Презентация “Русская береза” для детей 6 лет

Каталог всероссийских педагогических конкурсов

Каталог всероссийских конкурсов для детей

Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

Программа международных педагогических конкурсов

Автор: Серикова Галина Анатольевна

Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 5 “Рябинка”, г.о. Лобня, М.О.

Презентация “Русская береза” для детей 6 лет.

Презентация  проекта «Русская береза».

Цель:  Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.  Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.  Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Вводное слово. Звучит вальс «Березка» Е.М.Дрейзина. (1 слайд)

Воспитатель:

– Ребята, сейчас прозвучал отрывок из вальса «Березка». Написал этот вальс Евгений Михайлович Дрейзин. В этом вальсе воспета белоствольная красавица русских лесов – березка.  Все люди любят березку. Но всё ли о ней знают? А мы с вами очень много узнали о березке и сейчас нашими знаниями поделимся.

Основная часть.  Рассказ-беседа о березе с просмотром презентации.

Воспитатель:

-На свете много разных стран, разных красивых мест с очень богатой и красивой природой. Давайте посмотрим.

-Это природа Англии. (2 слайд).                                                                                                              -А это природа Аляски. (3 слайд)                                                                                                             -А вот это африканские джунгли. (4 слайд)                                                                                       -А это загадочная природа Южной Америки. Здесь и пальмы растут, и лианы. (5 слайд)                                                                                                                                           Красивая природа. Пальмы, баобабы, кофейные деревья…                                                                

– А какое деревце вы не увидели здесь?                                                                                              Дети: – Здесь нет березки.

Воспитатель:

– А у нас в России очень много берез. Вот они – наши белоствольные красавицы.                              – Красива наша березка в любое время года. Недаром русский народ выбрал березку символом нашей Родины. (Слайд 7)                                                                                              – Это единственное в мире дерево с белой корой. Посмотрите, какая белоснежная кора у этих берез. А на коре есть черные полосочки – чечевички. )

Воспитатель: – Для чего они нужны?

Дети: – Через них березка дышит.

Воспитатель: –А что еще мы узнали о березке?

Береза живет долго: до 250 лет. Её высота может достигать 30 метров. И растет береза быстро: за 25 лет она может вырасти с пятиэтажный дом. Ствол у березы даже в сильную жару не нагревается, поэтому в жаркий летний день в березовой роще прохладно.

Березы всегда дружили с людьми. Раньше не было электричества, и избу освещали лучиной. При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки. (Слайд 8)

Воспитатель: – То есть береза давала свет.

А это березовые дрова. Ими и сейчас топят печи, потому что это самые жаркие дрова. По жаркости они уступают только дубовым, но дубы не везде растут.                     (Слайд 10)

Воспитатель: -Значит, береза согревает.

Это березовые веники. Ими парятся в бане. Распаренные листья березы выделяют эфирные масла, которые очень хорошо влияют на кожу человека. Березовым веником можно и пол подметать, это тоже полезно. (Слайд 11)

– А это берестяная грамота. В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Береста – это прочный непромокаемый материал, не поддающийся гниению. Береста была дешевле бумаги, поэтому была доступна всем людям. (Слайд 12)

Воспитатель: – Много пользы приносит людям береза.

 

Физминутка.

Воспитатель:

-А у нас в зале тоже есть березка. Она живая, и у нее уже появились маленькие листочки. Давайте все вместе подойдем к нашей березке. (Слайд 13)

 

Как-то шел июнь через речонку (дети идут вперед большими шагами, встают вокруг березки)

И березку принял за девчонку (дети остановились, смотрят на березку из-под руки)

Подошел к ней, сел на берегу (садятся на корточки)

– Белая ты… будто вся в снегу (встают, гладят березку)

Вот тебе зеленый лист в подарок (вешают на березу зеленый листочек)

Как взмахнешь им – день не будет жарок.

Вот другой – расправишь на весу (вешают еще лист)

Полной горстью примет он росу.

Третий лист – шумливее, чем эти, (вешают третий лист)

Будет песни петь он на рассвете,

Голову синице закружит, (кружатся, подняв вверх руки)

Солнышко к себе приворожит.

И пошел июнь зеленым бродом, (дети большими шагами идут обратно)

И растаял в дымке полевой…

А береза перед всем народом

Ранним утром вспыхнула листвой (дети дошли до стульчиков и сели).

Воспитатель:

Посмотрите, какие у нашей березки почки и листочки. Они маленькие, нежные. Им нужно солнце, поэтому чуть позднее мы эту березку посадим возле нашего здания. А пока присядем возле березки и послушаем стихи о ней, ведь о березе написано очень много стихотворений.

Чтение стихотворений:

«Люблю березку русскую…»                                                                                                         «Дедушка и бабушка…»                                                                                                                          «У красы березки…»                                                                                                                                «Вся в белое платье одета…»

Рассказ-беседа.

Воспитатель: – А теперь вернемся на стульчики и продолжим наш рассказ.

Что еще мы знаем о березе?                                                                                                                   Береза лечит. Береза замечательна тем, что все в ней полезно для человека. Если вы оказались в лесу, подойдите к березе, прислонитесь к ней и немного постойте. Вы почувствуете себя лучше.                                                                                          Воспитатель: -Лечат березовые почки. (Слайд 14)                                                                                                            -Лечат листья. (Слайд 14)                                                                                                                     -Лечат сережки (березовые цветы) (Слайд 15)                                                                                   – Очень хорошим лекарством является и березовый гриб – чага. (Слайд 15)                                                          В медицине применяют мази и настойки, отвары. Из березы делают деготь, он обладает противомикробным действием. Угольные таблетки помогают чистить желудок. 

Береза, действительно, лечит человека. Это уникальное дерево. Каждая береза окутана облаком, которое мы не видим простым глазом. Облако это состоит из мельчайших частичек, которые выделяются березовыми листьями. Каждая частичка этого облака убивает болезнетворные микробы. Воздух среди берез чист и целебен.

Инсценировка сказки.

Воспитатель: – А сейчас мы расскажем сказку о том, как березка всех зверей вылечила.

«Сказка о том, как березка зверей лечила».

Рассказ-беседа.

Воспитатель: – Продолжим рассказ.

Скажите, что делают из березы? 

Дети: -Строят дома.

-Делают фанеру. (Слайд 16)

-Изготавливают мебель. (Слайд 17)

-Лыжи. 

Воспитатель:

А раньше плели лыковые лапти – самую ходовую обувь. (Слайд 18)

– А это береста. Из бересты получают тысячи вещей: (Слайд 18)

 – плетут корзинки

– делают туеса

– бадейки

 – бочонки

 – панно, картины

 – даже головные уборы

 – а еще посуду

 – игрушки

– сувениры.

Выставка поделок из березы.

Воспитатель:

-У нас тоже есть поделки, сувениры из березы. Давайте посмотрим.

  1. Рассказ-беседа.

-А теперь продолжим рассказ о березе.                                                                                             Воспитатель: – Весной березка может утолить жажду. Как?                                                                                                Дети: – Напоит березовым соком.                                                                                   Воспитатель: – А как правильно собрать березовый сок? (Слайды23)

Ребенок: – Самый полезный березовый сок – это сок, добытый через веточку.

 

Воспитатель:- Вот сколько пользы приносит людям береза. И в благодарность за это подарили люди березке праздник. Он так и называется – «Праздник русской березы».

(Слайд 24)

Девушки и парни шли в этот день в березовую рощу, чтобы украсить березку лентами, бусами, заплести березоньке косу. 

Вывод:

Воспитатель: –Посмотрите, какое замечательное дерево – береза. Жилище освещает, дает тепло, лечит людей, радует сувенирами.

Недаром русский народ назвал березку символом нашей Родины.                                                        Давайте мы сейчас подойдем к нашей березке и низко ей поклонимся в благодарность за пользу, которую она нам приносит. 

Звучит вальс. – Ребята, спасибо за работу.