Автор: Сабирова Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы МБОУ» Татарская гимназия№15» Кировского района г. Казани
Из опыта работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе.
X ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. XXI ВЕК»
Секция: Педагогическая лаборатория
Обобщение опыта работы
Сабирова Елена Викторовна,учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
МБОУ « Татарская гимназия №15» Кировского района г.Казани
Из опыта работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе
Казань 2025
Каждый учитель стремится обучить своих учеников тому, что знает сам и даже большему, но, к сожалению, учебная программа не в силах охватить весь прекрасный мир литературы. А как бы хотелось… Хотя, наши дети разные: кому-то достаточно учебного материала, для кого-то это слишком много, а есть учащиеся, которые вместо игр на компьютере выбирают книги. Вот в этом случае очень важна роль учителя, который умеет толково направлять таланты и стремления своих учеников.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Я работаю в школе уже 19 лет За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями, становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они.
Я уверена, что у каждого учителя в классе есть такие дети, которые не удовлетворены работой со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, изучать только учебник им недостаточно. Как быть? Необходимо выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в олимпиадах.
На сегодняшний день не выработана «настольная книга» системы подготовки к олимпиадам, не придуманы еще универсальные методы и способы обучения, благодаря которым ученик и писал бы грамотно, и побеждал в олимпиадах.
В продолжение многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносят свои плоды: в течение всей педагогической деятельности мои ученики становились призерами и победителями олимпиад по русскому языку и литературе на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Подготовка к олимпиаде состоит не в натаскивании ученика на какие-то определенные типы задач, а в систематическом и обстоятельном изучении самого предмета как на уроках в школе, так и в процессе самостоятельной работы.
При подготовке школьников к олимпиадам по русскому языку и литературе учитываю следующие моменты.
- Необходимо довести до школьников тот факт, что олимпиада ни в коей мере не является элитарным мероприятием, что многие задачи олимпиад доступны для понимания и решения не только гениям, но и среднестатистическому школьнику, интересующемуся русским языком и литературой.
Мы любим вешать на людей ярлыки, делить на физиков и лириков, способных и неспособных. От многих педагогов и родителей можно услышать, что участие в олимпиадах — это лишь для одаренных ребят, «среднестатистическим» школьникам без особых способностей успеха на них не добиться, не следует даже тратить свое время.
На самом деле это не так.
Если ребенок искренне любит предмет, интересуется им и готов прикладывать максимум усилий, чтобы изучить все его нюансы, то он уже имеет все шансы на победу.
Это первое условие успеха.
- Начать участвовать в интеллектуальных состязаниях по предмету можно в любом классе. При должном старании школьник, пришедший на олимпиаду впервые в 11 классе, имеет такие же шансы на успех, как и школьник, принимающий участие в олимпиадах, начиная с младших классов.Для того чтобы попробовать свои силы на начальном этапе можно порекомендовать участие и в онлайн-олимпиадах,например Винкид ,проводимые КФУ.Участие здесь помогает понять уровень подготовки ребёнка,развивают интерес и стимулируют к углублённому изучению предмета.
- Тем не менее, школьник, претендующий на успех в олимпиадах, должен не только проявлять интерес к предмету, но и интересоваться темами, формально не входящими в школьную программу, но доступными для понимания и освоения в рамках обычной школьной программы.
При подготовке учащихся к предметной олимпиаде я ставлю перед собой следующие цели:
- Выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся.
Несомненно, настоящее счастье для учителя, когда в классе оказывается любознательный, трудолюбивый, мотивированный на успех ребенок. Это настоящий клад. Он имеет ряд особенностей: отличается хорошей памятью, склонен к размышлениям, внимателен, трудолюбив, любознателен.
- Развитие их таланта, интеллекта, одаренности.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». ( А. Колмогоров)
Мне по душе прием, разжигающий в людях любознательность.
Детям всегда полезно рассказывать как можно больше оригинальных, необычных, неоднозначных фактов.
Нельзя не удивляться, например, тому, что в русском языке:
— слова «чан» и «скатерть» являются исторически однокоренными и восходят к слову «доска»,
— что слово «дважды» буквально означало «пройдя два раза»,
— что слова «начало» и «конец» исторически однокоренные,
— что слова «бык» и «пчела» восходят к одному и тому же звукоподражанию.
Неожиданно (и это наиболее интересно!) Вот он, секрет мотивации — обязательное условие для достижения результата в любом деле.
Литература.
Задача учителя литературы, на мой взгляд, состоит в том, чтобы воспитать вдумчивого читателя.
Вот ряд заданий, которые я предлагаю своим ученикам для активизации их познавательной и творческой деятельности.
- Монолог от лица героя.
При изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» большое внимание уделяю изучению дневника Печорина. Учащимся предлагаю исследовать текст романа и составить страницы дневников других героев, где бы говорилось о Печорине. Выполнить такое задание можно только при условии внимательного чтения.
Результат — целая проектная работа: «Дневники героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», куда вошли высказывания о главном герое Грушницкого, Бэлы, Веры, княжны Мери, доктора Вернера.
Эта работа продолжается и в 10 классе. Известно, что И.С. Тургенев, работая над романом «Отцы и дети», вел дневник нигилиста, вглядываясь в черты незнакомого ему нового поколения. Ребята оформляют подобный дневник Базарова уже по страницам романа.
То же самое и с материалом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», творческие группы создавали дневники Раскольникова, а также Сони, следователя Порфирия Петровича.
Продуктивно ведение дневника Григория Мелехова при изучении «Тихого Дона» М.А. Шолохова. Это поможет учащимся разобраться в причинах сомнений героя, постоянно оказывающегося в ситуации выбора.
Это трудно, но дает свои ощутимые результаты в развитии речи.
- Диалог с критиком.
Нередко чтение литературной статьи XIX века превращается для учащихся в непосильный труд: почти всегда это столкновение с большим объемом, особенностями языка, сложной стилистикой. Но вводить имена и идеи выдающихся представителей русской литературной критики – В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина и др. – в круг научных представлений старшеклассников о развитии литературного процесса необходимо. Как это сделать? Через обращение к тексту того произведения, о котором писали критики.
Например: В. Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни». Подтвердите (опровергните) это утверждение. Учащиеся, работая с текстом романа, составляют мини-энциклопедию, словарик, где упоминаются характерные приметы времени. Толкование слов осуществляется посредством цитат из текста произведения. Список получается очень внушительным: Петербург, деревня, бал, аристократ, воспитание, игры, обычаи, привычки, светское общество, помещики, театр, цензура, чины, барщина, ярем, эпиграмма и т.п. Ребят интересует, что именно написал В.Г. Белинский обо всем этом в романе. Возник интерес, желание прочесть первоисточник.
Более сложно я работала с десятиклассниками, когда мы изучали роман И.А. Гончарова «Обломов», сталкивая противоположные точки зрения Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина на образ главного героя, предлагая отыскать в тексте подтверждение или опровержение критиков.
По тому же принципу ребята подбирали материал по пьесе А.Н. Островского «Гроза», отстаивая разные взгляды Н.А. Добролюбова и Д.С. Писарева на характер главной героини.
Наконец, на уроках, посвященных образу Базарова, учащиеся подбирали цитаты в романе, чтобы понять, что в романе позволило иметь полярные точки зрения М. А. Антоновичу и Д.И. Писареву на образ тургеневского героя.
- Проблемная ситуация.
Примеры:
- Заполнить пустые клетки информацией, предварительно объяснив, по какому принципу ее следует отбирать:
? | М.Цветаева | А.П. Чехов | М.Ю. Лермонтов | ? | А.Н. Островский |
Ясная Поляна | ? | ? | ? | Воронеж | ? |
Или:
Раскольников | ? | ? | ? | ? |
? | Халат | «на правую руку надела перчатку с левой руки» | Дорожная шкатулка | Тарелка
с крыжовником |
Главное — создание проблемной ситуации.
Ученику предоставляется возможность под иным углом взглянуть на изученный материал. Только с условием: свою точку зрения надо аргументировать.
- Формула героя (автора).
Такие задания приучают к внимательной работе со словом, позволяют выявить, насколько целостный образ героя (автора) сложился у учащихся.
Например: Каков, на ваш взгляд, девиз ранних произведений М. Горького?
Ответы учащихся 11 «Б»: «Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться», «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу!», «Пусть сильнее грянет буря!», «Рожденный ползать летать не может», «Любовь к людям – это крылья, на которых человек поднимается выше всего».
Или: Назовите идейную формулу Базарова.
Ответы учащихся: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» и т.п.
И последнее: для подготовки к олимпиаде использую целый ряд тестов («мозговой штурм»).
Приведу примеры.
1.Укажите подлинные имена писателей и поэтов 20 века.
псевдонимы | подлинные имена |
Велимир Хлебников | |
Андрей Белый | |
Максим Горький | |
Игорь Северянин | |
Саша Чёрный |
2.Исключите лишнее из каждого ряда. Свой выбор аргументируйте.
1) Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Белый, К.Бальмонт
2) «Соловьиный сад», «Сытые», «Фабрика», «Русь».
3) Ларра, Клещ, Челкаш, Лойко
3.Соотнесите номера изречений из левого столбика и номера их авторов из правого.
1.И вечный бой! Покой нам только снится. | 1.М.А.Булгаков
|
2.Человек – это звучит гордо. | 2. Козьма Прутков |
3.Человек создан для счастья, как птица для полёта. | 3. В.Г.Короленко |
4.Воля и труд человека
Дивные дива творят. |
4. М.Горький |
5.Если хочешь быть счастливым – будь им. | 5. А.А.Блок |
6.Люди как люди. Квартирный вопрос только испортил их. | 6. Н.А.Некрасов |
4.Укажите авторов сборников:
«Золото в лазури» _____________________________
«Колчан»_____________________________________
«Вечер»_______________________________________
«Urbietorbi» _________________________________
- Кому из поэтов принадлежат прозвища? (Из мемуаров И.Одоевцевой «На берегах Невы», В.Катаева «Алмазный мой венец»).
А) Командор
Б) Королевич
В) Щелкунчик
Г) Мулат
Д) Велимуг
Е) Метр
6.Каким размером написан фрагмент стихотворения В.Брюсова? Сочините или процитируйте стихотворную строчку с таким же размером.
Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом, –
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта, –
Часы за упорным трудом!
При подготовке к олимпиадам по русскому языку я большое внимание уделяю навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности. Задания, связанные с историей языка, широко используются в олимпиадах. Поэтому при подготовке даю
исторический комментарий к языковым явлениям.
Например: Говорил Вольга таковы слова: – Бог тебе помочь, оратаюшко. А орать, дапахать, да крестьновати С края в край бороздки пометивати! – в которых представлены лексические архаизмы (орать, оратаюшка), фонетические (помочь) и морфологические(крестьновати, пометивати) особенности языка прошлых лет.
Многоаспектная работа со словом, включающая и его краткий анализ, способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию у них языкового чутья и лингвистического мировоззрения, внимания к языковым средствам выразительности при анализе художественных произведений.
Продуктивной формой работы получения новых знаний является и самостоятельная подготовка ученика. Поэтому в качестве домашнего задания «олимпиадникам» предлагаю прочитать главу из научно-популярной книги, статью из «Энциклопедического словаря
юного лингвиста» или изучить статью из какого-либо словаря русского языка.
Особую сложность представляют олимпиадные задания сопоставительного характера. Например,объедините в группы слова с одинаковым словообразовательным значением, укажите
значение. Какие слова не вошли в группы? Кивок, восток, глоток, сапожок, огонек,петушок, порошок и другие. При решении этого задания ученикам предлагаю выявить значение суффикса –ок- и в зависимости от этого сгруппировать слова. Знакомлю школьников с термином «словообразовательное значение».
Практическая работа ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка(фонетика, орфоэпия, орфография и пунктуация, лексикология, морфология, синтаксис).
Изучение орфоэпической нормы – основа формирования культуры речи учащихся.
Поэтому олимпиадные задания делим на 3 группы:
задания на характеристику звуков по различным параметрам,
задания на фонетические изменения и орфоэпические задания
С учащимися выполняем орфоэпические упражнения, заучиваем орфоэпические запоминайки:
В олимпиаде по русскому языку часто включается задание на выявление
грамматических ошибок. Чтобы избежать ошибок в выполнении данного заданияработаем по предупреждению речевых ошибок и недочетов, грамматических истилистических ошибок. С этой целью даю учащимся задания на редактирование
деформированного текста (текста, содержащего речевые, грамматические и
стилистические ошибки).Перед этим обязательна большая подготовительная работа в виде решения отдельных заданий по исправлению различного вида ошибок
Пример..
1.распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения
синтаксической нормы) по группам
А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Б. Нужно оплатить за проезд.
В. Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрел путевку заранее.
Г. Комиссия установила о причинах аварии.
Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Е. Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении
«Весенних водах»
Ж.Россия-страна неслыханных, богатейших сокровищ, таящимися в её глухих лесах.
З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
И. Тот, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому
информационному полю.
К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
Л. .Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим случайно».
М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Н. .Создавая живописное полотно, работа велась несколько дней.
О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
П. Те, кто серьёзно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно
Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.
С. Уезжая в город, дядя обещал, что я обязательно вернусь к Новому году.
Задание на устранение речевых ошибок.
Все вы писали на уроках творческие работы: сочинения и изложения. В распечатке предложения из ваших работ с ошибками речевыми Наша задача – отредактировать эти предложения. (Найти ошибку и исправить её). Запишите исправленное предложение(правильный вариант). Приготовьтесь прокомментировать ваши исправления.
1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности.
(Повтор слова)
Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности
2. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.
3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное
управление существительным).
Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.
4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание
лексического значения слова).
Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.
5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком
(неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” – Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитанизобразил фигуру человека.
6. Вдалеке тучи с возможным дождем
(Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.
7. Картина дает задумчивое настроение
(Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.
8. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).
Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье. Её лицо задумчиво.
9. Тишину остановил дядя Филя
(Р).Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.
10. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” –
Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.
11.Поэт испытывал сильную ностальгию по родине.( Лишнее слово ностальгию).
Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
12. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувенир)
Это позволило продвинуться учащимся в плане культуры речи и овладеть структурой текста.
Лексика и фразеология – это тот ярус языка, который даёт богатейший материал для наблюдений по стилистике и для формирования образной речи учащихся как важнейшего признака культуры речи. Поэтому при подготовке к олимпиадам уделяем работе с фразеологизмами.
Для работы над формированием фразеологической насыщенности речи учащихся предлагаются следующие задания:
1. заменить выделенное слово фразеологизмом.
Например: они живут рядом (бок о бок), герой на войне никогда не проявляет трусости (некланяется пулям), учитель специально не замечает наших шалостей (смотрит сквозь
пальцы) и под;
2. подумать, на чём основан образ, лежащий в основе фразеологизма, определить,возможен ли контекст, при котором фразеологизм перестанет существовать – слова,входящие в его состав, будут выступать в своём прямом значении (например: на солнце можно смотреть только сквозь пальцы);
3. подобрать фразеологизм, синонимичный данному. Например: работать спустя рукава(без души), у него ума палата (он семи пядей во лбу), зарубить на носу (намотать на ус) идр.
4. составить небольшой диалог с использованием фразеологизмов на любую, близкую учащемуся тему. При выполнении этого задания, как правило, ученики уже стремятся обыграть значение фразеологизма и входящих в его состав слов, часто используют приём неожиданного финала.
Такая работа над фразеологией как средством формирования выразительной речи учащихся позволяет сделать следующий вывод: тщательный анализ стилистических возможностей фразеологии и особенностей её использования в художественном произведении даёт возможность ученикам обогатить свой лексический запас, расширить кругозор и сделать их речь разнообразной и экспрессивной. Разнообразные задания, в которых предлагается произвести определенные операции со словами, словосочетаниями,предложениями, фразеологизмами, легче выполняются, если ученик владеет русским языком, его языковыми нормами, богатством. Поэтому для успешного участия в олимпиаде по русскому языку надо много читать, знать русскую литературу, читать научно-популярную литература по русскому языку, его истории и этимологии,пользоваться словарями. Задавать себе вопросы, искать и находить на них ответы.
Таким образом, для выполнения олимпиадных заданий школьнику необходим развитый кругозор, практические умения и навыки.
Коммуникативная направленность преподавания русского языка предполагает обучение учащихся устной монологической речи. Именно эта задача стоит перед школьниками при выполнении заданий устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему.
Поэтому с учащимися отрабатываем работу над сочинениями- рассуждениями.
Для подготовки к олимпиадам я собираю специальную папку с заданиями прошлых лет и затем предлагаю выполнить их ученикам во внеурочное время. Если ученик не справился с каким-либо заданием, то направляю его на путь решения с помощью дополнительного вопроса. Ученик должен попытаться еще раз выполнить задание самостоятельно. Лишь в редких случаях показываю решение и объясняю его. Очень важно, чтобы ребенок понял,как оно получено.
Такая работа по совершенствованию речевой культуры учащихся при
подготовке к олимпиадам по русскому языку, по моему мнению, способствует углублению и расширению знаний учащихся, расширяет кругозор школьников,воспитывает языковое чутье, развивает творческие возможности, повышает общую языковую культуру учащихся.
По моему мнению, данная система работы по совершенствованию речевой культуры учащихся эффективна, так как систематизирует усилия учителя по формированию исследовательской и коммуникативной компетентностей учащихся, помогает ориентироваться в современном информационном пространстве, адекватно оценивать себя и свои достижения. Об этом свидетельствуют победы моих учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Каждый год мои ученики занимают призовые места в олимпиадах и научно практических конференциях городского и республиканского уровня
как по русскому языку, так и по литературе.
Рассмотренные выше некоторые методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся .
И вот мы приблизились к самому важному — каких же образовательных правил я придерживаюсь, чтобы приблизить заинтересованного ребенка к победе на олимпиаде.
Во-первых, всегда необходимо замечать хорошо работающие на конкретных детях приемы, развивать и закреплять этот удачный опыт.
Во-вторых, чтобы подготовиться к какой-либо олимпиаде вообще, нужно, для начала, изучить историю вопроса, а именно: узнать, какие задачи давались на олимпиадах в прошлые годы, какими методами предполагалось их решать, каковы были требования к их оформлению и т.п.
В-третьих, системность и непрерывность. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Должна быть непрерывная работа по подготовке к олимпиаде с каждым учащимся, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора, способам их решения.
В-четвертых, личная заинтересованность ученика, его самостоятельность.
Нельзя не придавать значения организации самостоятельной работы учащихся. Без личной заинтересованности ученика, без высокого чувства ответственности и широких учебных возможностей ученика (память, мышление, способность к анализу и синтезу) правильно поставленного процесса самоконтроля добиться намеченных целей невозможно. Невозможно добиться результата административными методами.
В-пятых, опережающая сложность заданий.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются у них способности, данные каждому ребенку от рождения.
Список источников,используемых мной при подготовке к олимпиадам:
Б. Л. Иомдин, А. Ч. Пиперски, А. А. Сомин. Русский язык // Сборник заданий
межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Русский язык. Литература.
Журналистика. Под общ. ред. Б. Л. Иомдина (разд. 1), К. М. Поливанова (разд. 2), С. А.
Шомовой (разд. 3). — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — С. 7–58.
В. И. Беликов, Е. В. Муравенко, М. Е. Алексеев «Задачи лингвистических олимпиад.
1965–1975»
Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах
Жданова Л.А., Галактионова И.В. Русский язык в вопросах и ответах: Задания
олимпиады с ответами и комментариями
Успенский М. Б. Задачи по русскому языку. Поиск и анализ трудных решений
Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач
Интернет-источники:
Задания ВсОШ прошлых лет: https://olimpiada.ru/activity/80/tasks
Задания по фонетике, графике и орфографии олимпиады «Ломоносов»: https://portal-
slovo.ru/philology/46938.php?sphrase_i..
Задания по морфемике и словообразованию олимпиады «Ломоносов»:
https://portal-slovo.ru/philology/46202.php?sphrase_i..
Лингвистические задачи на сайте «Элементы»: https://elementy.ru/problems
Задания олимпиады «Высшая проба»: https://olymp.hse.ru/mmo/materials