автор: Сапрыкина Оксана Валентиновна
Учитель математики Липецкая область МБОУСОШ с. Красное
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В. Сапрыкина
учитель математики
филиала МБОУ СОШ с. Красное в с. Гудаловка
Липецкой области,
sapryckina.oxana2017@yandex.ru
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме «Развитие профессиональной компетентности педагога в целях повышения качества организации внеурочной деятельности обучающихся.» Автор статьи раскрывает роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности, рассказывает о различных способах и методах работы по данному направлению.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, классный руководитель, ребёнок, личность.
Мы все родом из детства. И в жизни каждого из нас был учитель, который помогал выбраться из сложных жизненных ситуаций, умел разглядеть в каждом своем ученике уникальную личность, учил быть полезным обществу и государству. Чаще всего им был классный руководитель. В огромном коллективе школы он – ближайшее звено к ребёнку. Здоровье ребёнка, его поведение, успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и учителями, мир в семье и организация досуга, всё это и многое другое, основные заботы классного руководителя. Именно поэтому можно утверждать, что он играет очень важную роль в процессе становления и развития личности ребёнка.
В условиях работы по стандартам второго поколения деятельность классного руководителя должна быть направлена на формирование нового типа взаимоотношений между личностью ребёнка, его семьей и школой, представляющей интересы общества и государства в целом.
Современному учителю не составляет огромного труда провести урок. Но не каждый педагог может прочувствовать особенности жизни классного коллектива, не каждый может справиться с тем объёмом работы, который входит в круг обязанностей классного руководителя.
Опытный классный руководитель – это умелый организатор внеурочной деятельности в любых социальных условиях. Он способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно – ориентированном подходе. Его деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программ и имеет свои собственные задачи.
Вся работа должна быть организована таким образом, чтобы она способствовала духовно – нравственному и физическому развитию личности ребёнка, проявлению его индивидуальности. [1]
Чаще всего в школах внеурочная деятельность организуется в коллективе: классе, кружке, спортивной секции и т. д. В основном развитие личности ребёнка происходит сразу в нескольких разных коллективах – как по характеру деятельности, так и по психологической атмосфере. Поэтому влияние коллектива на ученика может как замедлять процессы развития личности, так и развивать индивидуальность ребёнка, его внутренний потенциал.
К коллективным формам работы также можно отнести: различные акции, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, туристические слеты, спортивные соревнования, советы дел, органы самоуправления, творческие группы и многое другое. Возраст учащихся определяет роль классного руководителя в этих формах работы: рядовой участник или организатор. И в том, и в другом случае он должен помочь каждому ребёнку проявить себя как самостоятельная личность и как часть большого единого коллектива. Важным фактором в течении всего процесса является личный пример классного руководителя: умение слушать и грамотно давать советы, дружеское, тактичное отношения к детям любого возраста.
Разнообразие форм коллективной деятельности и индивидуальные особенности каждого классного коллектива ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В современных источниках можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников, видов анкетирования, викторин, круглых столов, игр, диспутов и т.д. Важно, что каждый из них должен быть переработан с учётом потребностей воспитанников и особенностей образовательного процесса. [2]
Индивидуальные формы работы помогают классному руководителю изучить все особенности характера ученика, выяснить причины, которые мешают ребёнку раскрыть себя, обнаружить его слабые и сильные стороны. Важно завоевать доверие ребёнка, убедить его в том, что вы готовы выслушать его в любой ситуации. Задушевный разговор может принести больше пользы для ребёнка, чем несколько коллективных дел. Для каждого конкретного ребёнка нужно выбрать свой способ общения: индивидуальная беседа, разговор «по душам», непринуждённая консультация, ненавязчивый обмен мнениями, выполнение совместного ответственного поручения, совместный поиск решения возникшей проблемы и многое другое. Эти формы можно применять как каждую в отдельности, так и одновременно. Современная молодёжь страдает от недостатка внимания взрослых, отсутствия живого общения. И классный руководитель должен уметь заполнить эту пустоту, расположив к себе ребёнка. Для этого он должен быть интересной личностью: увлекаться современным театром и живописью, молодёжным направлением в литературе, играть на музыкальном инструменте или петь, вести здоровый образ жизни, разбираться в современной моде, хорошо владеть навыками работы с сетью Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у подростков вызывает педагог, который сможет защитить не только свои интересы, но и интересы ребёнка и класса в целом. Опрос детей показал, что главными качествами классного руководителя должны быть: чувство юмора, умение предотвратить любой, даже не значительный конфликт, уважение каждого ребёнка как личность.
Работа классного руководителя не может проходить без тесного сотрудничества со всеми членами педагогического коллектива школы. Он помогает учителям и педагогам дополнительного образования правильно выбрать средства и способы работы, обеспечивающие успешную деятельность ребёнка не только на уроке, но и во внеурочное время.
Классный связующее звено между педагогами и родителями. Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие внеурочной деятельности для развития творческих способностей детей. Ребёнок из неуспевающего ученика может превратиться в личность, прекрасно успевающую в спорте, в творчестве и многом другом.
О результативности внеурочной деятельности можно судить:
– по спортивным достижениям детей;
– по массовости участия детей в различных видах мероприятий;
– по степени желания участвовать в предлагаемых мероприятиях;
– по победам на разнообразных конкурсах различного уровня;
– по уровню воспитанности и ответственности;
– по снижению уровня правонарушений в учебное время и во внеурочное;
– да и просто по настроению детей.
Ведь если ребёнок занимается делом, от которого получает удовольствие, то у него происходит переоценка многих жизненных ценностей. Он чувствует себя полезным, появляется смысл в его жизни, а значит и стремление творить добро.
В любом коллективе есть учащиеся, которые не посещают кружки и секции по каким-либо причинам. С такими детьми классному руководителю необходимо провести корректирующие действия: привлекать их к организации и проведению внеклассных мероприятий, к активному участию в общешкольных мероприятиях. Но сделать это нужно очень деликатно. Мероприятия должны соответствовать интересам и склонностям ребёнка и осуществляться на добровольной основе.
Не мало важную роль в процессе внеурочной деятельности играет принцип соревновательности. Одним из наиболее распространённых методов реализации этого принципа является ведение совместно с учащимися Портфолио, где содержатся материалы, подтверждающие достижения учащихся во внеурочной деятельности. В конце каждой четверти классный руководитель вместе с активом класса проводят диагностику достижений детей. Все результаты размещаются на информационный стенд, доступный всем членам коллектива. Детям с низким уровнем достижений можно предложить попробовать свои силы в других направлениях деятельности или помочь им проявить себя в полной силе в следующей четверти. Главное, чтобы дети не остались незамеченными, не чувствовали себя лишними в жизни классного коллектива и школы. [3]
«Ребенок – это нежный и хрупкий росток.»
В нем с рождения заложено неуемное стремление к росту и развитию.
Он должен укрепить свое единственное и неповторимое «я», распознать свое предназначение. Цель каждого педагога грамотно помочь ему в этом. Поэтому грамотно выстроенная работа классного руководителя является важным условием успешной реализации воспитательного процесса в целом.
Список литературы:
1.Хрестоматия по внеклассной работе. Пособие для учителя. /Терехов М.М., «Просвещение». М., 1970.
2.Мир школьных праздников. Планирование воспитательной работы. /Савченко Е.В. «Методкнига». М., 2008.
3.Справочник классного руководителя./ Дереклеева Н.И. «ВАКО». М., 2007