskim-temam-na-kazhdyi-den-mladshaja-grupa.html https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/chtenie-hudozhestvennoy-literaturyi-vo-2-mladshey-gruppe.html |
Сентябрь-октябрь | Конспекты
Памятки Рекомендации |
||
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса | ||||
а) Научно-методическая работа | ||||
1. Разработка перспективного планирования по чтению художественной литературы по книге Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 3 до 4 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 144 с.
2. Разработка дидактических игр по пальчиковой гимнастике
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды. |
Сентябрь-октябрь
В течении года В течении года |
Планирование
Дидактические материалы Создание РППС |
||
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||||
1. Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет.
2. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ. |
В течении года
Май |
|||
Раздел 4. Участие в системе методической работы за весь период | ||||
Публикация авторских материалов в сетевых сообществах | В течении года |