Результативность экспериментального исследования сформированности правовых представлений младших школьников
В статье представлены результаты экспериментального исследования, проведенного с целью выявления сформированности правовых представлений младших школьников. Создание критериальной системы, включающей компоненты, критерии, показатели, уровни, позволило осуществить непосредственную оценку эффективности работы по сформированности правовых представлений младших школьников. Авторами проведено исследование в контрольном и экспериментальном классах. Результаты констатирующего и формирующего экспериментов отражены в таблицах и диаграммах. Существенная динамика произошла в отношении сформированности правовых представлений респондентов экспериментального класса.
В Законе РК «Об образовании» [1] подчеркивается ориентация современной системы образования на развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Ведущим принципом государственной политики в области образования является «приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; уважение прав и свобод человека» (ст.3). Законодательство формулирует социальный заказ на активную правовую подготовку подрастающего поколения.
Одна из задач — создание атмосферы честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры [2].
В Конвенции о правах ребенка [3] отмечается необходимость всемерной поддержки государств, принявших ее, соблюдения всех выделенных прав и свобод несовершеннолетних, формирования у них представлений о своих правах и обязанностях.
Таким образом, в нормативных правовых документах указывается на необходимость воспитания личности, которая не только осознает наличие собственных прав и свобод, но и уважительно относится к правам других людей.
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития казахстанского общества. Государству и обществу важно, чтобы подрастающее поколение было мобильным, способным к сотрудничеству, конструктивной деятельности, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Современные школьники должны обучаться в духе терпимости, мира, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа — это период формирования личности, когда закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать активным гражданином страны. Важнейшая задача школы — ознакомление младших школьников с основами конституционного строя Республики Казахстан, формирование у них патриотизма и гражданственности, усвоение норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Выявленные особенности первичного опыта социально-правового взаимодействия учащихся позволили определить содержание и основные пути построения экспериментальной деятельности по формированию правовых представлений младших школьников.
Программа эксперимента предусматривала следующие этапы:
предварительный — разработка измерительных средств, необходимых для определения сформированности правовых представлений младших школьников;
констатирующий эксперимент по определению начальных показателей сформированности правовых представлений младших школьников;
формирующий эксперимент, связанный с оказанием специально организованных воздействий, направленных на формирование правовых представлений младших школьников;
завершающий — итоговая обработка, систематизация и обобщение полученных данных; педагогическая интерпретация полученных результатов и формулирование выводов экспериментальной части исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися начальных классов на базе общеобразовательных средних школ г.Караганды. Общее количество принимавших участие в эксперименте составило 116 человек. В соответствии с планом эксперимента вся выборочная совокупность учащихся была разделена на два класса: ЭК (экспериментальный) и КК (контрольный).
При комплектовании экспериментального и контрольного классов учитывалось следующее:
репрезентативность, т.е. младшие школьники имели приблизительно одинаковый уровень сформированности правовых представлений;
одинаковые по своему составу классы: возраст, количество учащихся, уровень их воспитанности, учебные возможности;
равные условия работы (одна смена, примерно одинаковый порядок следования занятий по расписанию);
проверка результатов эксперимента проводится на основе соблюдения установленных критериев.
Измерение интересующих нас параметров в контрольном и экспериментальном классах осуществлялось по единой методике через определенные промежутки времени. Достоверность результатов эксперимента обеспечивалась использованием комплекса методов описания педагогического объекта, количественных измерений, статистической обработки результатов, их анализом. Это позволило с высокой степенью достоверности и надежности фиксировать интересующие нас показатели. В ходе исследования формирования правовых представлений младших школьников перед нами стояла задача определить, что проверять и по каким признакам проводить классификацию зафиксированных изменений, т.е. требовали своего решения вопросы, связанные с критериями и показателями выявления эффективности проведенной работы.
В научно-педагогической литературе критерием называют признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо; правило, согласно которому делается оценка или выбор после измерения [4, 5]. При определении критериев целесообразно придерживаться следующих требований: отражать основные закономерности формирования правовых представлений младших школьников; обеспечивать установление связей между всеми компонентами исследуемой системы; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными.
Анализ, проведенный в ходе эксперимента, показал, что использование такого набора компонентов, как мотивационный, когнитивный, деятельностный наиболее полно отвечает задачам нашего исследования. Критерием мотивационного компонента является интерес младших школьников к изучению права; когнитивного компонента — правовая грамотность младших школьников; деятельностного компонента — правовое поведение младших школьников. Таким образом, мы выделили комплекс базовых критериев и показателей, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают сформированность правовых представлений младших школьников.
Сформированность интереса младших школьников к изучению права определялась показателями и уровнями, которые представлены в таблице 1.
Сформированность интереса младших школьников к изучению права
Т а б л и ц а 1
Сформированность интереса младших школьников к изучению права
Констатирующий эксперимент позволяет установить фактическое состояние исследуемого объекта, констатировать исходные параметры. Его цель — зафиксировать реалии, которые будут исходными для формирующего эксперимента.
Анализ, проведенный в ходе эксперимента, показал, что использование такого набора компонентов, как мотивационный, когнитивный, деятельностный наиболее полно отвечает задачам нашего исследования. Критерием мотивационного компонента является интерес младших школьников к изучению права; когнитивного компонента — правовая грамотность младших школьников; деятельностного компонента — правовое поведение младших школьников. Таким образом, мы выделили комплекс базовых критериев и показателей, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают сформированность правовых представлений младших школьников.
Сформированность интереса младших школьников к изучению права определялась показателями и уровнями, которые представлены в таблице 1.
Сформированность интереса младших школьников к изучению права
Т а б л и ц а 1
Сформированность интереса младших школьников к изучению права
Констатирующий эксперимент позволяет установить фактическое состояние исследуемого объекта, констатировать исходные параметры. Его цель — зафиксировать реалии, которые будут исходными для формирующего эксперимента.
По сформированности интереса младших школьников к изучению права нами были получены следующие результаты:
понимание значимости правовых знаний и умений (социальный мотив): контрольный класс (высокий — 16 чел. — 27,6%, средний — 20 чел. — 34,5%, низкий — 22 чел. — 37,9%); экспериментальный (высокий — 15 чел. — 25,9%, средний — 21 чел. — 36,2%, низкий — 22 чел. — 37,9%);
интерес к получению правовых знаний (познавательный мотив): контрольный класс (высокий
14 чел. — 24,2%, средний — 22 чел. — 37,9%, низкий — 22 чел. — 37,9%); экспериментальный (высокий — 16 чел. — 27,6%, средний — 19 чел. — 32,8%, низкий — 23 чел. — 39,6%);
отношение к нарушениям правовых норм и правонарушителям (прагматический мотив): контрольный класс (высокий — 15 чел. — 25,9%, средний — 21 чел. — 36,2%, низкий — 22 чел. — 37,9%); экспериментальный (высокий — 15 чел. — 25,9%, средний — 20 чел. — 34,5%, низкий — 23 чел. — 39,6%).
По результатам данного исследования определены уровни сформированности интереса младших школьников к изучению права, которые представлены в таблице 2.
Т а б л и ц а 2
Уровни сформированности интереса младших школьников к изучению права (констатирующий эксперимент)
Уровни сформированности интереса младших школьников к изучению права (констатирующий эксперимент)
По данным таблицы 2 построена диаграмма (рис. 1).
Уровни сформированности интереса младших школьников к изучению права (констатирующий эксперимент)
Рисунок 1. Уровни сформированности интереса младших школьников к изучению права (констатирующий эксперимент)
Правовая грамотность младших школьников определялась показателями и уровнями, которые представлены в таблице 3.
Правовая грамотность младших школьников
Т а б л и ц а 3
Правовая грамотность младших школьников
Результаты по второму критерию уровни сформированности правовой школьников сведены в таблице 4.
Уровни сформированности правовой грамотности младших школьников(констатиру ющий эксперимент)
Т а б л и ц а 4
Уровни сформированности правовой грамотности младших школьников(констатиру ющий эксперимент)
Как показали результаты констатирующего эксперимента, младшие школьники имели примерно одинаковый уровень знаний правовых норм и понятий. По результатам сформированности правовой грамотности младших школьников построена диаграмма (рис. 2).
овни сформированности правовой грамотности младших школьников (констатирующий эксперимент)
Рисунок 2. Уровни сформированности правовой грамотности младших школьников (констатирующий эксперимент)
Правовое поведение младших школьников определялось показателями представлены в таблице 5.
Правовое поведение младших школьников
Т а б л и ц а 5
Правовое поведение младших школьников
Результаты по третьему критерию — правовому поведению младших школьников:
умение анализировать и оценивать конкретные правовые ситуации, возникшие в школе, на улице, в семье и т.п.: контрольный класс (высокий — 12 чел. — 20,7%, средний — 16 чел. — 27,6%, низкий — 30 чел. — 51,7%); экспериментальный (высокий — 12 чел. — 20,7%, средний — 17 чел. — 29,3%, низкий — 29 чел. — 50%);
умение применять свои знания в различных жизненных ситуациях, действовать в соответствии с требованиями законодательства: контрольный класс (высокий — 10 чел. — 17,2%, средний — 15 чел. — 25,9%, низкий — 33 чел. — 56,9%); экспериментальный (высокий — 10 чел. — 17,2%, средний — 15 чел. — 25,9%, низкий — 33 чел. — 56,9%);
умение обосновывать свою точку зрения в случае нарушения прав и критически оценивать противоположную: контрольный класс (высокий — 10 чел. — 17,2%, средний — 16 чел. — 27,6%, низкий — 32 чел. — 55,2%); экспериментальный (высокий — 10 чел. — 17,2%, средний — 14 чел. — 24,2%, низкий — 34 чел. — 58,6%).
В таблице 6 представлены школьников. результаты по сформированности правового поведения младших
Уровни сформированности правового поведения младших школьников (констатирующий эксперимент)
Т а б л и ц а 6
Уровни сформированности правового поведения младших школьников (констатирующий эксперимент)
Из приведенной таблицы видно, что большинство учащихся находятся на низком и среднем уровне сформированности правового поведения. По данным таблицы 6 построена диаграмма (рис. 3).
Уровни сформированности правового поведения младших школьников (констатирующий эксперимент)
Рисунок 3. Уровни сформированности правового поведения младших школьников (констатирующий эксперимент)
На этапе констатирующего эксперимента по результатам бесед, анкетирования и тестирования было выявлено, что младшие школьники обладают низким уровнем сформированности правовых представлений. Это проявляется в том, что учащиеся слабо владеют правовой информацией, отсутствуют интерес и потребность в правовых знаниях, они не владеют способами защиты своих прав, интуитивно действуют в правовых ситуациях, недостаточно осведомлены о своих правах и обязанностях.
Формирующий эксперимент в педагогическом исследовании используется для глубокого изучения педагогического процесса и особенностей формирования личности, а также для апробации новых методик обучения и воспитания, технологий или программ. Нами были разработаны и внедрены в воспитательный процесс начальной школы: программа по правовому воспитанию «Страна «Закония» для учащихся 1-4 классов, программа для ЭВМ «Знатоки права», направленные на формирование правовых представлений младших школьников и являющиеся естественным дополнением к комплексному воспитанию личности. В процессе внеклассной воспитательной работы реализовывались задачи, которые способствовали формированию у учащихся знаний о жизни в демократическом обществе на основе принципов уважения прав человека, толерантности, культуры мира; свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
В таблице 7 представлены результаты формирующего эксперимента по сформированности интереса младших школьников к изучению права и правовой грамотности младших школьников.
Т а б л и ц а 7
Уровни сформированности интереса младшего школьника к изучению права и сформированности правовой грамотности младших школьников (формирующий эксперимент)
Уровни сформированности интереса младшего школьника к изучению права и сформированности правовой грамотности младших школьников (формирующий эксперимент)
Достаточно хорошая динамика наблюдается в экспериментальном классе по сформированности правового поведения младших школьников. На рисунке 4 отражены результаты сформированности правового поведения младших школьников в контрольном и экспериментальном классах.
Уровни сформированности правового поведения младших школьников(формирующий эксперимент)
Рисунок 4. Уровни сформированности правового поведения младших школьников(формирующий эксперимент)
Для проверки достоверности различий результатов в контрольном и экспериментальном классах использовали критерий t-Стьюдента, при вычислении которого нами применялся пакет «Statistic of Windows». Экспериментальные данные сведены в таблице 8 и представлены на рисунке 5.
Т а б л и ц а 8
Уровни сформированности правовых представлений младших школьников
Уровни сформированности правовых представлений младших школьников
Уровни сформированности правовых представлений младших школьников
Рисунок 5. Уровни сформированности правовых представлений младших школьников
Динамика формирования правовых представлений младших школьников свидетельствует о том, что в экспериментальном классе количество младших школьников с низким уровнем уменьшилось, а с высоким — увеличилось. В контрольном классе также произошли положительные изменения, но результаты оказались ниже по сравнению с экспериментальным.
Уровень сформированности правовых представлений младших школьников в экспериментальном классе возрос на 17,2% по сравнению с контрольным. Сравнение результатов в экспериментальном классе дает основание констатировать устойчивую положительную динамику сформированности правовых представлений младших школьников. Полученные результаты в экспериментальном классе (по сравнению с итогами контрольного класса) доказывают эффективность работы по формированию правовых представлений младших школьников.
Список литературы
Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007г. — Правовой справочник «Законодательство». — Астана: Изд-во «Юрист», 2015.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 г. — [ЭР]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/en/addresses/addresses_of_president/page_215752_
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989. — Правовой справочник «Законодательство». — Астана: Изд-во «Юрист», 2015.
Шкутина Л.А., Плотников В.М., Егоров В.В. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике. — Алматы: Ғылым, 2000. — С. 188.
Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмелогические, валеологические и экологические тайны. — СПб.: Питер, 2004. — С.
Фамилия автора: С.А.Одинцова, Е.А.Одинцова