Педагогическая мастерская «Психолого-педагогические основы и технологии формирования гражданской идентичности обучающихся в современном образовании»

автор:

Сальникова Елена Юрьевна

педагог – организатор МБУДО г.Иркутска ДДТ № 2

Гордина Светлана Викторовна

педагог – организатор МБУДО г.Иркутска ДДТ № 2

Педагогическая мастерская «Психолого-педагогические основы и технологии формирования гражданской идентичности обучающихся в современном образовании»

Педагогическая мастерская

«Психолого-педагогические основы и технологии формирования гражданской идентичности обучающихся в современном образовании»

 

Составили:

Сальникова Е.Ю. – педагог – организатор,

МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Гордина С.В. – педагог – организатор,

МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Ноготхоева К.П. – педагог – организатор,

МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Ролич К.Н. – педагог – организатор,

МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на педагогической мастерской мы будем говорить о «Психолого-педагогических основах и технологиях формирования гражданской идентичности обучающихся в современном образовании».

 Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ воспитания единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. В этой связи особенно важно обеспечить идеи  формирования гражданской идентичности школьников в современной школе, учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной деятельности [3].

Но что делать и с чего начать формирование гражданской идентичности обучающихся?! На эти и на другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Для начала давайте познакомимся, сейчас я задам Вам несколько вопросов, а Вы ответите на них движением.

– В зале есть (называю имена)? – похлопайте себе;

– В зале есть те, кто любит ходить в театр, пить кофе? – помашите нам руками;

– В зале есть те, кто любит детей? – улыбнитесь и погладьте себя по голове.

Спасибо!

Гражданская (российская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине.

Прежде всего, когда мы говорим слово Родина, мы представляем именно свой регион, город, в котором мы живем, поэтому формирование чувства патриотизма, гражданской идентичности нужно начинать со своего родного края.

Доминирующим методом формирования может стать такой метод, реализация которого позволяет обучающимся выявлять проблемы гражданского содержания и реагировать на них практическим результатом виртуального (сайт, презентация) или реального характера (социально значимое дело, акция, презентация и т.д.). А внедрение направления формирования гражданской идентичности школьников осуществляется через совокупность форм и методов, обеспечивающих решение педагогом задач.

В своей мастерской я хочу представить и поделиться с Вами  одной из форм формирования гражданской идентичности обучающихся. Сегодня мы будем работать в  группах по тем направлениям, с которыми связанна Ваша педагогическая деятельность: социально-педагогическое, спортивное, художественное, естественно-научная направленности.

Для начала давайте попробуем разобраться – что такое гражданская идентичность? Я попрошу каждого из Вас  за  1 мин прописать 10 ассоциаций – одним словом, которые возникают у Вас при произношении этого словосочетания. (Работают)

Сейчас, уважаемые коллеги, вам дается еще 1 мин., попробуйте проранжировать эти ассоциации по значимости от 1 до 10, т.е. 1 – это самая важная, 10 менее важная ассоциация.

(Работают)

Далее, каждый по очереди назовите 5 самых важных ассоциаций, пожалуйста, не повторяться!

(Записываю на доске ответы).

Давайте посмотрим, что у нас получилось гражданская идентичность по вашему мнению это…(зачитываю). Хорошо!

А теперь давайте попробуем обозначить термин «гражданская идентичность», Вам необходимо за 3 мин., работая в группе из 5 выбранных ассоциаций составить определение.

После чего каждая группа выбирает себе координатора – человека, который будет представлять Ваш «продукт».

(Работают)

Послушаем, что у Вас получилось, координатор каждой команды представьтесь, пожалуйста и зачитайте определение «гражданской идентичности» от Вашей команды

(Зачитываем).

Спасибо!

Проблемой гражданской идентичности в педагогической литературе занимались многие, например:

П.В. Григорьев считает, что гражданская
(российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [2].

Быть причастным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: семьи, друзей, школы, Родины, Вселенной. Отсюда, идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделение им для себя «значимых других».

Известный российский психолог и ученый А.Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [1], при этом автор отмечает, что гражданская идентичность имеет личностный смыл в отличие от понятия гражданство.

Анализируя работы, посвященные проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что данное понятие трактуется исследователями неоднозначно и отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления, анализируются различные аспекты изучения гражданской идентичности в соответствии с кругом научных интересов исследователей.

Вслед за А.Г. Асмоловым, мы понимаем, что гражданская идентичность ученика есть результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, который выводит учащегося на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на осознание себя как гражданина своей страны, как члена гражданского общества.

С понятием гражданской идентичности разобрались, следующим нашим шагом будет обозначить технологии и формы ее формирования. На самом деле формирование любого качества происходит постепенно, поэтапно, для этого нам необходимо выбрать такие технологии и формы взаимодействия с обучающимися, чтобы им было интересно работать над этим качеством, тогда будет результат.

Мы постарались представить технологии и формы, с которых можно начать формирование гражданской идентичности.

Технологии формирования
гражданской идентичности:

  • коммуникативные (беседа, диспут, технология «Дебаты», «Гражданский форум»);
  • игровые (ролевая игра, деловая игра);
  • социально – деятельностные (технология коллективных творческих дел, социальный проект) и др.

Формы:

  • урочная деятельность (урок, экскурсии, учебные конференции, лекции, семинары и др.);
  • внеурочная деятельность (диспуты, акции, социальные проекты, разнообразные формы кружковой деятельности,  клубная работа и деятельность общественных организаций в системе общего образования)
  • гражданский форум это форма общественного обсуждения, позволяющая сравнить разные подходы к решению значимой для общества проблемы.

И сейчас на протяжении 2 мин. попробуйте подобрать те формы, которые на Ваш взгляд, будут продуктивны в работе связанной с Вашей направленностью. (Работают)

От каждой группы назовите формы, которые Вы выбрали.

(Записываю на доске).

Хорошо, а сейчас я предлагаю выбрать Вам одну из форм формирования гражданской идентичности обучающихся и разработать мероприятие, включающее в себя: цель, задачи, подготовку, сценарный план, ожидаемый результат. Желательно, чтобы данное мероприятие было направлено на наш регион. На работу Вам дается 20 мин.

Далее Вы продумываете название и девиз вашей команды, выбираете спикера, который озвучит Вашу идею, оформителя, кто сможет наглядно представить разработанное мероприятие, сценарист, кто сможет придумать творческую защиту, протоколист, который грамотно запишет все Ваши мысли. После того, как все команды справятся с заданием, будет дано время для представления и защиты Вашей идеи, разработанного мероприятия по формированию гражданской идентичности у обучающихся. Пожалуйста, работаем, желаю успехов!

(Работают)

Защита творческих «продуктов».

     Ведущий: Спасибо за плодотворную работу! Сегодня мы сотрудничали в интерактивном режиме, постарались разобраться с понятием гражданской идентичности, рассмотрели технологии и  формы ее формирования у обучающихся и даже разработали свои мероприятия для работы по данной теме. Хочется еще раз напомнить, что данная форма работы, при помощи которой мы взаимодействовали, тоже имеет место быть в Вашей педагогической копилке.

А закончим мастерскую ответом на вопрос «Гражданская идентичность – Зачем это нужно ребенку?

Ответы – лучики:

Ведущий прикрепляет записанные ответы в виде лучей солнца.

  • Что у нас получилось? (Солнце)
  • Пусть это солнце будет тем зарядом энергии, которое поможет Вам в работе по формированию гражданской идентичности обучающихся.
  • Вопрос педагогам: Чему научились? Что нового узнали?

Жизнь по-разному можно прожить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до Солнца достать

И подарить Его людям.

 

Спасибо за работу!

Список использованной литературы:

  • А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя»;
  • Д.В. Григорьев Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] //Интернет- конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования»;
  • Образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс]. URL:http ://www.standart.edu.ru/doc.aspx?Docld=754.