памятка “АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ПОЗИЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ”

автор: Сервуля Татьяна Владимировна

Заведующий отделом ДПИ МБУ ДО “ДТТЮ “Дружба”, г. Новый Уренгой

памятка “АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ПОЗИЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ”

Памятка

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ПОЗИЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

 

Обратить внимание на следующие аспекты:

Гигиенические условия в кабинете: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость обучающихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Число видов учебной деятельности, используемых педагогом. К их числу относятся: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность способствует утомляемости обучающихся. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Число использованных  видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за занятие.

Чередование видов преподавания – не позже чем через 10-15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучающиеся в роли педагога, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

Позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы обучающихся на занятии может служить хорошим индикатором психологического воздействия педагога, степени его авторитаризма: механизм здоровье разрушающего воздействия авторитарного педагога состоит, в частности, в том, что дети на его занятиях избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации обучающихся, но и губительно отражается на их характере.

Физкультминутки и физкульт-паузы, которые являются обязательной составной частью занятия. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минут занятия по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у обучающихся желания их выполнять.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение педагога выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые педагогом.

Благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных обучающимися и самим педагогом определяет позитивное воздействие учреждения на здоровье.

Преобладающее выражение лица педагога. Занятие неполноценно, если не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Момент наступления утомления обучающимися и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений обучающихся в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Темп и особенности окончания занятия. Желательно, чтобы завершение было спокойным: обучающиеся имели возможность задать педагогу вопросы, он мог прокомментировать задание на дом, попрощаться.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид обучающихся, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние педагога.

Анализ занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей педагога. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ занятия в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.